Машинные швы. 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


ЗАДАЧИ УРОКА:

  • УЧЕБНЫЕ: Формирование технологических умений при работе с тканями, специальных знаний, умений и навыков при выполнении машинных швов.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитание интереса к истории шитья, аккуратности, трудолюбия, сознательное выполнение правил техники безопасности, формирование активной позиции в вопросах экологии.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: Формирование умения работать с различными источниками информации, развивать память, логическое наглядное мышление.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с машинными швами и методами их изготовления.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

  • УЧЕБНЫЕ: Швейная машина, ткань, набор портновских инструментов, рабочая тетрадь.
  • НАГЛЯДНЫЕ: Плакаты "Машинные швы", "Обработка боковых швов", "Правила техники безопасности", образцы обработки швов.
  • РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: плакаты с образцами машинных швов, рисунки способов обработки, набор тканей.
  • ТСО: Компьютер.
  • ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ: Фактический материал по технологии. Новейшие технологии ведущих производителей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2-3мин.)

  • отметить явку учащихся.
  • записать тему в журнал.
  • охрана безопасности труда.
  • создание условий для работы детей в спокойной обстановке.
  • дежурство.
  • наличие формы.
  • готовность к уроку.

II. Содержание контроля знаний и умений (8-10 мин.)

Вопросы.

С какими видами ткани вы познакомились на уроках технологии?

Какими свойствами обладают шерстяные и хлопчатобумажные ткани?

Какие эстетические и эксплутационные требования предъявляют к одежде?

Какие машинные швы вы уже использовали при изготовлении прихватки и фартука?

С какими новыми машинными швами вы познакомились из различных источников информации и где они применяются?

(самостоятельная подготовка учащихся к уроку).

Когда и где в России начали выпускать швейные машины?

(самостоятельная подготовка самостоятельная к уроку)

III. Формирование знаний и умений.

История шитья.

История шитья насчитывает уже более 20 тысяч лет. Первые одежды создавались из шкур животных, а соединялись они сухожилиями, иглами у наших предков были острые камни, крупные кости рыб.

А в Африке одежду изготовляли из крупных листьев растений, соединяя их волокнами из растений с помощью заостренных веток и шипов.

Швейные машины.

И пошив одежды и ее отделка долгое время были ручной трудоемкой работой. Но с изобретением швейной машинки процесс шитья сталь легче, что позволило изготовление одежды как в домашних условиях так и на производстве.

Одежда, изготовленная на швейной машине, выглядит лучше, швы качественнее, а обработанные срезы швов становятся прочнее и изделие не портится от стирок и дольше сохраняет свой первоначальный вид.

При изготовлении фартука вы выполняли машинные швы.[1]

В этом году мы с вами будем шить юбку, для ее изготовления потребуются знания технологии изготовления таких швов как:

Стачной шов в разутюжку (стачивание боковых швов).

Настрочной шов(при обработке пояса).

Накладной шов (при обработке пояса).

Шов вподгибку с закрытым срезом (обработка низа юбки).

Швы по обработке срезов. [2]

Кромка - ее обрабатывать не надо. Для этого шов должен быть прямым и детали скроены так, чтобы припуск шва совпадал с кромкой ткани, а чтобы не было морщин после стачивания деталей надо сделать на обеих кромках косые надрезы с интервалом 7,5-10см.

Строчка с обрезанными зубчиками краем (для плотной ткани).

img5.jpg (9492 bytes)

Для выполнения данного шва необходимо отстрочить припуски на расстоянии 6мм от срезов, разутюжить припуски и надрезать края близко к строчке зубчиками.

Обработка края припуска "зигзагом".

Такая строчка эластична и не дает ткани сразу осыпаться.

Известны два способа обработки припусков "зигзагом".

1 способ:

Отстрочить припуски близко к срезу "зигзагом" максимальной ширины, но не выходя за ее пределы. Обрезать ножницами близко к строчке.

 

2 способ:

Ровно обрезать срезы припусков. Отстрочить припуски в край, чтобы строчка выходила за срез.

 

Возможна обработка срезов на "Оверлоке" или вручную, петельным швом.

ИНСТРУКТАЖ

"Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине".

  1. Сидеть прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову и корпус вперед.
  2. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
  3. Стул должен стоять напротив иглы.
  4. Расстояние между работающим и столом машины 10-15 см.
  5. Руки во время работы должны лежать на платформе.
  6. Изделие от глаз работающего на расстоянии 30-40 см.

Техника безопасности при работе на швейной машине.

  1. Волосы спрятаны под косынку.
  2. На машине не должно быть посторонних вещей.
  3. Перед работой проверить, не осталось ли в изделии булавок.
  4. Не наклоняться близко к движущимся частям машины.
  5. Следить за правильным положением рук и ног.

IV. Продолжение формирования знаний и умений. 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

"Выполнение машинных швов".

Задание: Для закрепления новой темы выполните машинные швы:

  1. Стачной шов в разутюжку.
  2. Накладной шов с закрытым срезом.
  3. Настрочной шов.
  4. Обработайте припуски способом подходящим для данной ткани.

Оборудование: швейная машина, ткань, ножницы, образцы обработки срезов ткани, нитки, схемы последовательности выполнения машинных швов, образцы готовых швов.

ХОД РАБОТЫ

Выполнить стачной шов из ткани с кромкой (не забудьте - определить долевую нить).

Выполнить стачной шов из ткани без кромки.

Выполнить накладной шов с закрытым срезом.

Обработать срезы, способом, подходящим для данной ткани.

СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ СРЕЗОВ ТКАНИ.

ВИД ТКАНИ СПОСОБ ОБРАБОТКИ
Хлопок Косые надрезы
Лен Строчка с обрезанными зубчиками
Драп Обработка "Зигзагом"
Шерсть Обработка вручную петельным швом

Соблюдайте правила техники безопасности.

Уберите рабочее место.

V. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

Оценка. Итог урока (10мин.)

Учащиеся подводят итоги урока, выставляют себе оценку за практическую работу, за блиц опрос и дополнительную работу.

Далее идет разбор наиболее типичных ошибок.

При оценке работы проверяется:

Аккуратность и качество строчки и шва.

Правильный выбор способа обработки среза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Рабочая тетрадь "Технология", Е.В. Воронко, М: Корона Принд, 1999.
  2. "Новое в шитье", М: Ниола - 21-й век, перевод с англ. Ю.Л. Плискиной, 1996.