Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Адресаты любовной лирики Ф.Тютчева. "О, как убийственно мы любим"

Разделы: Преподавание литературы, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18,22 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  1. Познакомить с любовной лирикой Ф.Тютчева.
  2. Обучение анализу стихотворений.
  3. Обучение сравнительному анализу.
  4. Воспитание достойного слушателя, умеющего ценить прекрасное.

Формы работы: чтение наизусть стихотворений, выступление учеников с биографическими сведениями, анализирование и обсуждение стихотворений.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Объявление темы урока

Сегодня на уроке мы с вами обратимся к любовной лирике Ф.Тютчева.

(Слайд №1)

Эпиграфом к уроку являются слова: «Как убийственно мы любим». Действительно, любовь для Тютчева – это убийство, это самоотдача, жертвенность души.

(Слайд №2)

Поэзия Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) определялась исследователями как философская лирика.

Обстоятельства личной жизни Тютчева содействовали развитию этой линии его творчества. Тютчев был человек бурных чувств и страстей. Уже ранние его стихотворения, посвященные любви, поражают силой и откровенностью выражения страсти.

Уже в раннем стихотворении «К N.N.» (1830) лирический герой наблюдает любимую женщину, пытается на основании ее поступков заключить о ее чувствах, ее характере и, удивляясь этому характеру, размышляет о причинах формирования его свойств:

Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.

(Слайд №3)

- Прочитайте раннее любовное стихотворение Ф.Тютчева.

- О чем пишет поэт? (О взоре женщины.)

- Что придаёт взгляду женщины неотразимую силу? (Страсть.)

Для страстных стихотворений, какими являются произведения Тютчева, нужна муза.

Мюнхенский период – пора и сердечных увлечений, первой любви Тютчева.

Вскоре после приезда в столицу Баварии Тютчев влюбился в совсем ещё юную (14 лет) графиню Амалию фон Лерхенфельд.

(Слайд №4)

Сообщение ученика

Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ею восхищались позднее такие разные люди, как Гейне (он назвал ее «Божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской), Пушкин, Бенкендорф, Николай I. Баварский король Людвиг I заказал портрет Амалии для собираемой им галереи европейских красавиц.

До нас дошли неясные сведения о драматических перипетиях начала 1825 года, когда Тютчев едва не оказался участником дуэли (неизвестно с кем, но явно в связи со своей любовью к Амалии) и должен был уехать из Мюнхена (в мае 1825 года), уволившись в отпуск.

За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном А. С. Крюднером (иногда пишут Крюднер), который тогда же стал понимая, что Амалия Максимилиановна, симпатизируя ему, стремилась к богатому и знатному замужеству, Тютчев все же был потрясен, узнав о ее браке. Возможно, что Теодор (имя Тютчева на немецкий манер) просил руки Амалии, но был резко отвергнут ее родней, категорически не принявшей чувств самой молодой женщины, которая, как утверждают некоторые источники, из-за этого даже «выплакала все слезы».

Он долго не мог забыть свою первую любовь, ее «милый взор, невинной страсти полный»; будучи уже женатым, более чем через 10 лет знакомства с ней, он написал «Я помню время золотое...», посвященное Амалии.

(Слайд №5 с чтением стихотворения артистом.)

- Как вы думаете, почему эти стихи легли в основу романса?

- Объясните эпитет в начале стихотворения. (Время золотое.)

- Опишите образ прекрасной девушки. (Младая фея, плечи юные, с весёлостью беспечной.)

- На фоне чего состоялось романтическое свидание?

- Природа является фоном или противопоставляется описываемым событиям?

Сообщение ученика

А спустя почти 40 лет, случайно встретившись с ней (в июле 1870 года, когда она была уже во втором браке за графом Н. В. Адлербергом), находясь на лечении в Карлсбаде (ныне Карловы Вары), откликнулся на эту встречу прекрасным стихотворением-воспоминанием, хорошо известным, однако, не по названию «К. Б.», которое биографы Тютчева расшифровали как «Крюднер. Баронессе», а по первой строчке «Я встретил вас – и все былое...»: (слайд №6 с прослушиванием романса в исполнении Олега Погудина).

