Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Открытый урок по предмету "Основы права" на тему "Конституция – основной закон государства" в форме игры КВН

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,27 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Содержание:

  1. Цели занятия.
  2. Объяснительная записка и план проведения занятия.
  3. Ход проведения занятия.
  4. Контрольные задания, конкурсы.

Цели занятия:

  1. Образовательная: закрепление ранее полученных знаний по теме: «Конституция РФ - основной закон государства» с применением игрового материала КВН.
  2. Воспитательная: воспитание любви и преданности Родине, уважения Конституции РФ – понимания и неукоснительного соблюдения ее положений.
  3. Развития: расширение знаний по Конституции РФ, развитие творческой личности, формирование культуры общения

Объяснительная записка: Итогово-обобщающее занятие по теме «Конституция – основной Закон РФ» в форме игры КВН делится на 2 этапа:

I. Подготовительный – предполагает работу преподавателя с командами учащихся над конкурсными заданиями непосредственно к самому занятию:

  • формирование команд, выбор капитанов команд;
  • задание командам:
    • подготовить приветствия;
    • определить форму каждого конкурса, время подготовки;
    • определить количество заданий, практических ситуаций;
    • подготовить ответы, комментарии к ним
    • оценка ответов со стороны команд- соперников;

В течение подготовительного периода проходит работа преподавателя с каждой командой отдельно над определением количества заданий, выбором заданий, построением выступления; определяется время на выполнение конкурсных заданий.

II. Проведение итогово - обобщающего занятия:

План:

  1. вводное слово преподавателя;
  2. представление жюри;
  3. представление заданий конкурсов;
  4. начало урока-игры с приветствия команд;
  5. подведение итогов по конкурсным заданиям;
  6. сообщение итогов;
  7. заключительное слово преподавателя.

Ход проведения занятия

Преподаватель:

  • отмечает отсутствующих;
  • выступает с вводным словом;
  • объявляет план работы на данном занятии;
  • объясняет цели занятия;
  • объявляет регламент работы по каждому конкурсу:
  1. Приветствия команд – 3 мин.;
  2. Комментарии команд к ст. №1 Конституции РФ – 7 мин.;
  3. «Мы – вам, вы - нам» - 5 мин.;
  4. Домашнее задание – 12 мин.;
  5. Словарная работа – 5 мин.;
  6. Разбор практических ситуаций – 5 мин.;
  7. Разграничение политических и личных прав – 4 мин.

Жюри подводит итоги.

Тема нашего урока по предмету «Основы правоведения» - «Конституция РФ – основной закон государства».

Система права включает около 30 отраслей, и ядром правовой системы является Конституционное (Государственное) право, которое закрепляет основы:

  • государственной власти;
  • общественного строя;
  • системы государственных органов и их основные полномочия.

Предмет Конституционного права – это 2 сферы общественных отношений:

а. Между человеком и государством (права и свободы человека и гражданина);

б. Властеотношения (организация государства и государственной власти).

Цель нашего урока – воспроизведение учащимися полученных знаний и использование их в ходе урока, а также разбор некоторых жизненных ситуаций, по которым учащиеся должны будут дать свои умозаключения.

Так как урок в форме игры КВН, то группа разделена на 2 команды.

Первая команда: капитан (фамилия), вторая команда: капитан (фамилия).

Оценивать конкурсы мне будут помогать учащиеся других групп (фамилии). За полный ответ на вопрос команды будут получать по 5 баллов, за неуверенный, неполный ответ – 3 балла, за неправильный – 0 баллов.

Итак, начинаем.

См. приложение №1.

Конкурс №1

Приветствие команды № 1.

C чего начинается Родина?
С символики нашей страны?
С трехцветного флага и гимна,
Который все знать мы должны?

А может она начинается
С приоритета свобод?
С идей Конституции нашей,
Которую чтит весь народ?

Противнику достойному – УРА!
Ты нас зажег, ты разбудил наш пламень,
С тобой мы даже говорим стихами,
Вот до чего игра нас довела!

