Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Правописание ЦЫ – ЦИ. 2-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
  • формировать навыки грамотного письма;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
  • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;

Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме.

1) анализ тетрадей

– откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.

Без ошибок выполнили работу …чел.

1-2 ошибки допустили … чел.

Порадовалась за работы: …

Стараются: …

Любуюсь тетрадями: …

Будьте внимательны. Старайтесь.

2) Работа над загадкой

а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

– Прочитайте (читают самостаятельно)

– Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)

– Отгадайте (цифры). доказывают.

– Перечитайте, подумайте:

  • Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
  • Сколько звуков [ш] в загадке? (2)

– Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)

– Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску

б) мин. каллиграфии

– Обратите внимание на написание этих букв.

Показ учителя.

– Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)

Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.

в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)

– Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)

на доску карточки Ч Ц Щ

– Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

(ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

– А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

г) Перечитайте загадку.

– Что же это такое? (цифры)

– Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют

самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ

ПРОВЕРКА

– Проверим как выполнили?

– У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)

– А что у тебя не так? ( я пост. «И»; я пост. «Ы»)

– А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?

– Я сомневаюсь, какую букву надо писать.

– Так над чем будем работать?

вывешиваю на доску

3) Работа в парах.

а) – Возьмите карточку зелёного цвета.

– Прочитайте задание

– Что непонятно? Работаем.

I гр.
– Прочитайте:
Умельцы, цирк, синицы, циркуль, певцы, цитрус, мотоцикл, скворцы.
– Разбейте на две группы, запишите.
– Сделайте вывод

II гр.
Прочитайте
умельцы цирк
синицы циркуль
скворцы цитрус
певцы мотоцикл
– Когда пишется цы с буквой ы?
– Когда пишется ци с буквой и?
– Сделайте вывод.

б) Проверка

– На какие две группы вы разбили слова?

(слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

слова с орф. ЦИ с буквой И)

в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)

На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦЫ

– Перечитайте слова.

– Что интересного вы заметили? (ЦЫ стоит в конце слова)

– Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)

На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ

– Перечитайте слова.

– Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)

ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

ВЫВОД: Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)

– Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)

ФИЗМИНУТКА

4) Работа над текстом.

– Возьмите конверты, достаньте карточки.

– Прочитайте. (дети читают)

– Что прочитали? (предложения)

– Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)

– Как вы думаете, какое задание будем выполнять?

– Составьте из этих предложений текст.

Мёрзнут зимой и звери. 5
Дети рады снегу. 2
Птицы с трудом находят корм. 4
Вот и зима пришла. 1
А птицы, звери? 3

ПРОВЕРКА

– Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)

– О чём текст? Тема (наступление зимы)

– Перечитайте текст ещё раз.

– Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.

ПРОВЕРКА

– Сколько предложений записали?

– Прочитайте.

– Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.

(ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)

ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.

5) Открываю запись на доске:

– Прочитайте. (читают слова цепочкой)

– Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

– Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

– Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.

– Произнесём все вместе.

ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.

6) Вернёмся к слову (схеме)

ЦИФРЫ

– Какую же букву будем писать в этом слове?

– Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)

– Доказали правильно.

– Давайте сделаем вывод.

ВЫВОД:

– Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)

– Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)

– Кто запомнил все слова исключения?

– Назовите их.

ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.

7) Самостоятельная работа.

– Поработаем над заданием.

– Возьмите карточку (жёлтого цвета)

Прочитайте.
Улиц _ , снеж _ нка, ц _ган, Франц _ я, птенц_ , ц _ лин