Комментарий учителя.

3. Обучение анализу стихотворений

Стихотворение очень интимное, и поэт в нём рассказывает про то, как воспоминания о прошлом, вызванные новой встречей, оживили его душу, заставили его чувствовать, переживать, любить. В стихотворении он раскрывает свои самые искренние чувства и показывает читателю, как сильно может любить человек.

- Какое время вспоминает поэт? Чувствуете связь с предыдущим стихотворением?

- Почему время золотое?

Комментарий учителя

Говоря о золотом цвете некоторого времени, Тютчев выражает среду, смогшую растопить лёд в сердце поэта и заставившего его испытать чувство любви, что выражается и в словах автора: «я», «вас», «я», «вас» – человек не знает, как выразить свою любовь.

Сравнительный анализ со стихотворением Пушкина.

(Слайд №7, 8) Работа с таблицей.

- Выделите критерии сравнения.

- Какие выводы можете сделать?

Сообщение ученика

Однако все, кто знал о любви поэта к Амалии, были несказанно изумлены, когда буквально через 2 месяца, 21 февраля 1826 года, Тютчев тайно обвенчался с Эмилией Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботмер (род Ботмеров принадлежал к наиболее старинным аристократическим родам Баварии), старше его на 4 года, недавно овдовевшей (была замужем за русским дипломатом Александром Петерсоном, умершим в 1825 году), матерью четырех сыновей в возрасте от одного до семи лет (Карла, Оттона, Александра и Альфреда). Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе (юридический брак Федора Тютчева с Элеонорой Петерсон состоялся лишь 27 января 1829 года).

Такой странный и поспешный поступок объясняли тем, что Тютчев действовал необдуманно, лихорадочно, стараясь избавиться от страданий, причиненных замужеством Амалии...

(Слайд №9)

Может быть, это было так, но правда и то, что вскоре он сумел полюбить Элеонору и оценить ее скромное достоинство; она стала для Тютчева другом и, как всегда, когда он любил, – источником вдохновения.

О красоте и женственности Элеоноры Федоровны Тютчевой свидетельствуют ее портреты.

А о её бескорыстной любви говорят следующие строки:

(Слайд №10)

(Слайд №11)

(Слайд № 12) Подготовленный ученик читает стихотворение.

- Чем была для Тютчева любовь его первой жены? (Лучом солнца, благодатью, чем-то возвышенным и светлым.)

Сообщение ученика

Однажды на балу, произошла первая встреча поэта с будущей второй женой, баронессой Эрнестиной Дёрнберг .Многое осталось скрытым в истории отношений Федора Ивановича Тютчева с Эрнестиной Дёрнберг. Однако дошедшие до нас письменные намеки и отголоски, отрывки из дневников и фрагменты некоторых стихотворений свидетельствуют о том, что это не было чуждое «взрывам страстей» увлечение, подобное любви-дружбе к «прекрасной Амалии». Нет, это была та самая «роковая страсть», которая, по словам самого Тютчева, «потрясает существование и в конце концов губит его».

(Слайд № 13)

В Эрнестине поэт нашел, помимо красоты, ума, блестящей образованности, глубокую духовную близость. Она совершенно затмевала милую и обаятельную, по общему признанию, но неяркую Элеонору...

Есть основания думать, что весной 1836 года роман Тютчева получил некоторую огласку. В явной связи с этим Элеонора Федоровна даже пыталась покончить с собой.

Полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира – неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира, воплощение.

Тютчев был сердечно привязан к жене, с которой прожил вместе уже более 10 лет и которая стала матерью трех его дочерей. Многое выпало на долю Элеоноры: катастрофа, лишения. Переутомление, глубокое нервное потрясение, от которого Элеонора Федоровна так и не смогла оправиться, и сильная простуда сломили ее и без того хрупкое здоровье. 27 августа (9 сентября) 1838 года она умерла, по словам Тютчева – в жесточайших страданиях.

