Какие бывают тексты

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (285 кБ)


Учебные задачи:

  • Вырабатывать умение понимать текст как связанные между собой по смыслу предложения, развивать умение отличать текст от набора предложений;
  • Вырабатывать умение делить текст на части;
  • Развивать умение различать текст-сообщение, текст-описание, текст-рассуждение;
  • Учить составлять предложения с заданным словом по плану;
  • Закрепить умение составить текст по картинке, развивать, умение восстанавливать деформированный текст.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание наблюдательности, мышления, связной речи;
  • Воспитание бережного отношения и забота о птицах зимой.

Здоровьесберегающие:

  • Увеличения двигательной активности учащихся на уроке;
  • Профилактика общего и зрительного утомления.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Решаемые задачи
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

– Сколько частей содержит текст?

Прочитать каждую часть. Актуализация знаний – о частях текста.
II. Минутка чистописания:

На доске написаны буквы:

т, о, р, н, у, г, с

– Разделить буквы на две группы, написав каждую группу букв отдельно.
– Расскажите всё о первой группе записанных букв (гласных) и дополните недостающими (ы, а, э).
– Расскажите все о второй группе букв. Припишите парные к буквам т, г, с (д, к, з).
– Составьте различные цепочки из этих букв и запишите на третьей строке.
Объясняют метод деления на группы у, о

т, р, н, г, с

Актуализация знаний о гласных и согласных (парных). Повторение правильного написания букв, соединений. Контроль за осанкой и за уровнем глаз от стола.

 

 

III. Введение в тему. 1. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают тексты. Чем они отличаются друг от друга. А также закрепим изученный материал.

2. Словарно-орфографическая работа (по вариантам, карточки с пропущенной буквой).

1в.
с_рок
р_бота
з_вод
п_тух
р_бята
в_р_бей
л_сица
вдру_
т_вар_щ 
д_журный
2в.
уч_ник
М_сква
с_бака
быстр_
х_роший
т_традь
_дежда
яг_да
м_шина
 

3. Знакомство с новым словарным словом.

– Новое слово узнаете, отгадав ребус

е (весело)

– Запишите это слово. Обратите внимание на букву, которую нужно запомнить.
– А безударную гласную – е- мы можем проверить? Подберите проверочное слово.(веселый).
– Подберите слово, которое является антонимом к слову весело, запишите его (грустно).
– Какие ещё слова – антонимы можно подобрать? (скучно, тоскливо, печально, угрюмо, горестно).
– Назовите синонимы к слову весело (радостно).
– Составьте предложения со словом весело и запишите его. Выделите главные члены предложения.

 

 

 

У доски пишут по 5 слов 2 ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята весело провели осенние каникулы.

Снятие моторной напряженности мышц.

 

Повторение словарных слов. Подготовка к введению в словарь нового слова.

IV. Физкультминутка. Гимнастика для глаз:

Упражнение 1: Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Повторить 5–6 раз.

Упражнение 2: Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5–6 раз.

Упражнение 3: Руки – на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз.

Упражнение 4: Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелке. Повторить 5–6 раз.

Выполнение упражнений. Происходит переключение зрения, снятие напряжения с глазодвигательных мышц.
V. Актуализация знаний о типах текстов – Докажите, что составили и записали предложение.
– Повторим, что такое текст?
– Чем предложение отличается от текста?
– Теперь мы познакомимся, какие бывают тесты.
– Что у меня в руке?
– Что вы расскажите о своей ручке по данному плану?

(план записан на доске)

1 – Как называется этот предмет?
2 – Где его купить?
3 – Сколько он стоит?
4 – Для чего он предназначен?

– Мы составили текст. В этом тексте вы рассказали нам о своей ручке. Этот текст содержит повествование, сообщение и отвечает на вопрос что произошло?

Это называется текст-сообщение. (Повествование.)

– А теперь представим себе, что по телефону вы рассказали другу о своей ручке. Другу ручка понравилась, и он хочет купить себе такую же. Однако, он её не видел, но показать вы её не можете. Что вам нужно сделать?

– Опишите по плану (на доске).

1 – Это ручка шариковая или гелиевая?
2 – Каков её размер? (Длина, толщина.)
3 – Какого она цвета?
4 – Какие ещё есть приметы?

– Какой текст составили?

Что в нем содержится ? Этот текст отвечает на вопросы какой? какая? И называется текст-описание.

– Но ваш друг никак не поймет , почему ваша ручка лучше. Вы хотите убедить его купить такую же. Как это сделать? Докажите, что ваша ручка лучше другой. Начните так : “Моя ручка хороша тем, что…” .
– К этому тексту можно поставить вопрос почему?, и он называется текст-рассуждение.
– Итак, какие бывают тексты?

 

 

 

 

– Ручка.

 

 

Составление текста по плану.

 

 

 

 

Читают таблицу (на доске).

 

 

– Составление описания.

 

 

 

Читают таблицу (на доске).

 

 

Составление текста.
Читают таблицу (на доске).
По таблицам повторяют название текстов.

Развитие умения отличать текст от набора слов.

 

Расширить представления о типах текста, познакомить с терминами “текст-сообщение”, “текст-описание”, “текст-рассуждение”.

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с текстом – сообщением.

Знакомство с текстом – описанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зрительное восприятие названий

VI. Работа по учебнику Стр.77, Упражнение.138 (устно).
– Назовите вопросы, на которые отвечают каждый из текстов.
Коллективная работа Закрепление понятий о типах текстов.
VII. Закрепление нового материала. 1. Работа с деформированным текстом (текст на доске).
– Расположите предметы так , что бы получился тест, дайте название тексту.
Вдруг поплавок запрыгал и утонул. Плавники у окуня красные, спина темно-зеленая, а на боках темные полоски. Дернул рыбак удочку и вытащил окунька. Закинул рыболов в речку удочку и ждет.
– Какой это текст?
– Почему?

2. Составление теста по картинке:
– Расскажите, какие птицы прилетают к кормушке с наступлением холодов?
– Мы будем составлять текст о синичке по этой картинке (картинка в учебнике)

Примерный текст:

К нам на балкон каждый день прилетает синица. Какая она яркая и красивая. Голова у синички чёрненькая. Щёчки беленькие. Спина и крылья зеленовато-серые. Грудка жёлтая с чёрным галстуком. Глаз не отведешь!

– Какой это текст?
– Почему?
– Сколько частей вы выделили?

 

 

 

Восстанавливают деформированный текст.

– Текст-сообщение.
– Отвечает на вопрос что произошло?

Ответы детей.

Самостоятельное составление текста и записи в тетрадь.

 

 

 

 

 

Увеличение двигательной активности

 

 

 

 

Умение применять на практике.

 

Контроль за осанкой и за уровнем глаз от стола. Снятие моторной напряженности с мышц.

 

 

 

 

VIII. Итог урок – С какими текстами мы познакомились?
– На какие вопросы отвечает текст-сообщение, текст-описание, текст-рассуждение?
Ответ детей с опорой на таблицу. Осознание себя в собственной деятельности.
IX. Домашнее задание – Составить и написать текст-описание на тему: “Моя любимая игрушка”.