Использование элементов логоритмики для совершенствования моторики и речи дошкольников

Разделы: Логопедия


Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что ведёт к негативным последствиям. Речевые нарушения часто влекут за собой отставание в развитии. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количество детей, имеющих нарушения речи. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребёнок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу.

Что такое логопедическая ритмика?

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Какова основная цель логоритмики?

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств – на занятиях по физической культуре. Развитие физических умений и ритмических способностей идёт на протяжении всего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет, что готовит детей к возрастающим нагрузкам в школе.

У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой.

Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике.

Впервые методические рекомендации по её проведению были разработаны В.А.Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода». (Гринер В.А. «Логопедическая ритмика для дошкольников». М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте за основу занятий можно использовать метод фонетической ритмики.

Что такое фонетическая ритмика?

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Развитию чего способствует логоритмика?

Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

Логоритмика состоим из следующих элементов:

  • логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей. Положительное эмоциональное состояние детей способствует достижению хороших результатов в коррекции речи воспитанников.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение даёт возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ.

Чистоговорки, пальчиковые игры, стихотворения могут использоваться и на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Комплексы общеразвивающих упражнений рекомендуется включать в утреннюю гимнастику или физкультурное занятие. Подвижные игры проводятся во время прогулок детей.

Какие задачи реализуются на логоритмических занятиях?

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Опыт показывает, что тесная взаимосвязь в работе педагогов ДОУ повышает эффективность преодоления нарушений моторики и речи дошкольников, способствует овладению правильной, чистой речью, формирует уверенность в себе, развивает мышление, коммуникативные качества, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе.

Конспект занятия

Тема: «Звук У».

Цель: знакомство со звуком у.

Задачи:

  1. Уточнить артикуляцию звука У, автоматизировать его в слогах, словах и предложениях.
  2. Учить выделять данный звук среди других гласных звуков.
  3. Развивать фонационное дыхание, силу и высоту голоса.
  4. Развивать координацию движений, мелкую моторику и произвольное внимание.
  5. Развивать координацию движений и речи, воспитывать чувство ритма.

Материал: мячики-ёжики, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Вводная часть.

Организационный момент:

– Дети послушайте стихотворение «Уточка».

Устала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на пруду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
Ну что из них получится?

– Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (Звук у).

– Сегодня мы будем учиться правильно, произносить звук у.

Упражнение на различные виды ходьбы. (Музыкальное сопровождение – «Танец маленьких утят»)

Утята идут на пруд ( ходьба по кругу в колонне), утята идут по одной тропинке (ходьба на носочках), идёт мама утка ( ходьба полуприседом), утята обходят лужи ( ходьба змейкой).

Упражнение на развитие фонационного дыхания.

И.п. – дети стоят в кругу, ноги на ширине плеч. Вдох носом, поднимая руки вверх. Выдох – медленно и плавно произносят звук у, тянут его, опуская руки через стороны вниз.

Основная часть.

Упражнение на развитие фонематического слуха – «Поезд» (дети стоят в колонну, руки на поясе)

Я буду произносить гласные звуки в медленном темпе – поезд движется, если услышите звук у – останавливаетесь. ( игра проводится 3-4 раза).

Упражнение «Бадминтон» - на развитие дикции и артикуляции.

Дети «играют» в бадминтон, произнося открытые слоги: гу-гу; ду-ду и т.д., а затем закрытые: ук-ук; ут-ут и т.д.

Упражнение на развитие мелкой моторики (мелодия «Чунга-Чанга; движения выполняются на сильную долю)

1-я фраза: чередование кулаки-ладони. 2-я фраза: чередование ладони – «замок». 3-я фраза: «Пальчики здороваются». 4-я фраза: «Бабочки летают». (Руки соединить большими пальцами, выполнять соответствующие движения).

Упражнение «Послушай и повтори» – на развитие голоса. «Воет волк» – произносим звук У сердито и громко; «воет ветер» – тихо и медленно; «ухает филин» – низким голосом; «едет поезд» - медленно, долго, низким голосом.

Упражнение с мячом и речевым сопровождением. Дети стоят в кругу. – Передаём мяч соседу и называем слово на звук У: утюг, удод, улица, удочка и т.д.

Упражнение на координацию речи с движением.

Вот Уля, вот Умка, улитка, удав. (ноги на ширине плеч, руки на поясе; повороты головы вправо-влево)
У Ули улитка, у Умки удав. (наклоны вправо-влево).
Вот Уля, вот Умка, утёнок, удод. (два приседания).
У Ули утёнок, у Умки удод. (два приседания).

Упражнения с элементами танца. (мелодия «Крылатые качели»). Дети стоят в кругу, в опущенных руках мячик-ёжик.

1-я фраза: отвести руку вправо, вернуться в и.п., отвести руку влево, вернуться в и.п. 2-я фраза: поднять мячик над головой и опустить. На припеве опустить мячик на пол, обежать и взять в пуки. 3-я фраза: показывать и прятать за спиной. 4-я фраза: покачивать над головой. На припев движения те же.

Заключительная часть.

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса (мелодия вальса). Дети лежат на коврике, руки вытянуты вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. На счёт 1, 2, 3 – напрягают мышцы, на счёт 4 – расслабляют.

  • 1-я фраза – напрячь мышцы правой руки, руку согнуть;
  • 2-я фраза – напрячь мышцы левой руки;
  • 3-я фраза – напрячь мышцы правой ноги, подтянуть её к животу;
  • 4-я фраза – напрячь мышцы левой ноги;
  • 5-я фраза – втянуть живот
  • 6-я фраза – напрячь все мышцы: рук, ног, живота.

Итог занятия:

Какие упражнения вам понравились? Какие слова со звуком У запомнили?