Урок литературного чтения по стихотворению А.Н. Плещеева "В бурю". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. организовать деятельность учащихся для знакомства со стихотворением, совершенствуя навыки чтения и устной речи.
  2. способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. способствовать развитию воспитания быть внимательным и чутким к родным и близким; способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.

Тип урока: первичное изучение и запоминание новых знаний.

Форма организации урока: комбинированный урок «добрых мыслей».

Дидактическое обеспечение урока:

  1. Портрет писателя (диск, телевизор).
  2. Музыка (романс Виноградова, песня о маме).
  3. Пособие для этапа актуализации (ромашка).
  4. Пословицы о маме.
  5. Иллюстрации для игры «Подарки маме» (на карточках цветы, ягоды, бабочки, радуга).

Ход урока

I. Организационный этап.

  1. Приветствие.
  2. Чтение учителем стихотворения Расула Гамзатова «Берегите матерей».

II. Этап проверки домашнего задания.

  1. Учитель благодарит детей за прекрасные сочинения о маме.
  2. Дети читают отрывки из своих сочинений.

III. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

  1. Мама (ассоциативный ряд, собрать ромашку)(нежная, добрая, трудолюбивая, заботливая и тд.)
  2. Назвать произведение для знакомства.
  3. Определить цели урока.

IV. Этап изучения нового материала.

1. Прочитать биографию поэта.

Плещеев Алексей Николаевич. (1825-1893)
Плещеев писал стихи, рассказы, был хорошим переводчиком. Родился поэт в небогатой семье. Детство провёл в Нижнем Новгороде. Он прожил трудную жизнь. Бедность очень угнетала его. Плещеев был впечатлительным человеком, поэтому ему трудно приходилось в жизни. Будучи бедняком, он очень сочувствовал другим беднякам и призывал бороться с бедностью за лучшее будущее своего народа.
Современники вспоминали Плещеева как очень мягкого и доброго человека, всегда готового прийти на помощь. Он написал более 50 стихотворений. Они наполнены нежностью, любовью.
«Без родной природы, без любви к ней, к Родине, нет настоящего человека», – так считал поэт Плещеев.

2. По группам:

1 группа: ответить на заданные вопросы по биографии поэта
2 группа: пересказ.
3 группа: выбрать высказывание, связанное с основной мыслью творчества Плещеева.

3. Работа по анализу текста.

  1. «В бурю». Плещеев. Как вы думаете, о чём будет стихотворение Плещеева, «В бурю»? (прогнозирование)
  2. Чтение учителя. (первичное)
  3. Перечитать стихотворение учащимися.
  4. Почему стихотворение, которое называется «В бурю» начинается с таких строчек? (о маме)
  5. Какие слова помогают нам это увидеть?
  6. Художественные приемы, которые использует поэт?
  7. Какие краски будете использовать, рисуя маму?
  8. Какие краски будете использовать, рисуя бурю?
  9. Какие слова помогают нам это увидеть?
  10. Художественные приемы, которые использует поэт?
  11. Какие краски будете использовать, рисуя маму?
  12. Какие краски будете использовать, рисуя бурю?
  13. «Мама». Какая она? Что узнаём из стихотворения?
    Нежная
    Качает колыбель
    Поёт
    Мой малютка
    Гонит бурю
    Успокаивает
    Охраняет
    Обещает солнце и любовь
  14. «Буря». Какая она? Что узнаём из стихотворения?
    Сердитая
    Воет
    Стучит
    Гром
    Несёт чёрные тучи
    Тревожит сон
  15. Кто побеждает мама или буря? (Векторная стрелка?)
  16. Какие строчки это подтверждают? (2 последних четверостишия)
  17. Что же хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю?

(Если рядом мама, то не страшны никакие бури!)

V. Этап закрепления знаний.

  1. Прослушать романс Виноградова «В бурю», сказав, что произведение не оставило равнодушным композиторов. (Архипова, Лемешев. Они тоже исполняют романсы по этому стихотворению)
  2. Чтение пословиц о маме, (развешены по периметру класса)
  3. Чтение любимых стихотворений о маме, которые приготовили дети.
  4. Песня о маме. (поют дети).
  5. Игра «Подарки для мамы» – дети берут карточки, на которых изображены бабочки, цветы, радуга, солнце и одни словом говорят, что подарит природа маме, (здоровья, счастья, любви и тд.)

VI. Этап домашнего задания.

Контрольное чтение стихотворения «В бурю».

VII. Этап подведения итогов уроков.

  1. Благодарность детям.
  2. Оценка работы класса.

VIII. Этап рефлексии.

Что я расскажу маме про наш урок литературного чтения?