Нестандартный урок по познанию мира в 4-м классе "Космос"

Разделы: Начальная школа


Цель: Уточнить и расширить представление детей о космосе, как о единстве космических объектов.

Задачи:

  • Сформировать понятия: звезда, звездная система, созвездие, планета, комета, метеор, метеорит, болид, астероид.
  • Развивать мыслительные операции, устную речь, воображение, любознательность, умение слышать друг друга, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать.
  • Воспитывать бережное отношение к Земле, как к нашему общему дому. Прививать интерес к предмету.

Оборудование: Слайд-фильм «Космос», магнитофон, карточки «Галактика», «Вселенная».

Место проведения: Мультимедийный кабинет.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Мобилизующий момент

Ребята, не успели мы закончить путешествие по природным сообществам, как вновь отправляемся в путешествие. А вот куда мы отправимся сегодня? Посмотрите на иллюстрацию (слайд 1 Презентации)

– Куда?

– Почему вы так решили?

– Сегодня мы действительно побываем в космосе, т.к. тема нашего урока «Космос» или «Вселенная» (слова синонимы).

– Почему это загадочный мир?

– Сегодня мы постараемся разгадать некоторые загадки КОСМОСА. Начнем с самых простых.

Разминка:

  • Как называется наука, которая изучает космос? (астрономия) слайд 2
  • Как называют человека, который наблюдает и изучает звезды? (астроном) слайд 2
  • С помощью какого прибора изучают звездное небо? (телескоп) слайд 3
  • На чем отправляются в космос? Откуда? (космический корабль, космодром) слайд 4
  • Как называется космодром в нашей стране? (Байконур)
  • Какие еще знаете космодромы?

– Что такое космос?

– Почему вы затрудняетесь ответить?

– Цель нашего путешествия?

– Сейчас вы отправитесь в космос. Будьте очень внимательны и запомните все, что вы увидите.

( Звучит космическая музыка, дети 2-3 минуты рассматривают звездное небо, Солнечную систему, малые тела – слайды 5-7).

III. Изучение нового материала

А) – Все прибыли на Землю. Поделитесь впечатлениями. Что увидели?

ЗВЕЗДА (слайд 8) – что это? Что знаете о звездах?

– Что интересного заметили в расположении звезд?

СОЗВЕЗДИЕ (слайд 8) – что это? Что о них знаете?

Б) Работа с текстом

– Все ли мы знаем о звездах? Прочитайте текст (слайд 9)

– Что нового узнали о звездах?

– Что такое звездная система?

– Почему она так называется?

Вывод: Звезд очень много, значит Звездных систем тоже очень много.

(По ходу рассуждений на доске составляется и записывается таблица)

– Вы знаете название какой-нибудь звездной системы? (Солнечная)

– Почему она так называется?

– Почему это система? (таблица пополняется)

– Сколько вокруг нее обращается планет?

Рассмотрим их, вспомним названия. (слайды 10-19)

В) Остановимся на одной планете. – Как она называется? – Чем отличается от других? (слайд 20)

Назовите ассоциации, эпитеты.

Звучит стихотворение Я. Акима «Земля»

Есть одна планета- сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…
Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!

– Как надо беречь планету?

Г) – Планета – это звезда? Докажи.

Д) Работа с текстом (слайд 21)

– Прочитай и найди ответ.

– Что же такое планета?

Е) – Какие еще знаете космические тела?

(слайд 22) – спутник – что это? – У нашей планеты есть спутник? Какой?

(слайд 23) – астероид (планета-невидимка)

(слайд 24) – комета («хвостатая звезда»)

(слайд 25) – метеор («падающая звезда»)

– метеорит (метеор, достигший Земли)

– болид (яркий и большой метеор)

Ж) Ребята, у меня осталось еще два космических слова: ГАЛАКТИКА и КОСМОС (ВСЕЛЕННАЯ)

– Что они означают? (рассмотреть слайды 26-29)

– Куда их записать в схеме?

– Какое понятие шире? Уже? Поясни.

– Вот мы и разгадали самую главную загадку.

– Что же такое КОСМОС?

(Один учащийся рассказывает по схеме).

З) В завершении путешествия я бы хотела предложить вам еще одну загадку-тест.

  1. Солнце – это:
    а) планета;
    б) звезда;
    в) тело.

  2. Сколько всего известно планет:
    а) 3;
    б) 6;
    в) 9.

  3. Планета Земля по своим размерам:
    а) больше солнца;
    б) меньше солнца;
    в) такая же, как солнце.

  4. Самая маленькая планета:
    а) Сатурн;
    б) Уран;
    в) Плутон.

  5. Самая большая планета:
    а) Марс;
    б) Сатурн;
    в) Юпитер.

  6. У какой планеты нет спутника:
    а) Сатурн;
    б) Земля;
    в) Венера.

  7. На какой планете существует жизнь:
    а) Марс;
    б) Земля;
    в) Венера.

  8. Земля способна отражать:
    а) собственный свет;
    б) свет солнца;
    в) ничего.

(компьютер показывает оценку)

– Какой вопрос был трудным?

Путешествие нам удалось и подошло к завершению.

Д/З: приготовьте по желанию задания о космосе

  • разминка
  • рисунок
  • загадки
  • сообщение
  • реферат

Все молодцы. Спасибо за урок.