Конкурс №2 Команда № 1 доступно комментирует ст. № 1 Конституции РФ.

Плакат: Конституция РФ. Раздел первый. Глава 1. Статья 1.

Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Выходит 1 участник и звонко поясняет:

Демократическое государство – это значит, что источником государственной власти в России является ее многонациональный народ. В демократическом государстве народ сам формирует высшие органы власти в процессе свободных выборов или на референдуме.

2-й участник: Россия – Федеративное государство, то есть состоящее из частей, которые имеют определенную самостоятельность и называются субъектами Федерации. В Россию входят республики, края, области, города федерального значение (Москва, Санкт - Петербург), одна автономная область и автономные округа.

3-й участник: Российская Федерация – правовое государство. Его признаки:

  • верховенство закона;
  • признание естественных прав и свобод человека;
  • разделение властей;
  • независимый суд;

В Конституции о том, что Россия – правовое государство, сказано утвердительно, но установление правового государства – это цель, которая пока еще не достигнута, но основы такого государства заложены. Теперь многое зависит от самих граждан, от их участия в создании правового государства. В их руках рычаги влияния на власть.

4-й участник: Россия – это республика, так как:

  • управление государством является коллективным;
  • высшие должностные лица и органы государственной власти избираются народом на свободных выборах;
  • они избираются лишь на определенный срок;
  • государственная власть основывается на принципе разделения властей на три ветви: законодательная, исполнительная и судебная;
  • высшие должностные лица несут ответственность за ошибки и злоупотребления.

Конкурс № 3.

Интеллектуальный тренинг (Мы - вам, вы - нам).

Участники команд задают друг другу теоретические вопросы.

1. Какие общие черты, присущие правам человека, выделены в Конституции РФ?

• Конституция указывает на международно-правовой источник прав человека.

Права человека закреплены в ряде международно - правовых документов:

  • во Всеобщей декларации прав человека 1948 года;
  • в Международном пакте о гражданских политических правах 1966 года;
  • в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

• Конституция РФ исходит из того, что права человека признаются и гарантируются государством. Это значит, что государство не является источником прав граждан и других лиц, находящихся на территории РФ и не распоряжается ими, они существуют до и вне государственного признания.

2. Что такое гражданство?

Гражданство – это прочная, устойчивая, правовая связь лица с государством, по которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности, а также это сумма взаимосвязанных юридических норм, регулирующих вопросы приобретения, восстановления и утраты российского гражданства.

3. Гражданские (личные) права и свободы?

Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность;

Право на неприкосновенность частной жизни;

Право на защиту своей чести, достоинства и доброго имени т.д.

Гражданские конституционные свободы в большинстве своем являются правами человека.

4. Конституционный статус личности в РФ?

Сумма конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод и обязанностей образует конституционной статус личности в РФ (статья 64 Конституции РФ).

5. Кто может быть гражданином РФ?

Гражданами России признаны все граждане бывшего СССР постоянно проживавшие в России на день вступления в силу закона о гражданстве. Гражданами России признаются по рождению - это когда ребенок, оба родителя которого на момент его рождения состояли в гражданстве России, является ее гражданином, независимо от места рождения. Условия приема в гражданство:

  • Если лицо постоянно проживает на территории России в течение 5 лет непрерывно со дня получения вида на жительство (если лицо выезжало за пределы, не более, чем на 3 месяца в течение 1 года). Для беженцев сроки сокращаются вдвое.
  • Если лицо обязуется соблюдать Конституцию и законодательство;
  • Имеет законный источник средств к существованию;
  • Владеет русским языком.

Гражданами России становятся и в порядке регистрации. Предположим в семье, проживающей за границей, один из родителей российский гражданин и здесь вырос ребенок, решивший переехать в Россию и стать ее гражданином. По закону он может зарегистрировать российское гражданство в течение 5 лет, после того как ему исполнилось 18 лет.

6. Судебная власть.

Судебная власть осуществляет правосудие путем рассмотрения и разрешения различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды субъектов РФ; районные суды; военные и специализированные суды;
  • Федеральные арбитражные суды: Высший арбитражный суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

  • Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • Мировые судьи.