Смерть жены страшно потрясла поэта. В одну ночь он поседел у ее гроба...

(Слайд № 14 стихотворение читается под музыкальное сопровождение «Лунной сонаты» Л.В.Бетховена)

Слово учителя

Если бы не «мюнхенская любовь» к Эрнестине Дёрнберг, которой за несколько месяцев до того поэт сказал «последнее прости», он, возможно, и не вынес бы тяжести понесенной им утраты.

Любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало. В такие минуты Тютчев-поэт как бы отторгался от Тютчева-человека.

Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Машинально брала их в руки и так же машинально бросала их в камин...

- Чтение стихотворения «Она сидела на полу...» (читает учитель).

Анализ стихотворения «Она сидела на полу...».

Вопросы уч-ся:

1) Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

2) Какова композиция данного стихотворения?

В презентации стихотворение разбито на 2 части, озаглавьте их.

Запишите свои наблюдения.

В презентации также выделены изобразительные средства, на которые нужно обратить внимание.

(Слайд №15)

Через некоторое время (слайд № 16) письменные работы читаются вслух.

Были письма, которые не сразу находили своего адресата.

Сообщение учителя.

И в то же время письма поэта, остававшегося в Петербурге, к жене в Овстуг показывают, насколько по-прежнему болезненно он переносил разлуку с ней. «...Нет в мире существа умнее тебя, – пишет он ей однажды. – Мне не с кем больше поговорить. Мне, говорящему со всеми». Но, быть может, одним из самых знаменательных и задушевных признаний из когда-либо сделанных поэтом являются стихи, написанные им весной 1851 года: (слайд №17 читает ученик)

Тютчев вложил листок бумаги с этими строчками в альбом-гербарий, принадлежавший жене. Не замеченные ею, стихи много лет пролежали между страницами альбома и лишь в 1875 году, почти через четверть века после их написания и через два года после смерти их автора, были случайно обнаружены той, к которой они относились...

(Слайд №18 читает ученик)

Сообщение ученика

Роман Тютчева с Еленой Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было – 24, ему – 47... и развивался пугающе стремительно!

(Слайд №19)

Через полтора десятилетия Тютчев напишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю она свою вдохнула,
Как всю себя перелила в меня...

Федор Иванович снял недалеко от Смольного квартиру с видом на Неву, где они встречались. Долгое время никто ни о чем не догадывался.

Но вскоре Елена забеременела. Это ли не позор для Института благородных девиц! Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал. Жестокие обвинения пали на женщину, которая ради любимого человека пренебрегла и честью, и будущим. Скандал разгорелся в марте 1851 года, почти перед самым выпуском и придворными назначениями. Теперь перед нею навсегда закрылись двери домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец ее проклял. От полного отчаяния ее спасала только ее Любовь и привязанность к Тютчеву. Она прощала ему абсолютно все: частые отлучки, постоянную жизнь на две семьи.

Об этой любви следующее стихотворение (слайд № 20 читает ученик под музыкальное сопровождение вальса Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь».)

Слово учителя. Что же это за любовь?

(слайд №21) Любовь в Денисьевском цикле – любовь роковая, но все дело в том, что у Тютчева грозную роковую силу несут сами герои.  

(Слайд № 22 чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи»,читает учитель в сопровождении мелодии Р. Клайдермана «К Элизе»). Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи...» - последнее из произведений «Денисьевского цикла». Наверное, никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой' передать чувства, вызванные утратой любимой. Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Смерть любимого человека, подарившего ему последнее блаженство любви, убила в нём даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния.

4. Итог урока

Урок я хочу закончить словами Ф.Тютчева (слайд №23): «Жизни блаженство в одной лишь любви». В момент написания этих строк поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. «Жизни блаженство в одной лишь любви...»

5. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение, подробно его проанализировать.