Учебные задачи:
- Вырабатывать умение понимать текст как связанные между собой по смыслу предложения, развивать умение отличать текст от набора предложений;
- Вырабатывать умение делить текст на части;
- Развивать умение различать текст-сообщение, текст-описание, текст-рассуждение;
- Учить составлять предложения с заданным словом по плану;
- Закрепить умение составить текст по картинке, развивать, умение восстанавливать деформированный текст.
Воспитательные задачи:
- Воспитание наблюдательности, мышления, связной речи;
- Воспитание бережного отношения и забота о птицах зимой.
Здоровьесберегающие:
- Увеличения двигательной активности учащихся на уроке;
- Профилактика общего и зрительного утомления.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Решаемые задачи | ||
I. Организационный момент. | Проверка домашнего задания.
– Сколько частей содержит текст? |
Прочитать каждую часть. | Актуализация знаний – о частях текста. | ||
II. Минутка чистописания: На доске написаны буквы: т, о, р, н, у, г, с |
– Разделить буквы на две группы, написав каждую группу
букв отдельно. – Расскажите всё о первой группе записанных букв (гласных) и дополните недостающими (ы, а, э). – Расскажите все о второй группе букв. Припишите парные к буквам т, г, с (д, к, з). – Составьте различные цепочки из этих букв и запишите на третьей строке. |
Объясняют метод деления на группы у, о т, р, н, г, с |
Актуализация знаний о гласных и согласных (парных).
Повторение правильного написания букв, соединений. Контроль за осанкой и
за уровнем глаз от стола.
|
||
III. Введение в тему. | 1. Постановка цели урока. – Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают тексты. Чем они отличаются друг от друга. А также закрепим изученный материал. 2. Словарно-орфографическая работа (по вариантам, карточки с пропущенной буквой).
3. Знакомство с новым словарным словом. – Новое слово узнаете, отгадав ребус е (весело) – Запишите это слово. Обратите внимание на букву, которую нужно
запомнить. |
У доски пишут по 5 слов 2 ученика.
Ребята весело провели осенние каникулы. |
Снятие моторной напряженности мышц.
Повторение словарных слов. Подготовка к введению в словарь нового слова. |
||
IV. Физкультминутка. | Гимнастика для глаз: Упражнение 1: Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Повторить 5–6 раз. Упражнение 2: Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5–6 раз. Упражнение 3: Руки – на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз. Упражнение 4: Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелке. Повторить 5–6 раз. |
Выполнение упражнений. | Происходит переключение зрения, снятие напряжения с глазодвигательных мышц. | ||
V. Актуализация знаний о типах текстов | – Докажите, что составили и записали предложение. – Повторим, что такое текст? – Чем предложение отличается от текста? – Теперь мы познакомимся, какие бывают тесты. – Что у меня в руке? – Что вы расскажите о своей ручке по данному плану? (план записан на доске) 1 – Как называется этот предмет? – Мы составили текст. В этом тексте вы рассказали нам о своей ручке. Этот текст содержит повествование, сообщение и отвечает на вопрос что произошло? Это называется текст-сообщение. (Повествование.) – А теперь представим себе, что по телефону вы рассказали другу о своей ручке. Другу ручка понравилась, и он хочет купить себе такую же. Однако, он её не видел, но показать вы её не можете. Что вам нужно сделать? – Опишите по плану (на доске). 1 – Это ручка шариковая или гелиевая? – Какой текст составили? Что в нем содержится ? Этот текст отвечает на вопросы какой? какая? И называется текст-описание. – Но ваш друг никак не поймет , почему ваша ручка лучше. Вы хотите
убедить его купить такую же. Как это сделать? Докажите, что ваша ручка
лучше другой. Начните так : “Моя ручка хороша тем, что…” . |
– Ручка.
Составление текста по плану.
Читают таблицу (на доске).
– Составление описания.
Читают таблицу (на доске).
Составление текста. |
Развитие умения отличать текст от набора слов.
Расширить представления о типах текста, познакомить с терминами “текст-сообщение”, “текст-описание”, “текст-рассуждение”.
Знакомство с текстом – сообщением. Знакомство с текстом – описанием.
Зрительное восприятие названий |
||
VI. Работа по учебнику | Стр.77, Упражнение.138 (устно). – Назовите вопросы, на которые отвечают каждый из текстов. |
Коллективная работа | Закрепление понятий о типах текстов. | ||
VII. Закрепление нового материала. | 1. Работа с деформированным текстом (текст на доске). – Расположите предметы так , что бы получился тест, дайте название тексту. Вдруг поплавок запрыгал и утонул. Плавники у окуня красные, спина темно-зеленая, а на боках темные полоски. Дернул рыбак удочку и вытащил окунька. Закинул рыболов в речку удочку и ждет. – Какой это текст? – Почему? 2. Составление теста по картинке: Примерный текст: К нам на балкон каждый день прилетает синица. Какая она яркая и красивая. Голова у синички чёрненькая. Щёчки беленькие. Спина и крылья зеленовато-серые. Грудка жёлтая с чёрным галстуком. Глаз не отведешь! – Какой это текст? |
Восстанавливают деформированный текст. – Текст-сообщение. Ответы детей. Самостоятельное составление текста и записи в тетрадь.
|
Увеличение двигательной активности
Умение применять на практике.
Контроль за осанкой и за уровнем глаз от стола. Снятие моторной напряженности с мышц.
|
||
VIII. Итог урок | – С какими текстами мы познакомились? – На какие вопросы отвечает текст-сообщение, текст-описание, текст-рассуждение? |
Ответ детей с опорой на таблицу. | Осознание себя в собственной деятельности. | ||
IX. Домашнее задание | – Составить и написать текст-описание на тему: “Моя любимая игрушка”. |