Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цели:

  1. познакомиться с новым согласным звуком и буквами, активизация словарного запаса;
  2. развитие речи, познавательной активности;
  3. воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить), воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту;
  4. развивать фонематический слух, внимание, память;
  5. дикцию, при помощи скороговорки;
  6. воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование:

  • учебник Русская азбука В. Г. Горецкий,
  • портреты: А. С. Пушкина, иллюстрации к произведениям Пушкина, книги А. С. Пушкина,
  • натуральные шишки (кедровые, сосновые, еловые),
  • презентация.ppt к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

II. Артикуляционная гимнастика: (Слайд 2).

1. Зеркало!

Поработаем с язычком и губами.

2. “Лисичка – собачка”.

“Лисичка” – показываем язычок.
“Собачка” – прячем язычок.

3. С языка слижем варенье с верхней губы и с нижней.

Упражнение “Вкусное варенье”.

Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок приподниму
И остаток оближу.

4. Упражнения на дыхание.

А) как правильно дышать? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.)
Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:
Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),
– Что мы сейчас делали? (Зарядку для языка, на дыхание.)
– Для чего делали? (Правильно выговаривать звук, слова, предложения.)

III. Постановка цели и задач урока

1. – Какой звук будем “открывать” узнаете из языковой разминки. (Слайд 3).
– Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш

2. подведение к формулированию темы.

– Проживает ли такой звук в нашей ленте букв?
(На доске висит лента памяти.)
– Сформулируйте тему нашего урока
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

IV. Работа над новой темой урока. (Слайд 4).

– Какой это звук? Почему?
– Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему?
– Как вы думаете, бывает ли он твёрдым или мягким?
Звук [ш] – всегда твёрдый

Ззнакомство с буквой. (Слайд 5).

На что похожа буква Ш

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл

На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.

Чтение слогов с буквой ша. (Слайд 6, 7).

Ша, шу, шо, ши, ше
Придумайте слова, начинающиеся с этого слога

Чистоговорки. (Слайд 8, 9, 10).

Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Ши – ши – ши – что – то шепчут камыши.
Ше – ше – ше – это утка в камыше.

Работа над скороговоркой. (Слайд 11).

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

V. Физкультминутка. (Слайд 12).

VI. Первичное закрепление. (Слайд 13).

1. Работа над загадками Чтение слов

Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый (Шмель).

Сегодня всё ликует!
В руках у детворы.
От радости танцуют
Воздушные … (Шары). (Слайд 14).

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного-много лет
Оставляет чёрный след. (Карандаш.) (Слайд 15).

Не похожи на иголки,
А упали тоже с ёлки. (Шишки.) (слайд 16).

(Шишки сохраняют семена хвойных деревьев, а когда семена созревают, то вырастут хвойные леса.... Так же это корм для зверей и птиц в зимнее время.)

2. Послушайте и скажите, кто автор этих строк:

Учитель:

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит

(Слайд 18).

Вы все знакомы с произведениями Пушкина, вам их читали с раннего детства ваши родители.
Вот мы сейчас и проверим, как вы их помните. (Слайд 19).

Викторина по сказкам Пушкина

1. Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду расскажи.

“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”  (Слайд 20).

2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.

“Сказка о рыбаке и рыбке”. (Слайд 21).

3. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

“Сказка о царе Салтане”. (Слайд 22).

4. Подарю тебе я птицу
Посади её на спицу
На земле и под землёй
Будет друг тебе …

“Сказка о золотом петушке”. (Слайд 23).

Физкультминутка для глаз. (Слайд 24).

Кого попросил в награду у царя Салтана Шамаханская царица. (Слайд 25).

Давайте посмотрим в учебнике Шамаханскую царицу.

3. Работа c текстом в “Русской азбуке” (с.141). (Слайд 26).

Чтение и анализ текста (хором, сами, по “цепочке”).

Вопросы:

  • Куда пошли гулять дети?
  • Какое слово имеет много значений? (Кисти)

Кисти – многозначное слово. (Слайд 27).

Кисти рябины
Кисти рук
Кисти у штор

Что собирали дети? (Шишки)

Чтение наизусть учеником.

– Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

О каких шишках идет речь? (После драк синяки и выступы.)

Итог урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (Слайд 28).