Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Авторская программа "Зернышко" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте

Разделы: Работа с дошкольниками


Зёрнышко – названье это
Мною выбрано не зря,
Я не делаю секрета
Из названия друзья.

Ведь из зёрнышка на поле
Прорастает колосок,
Так при подготовке к школе
Детям мы даём урок.

Научиться должен каждый
Четко звук произносить
Это очень-очень важно,
Чтобы грамотными быть.

Слово состоит из звуков:
Мягких, твердых – нужно знать!
Это целая наука
Звук из слова выделять.

А затем слова составить
На определённый звук,
Букву каждую представить
И произнести их вслух.

Все занятия бесспорно
Всходы новые дадут.
К цели кто идёт упорно
Тех всегда победы ждут.

А затем слова на части
Просим мы детей разбить.
И для педагога важно
Научить всех речь любить.

А составить предложение
Чтобы плавной стала речь
Нужно знанье и уменье
Важно свой язык любить.

Чтобы речь не засорялась,
Чтобы легче было жить
Чтоб все к лучшему менялось
Мы должны детей учить.

Ни к чему нам дисграфия
Это ж 21 Век.
Скажет, нет дислексии
Современный человек.

Актуальна тема эта
Знает каждый педагог.
Звук, как яркий лучик света,
Из зерна взойдет росток.

Пояснительная записка к программе по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы.

Актуальность данной проблемы.

В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.

Задачи.

Процесс обогащения представлений и знаний детей о слове как единице языка – процесс сложный и длительный, он предполагает:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Усвоение звукового анализа слова.
  3. Ознакомление со слоговой структурой слова.
  4. Анализ словесного состава предложения.
  5. Развитие логического мышления.
  6. Развитие мелкой моторики.

Цель выбора данной проблемы.

Изучить уровень развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста и определить условия способствующие формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звуко-буквенного анализа.

Основной принцип работы.

Работа по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах: от простого – к сложному, последовательность, учет возрастных особенностей, соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала; использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов.

Цель данной программы.

Данная программа основывается на типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильева по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте с учетом пособий различных авторов: Шаеховой Р.К., Ушаковой О.С., Симановского А.Э., Новотворцовой Н.В., Каше Г.А., Сухаревой Э.Л., Третьяковой Т.С., Тумаковой Г.А. и др.

Цель: помочь воспитателям в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению детьми звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения.

Программа состоит из 9 частей:

  1. Перспективный план (см. Приложение 1).
  2. Конспекты занятий (см. Приложение 2).
  3. Диагностика детей (см. Приложение 3).
  4. Дидактические игры (см. Приложение 4).
  5. Упражнения (см. Приложение 5).
  6. Логические задачи (см. Приложение 6).
  7. Кроссворды (см. Приложение 7).
  8. Игры с зеркалом (см. Приложение 8).
  9. Пальчиковые игры (см. Приложение 9).

В 1 части представлены перспективные планы по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Задачи по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте можно объединять в одном занятии. На каждом занятии дополнительно с основными целями решают