Конкурс № 4. Домашнее задание

Мы освещаем принципы Конституции в творческой форме.

Автор: Заявил вдруг бабке дед:

Дед:

Прав хочу приоритет!
И не по инструкции,
А по Конституции!
А еще сувернитет!
Да народ здесь я аль нет?
Буду власть осуществлять-
Бабку переизбирать!
Коли надо – всем двором
Референдум проведем!
Бойся Бабка! Осерчаем
Митинг быстро соберем!

Бабка:

Я все не могу решить
Как мне власть-то разделить?
Ой, не бабьего ума!
Ветви три, а я одна!

Дед:

Ой права ты, ой те ей!
Дуй в правительство скорей!
Исполнительною будешь
Веткой власти ты моей!

Бабка:

А в судебную тогда
Ты уж выдвини кота!
У него стальные когти
Да и видом хоть куда!

Дед:

А законы-то творить
Жучку что ли избирить?
В Федеральное Собрание
Что зазря-то в будке спить!

Дед кряхтит.

Дед:

Отложи-ка, Бабка скалку
Как у нас там с социалкой?
Ты ж таперьча, аль не знаешь,
Мне здоровье охраняешь!

Бабка:

Чтоб пособье да больничный
Регулярно за наличный?

Дед:

Да и пенсией, чтобы в срок
Я воспользоваться б смог!

Автор:

Тут, как будто выждав срок,
Голос подал Колобок.

Заяц:

Я здесь местный мэр – Русак!
Не хочу попасть впросак!
Отвечай, коли готов-
Ты откуда, кто таков?

Автор (Протягивая руку.): Колобок.

Колобок: Колобок – предприниматель!

Заяц:

Шустрый ты видать, приятель,
Но осмелюсь попросить
В документ глазок скосить!

Колобок показывает документ, заяц рассматривает, пробует его на зуб.

Колобок: Да! Власть местная сильна!

Заяц:

Дык народная она!
По народа повелению
Орган самоуправления!

Колобок:

Это видно население
Повлияло на решение,
Чтоб дорога от начала
Так немыслимо петляла?

Заяц:

Это ж в заячьей натуре,
Чтобы местные структуры
Так прокладывали трассу,
Как хотят народа массы!

(Отдает документ):

Не имею возражения
К продолжению движенья!

Автор: Колобок наш дальше катит.

Колобок:

Не могу никак решить,
Где свой бег остановить,
Чтобы жить да поживать,
Хлебный бизнес развивать!

Автор: Навстречу медведь.

Медведь:

Это дело. Ты приятель,
Нам рабочих мест создатель!
Ты, дружок, не торопись!
Хорошенько оглядись!

Колобок:

Не случалось нам встречаться!
С кем имею честь общаться

Колобок:

Вопрос отнюдь не риторический
Расцвет свобод экономических!
Я выгляжу совсем иным
В сравнении с хлебом формовым!
Хоть он и попривычнее,
Но я-то эстетичнее!

Дед:

Да, ты уж Бабка не зевай!
В печи место всем давай!
Я же буду разбирать,
Что в обед мне пожевать!

Пауза. Дед жует.

Дед:

И добавляют оптимизма
Мне принципы федерализма!

Бабка (сыплет пшено и говорит): «Цып-цып-цып!»

Бабка ворчит: Твоих субъектов полон двор!

Дед:

Они ж как малы дети!
Корова, куры и козел
И тот в сувернитете!
Ну хватит, бабка, кур смешить,
Козел и сам сумеет в одночасье порешить,
Что для него вкуснее!

Бабка:

Да ладно, дед, окончим спор,
Ведь лишь бы не забыли!
Едины крыша да забор
Друг другу не вредили!
А коль сваляют дурака
Я обломаю всем рога!
И выщипаю перья,
Хоть верь мне, хоть не верь мне!

Дед:

Ну, ты уж, бабка, сгоряча,
Ты через край хватила,
В единстве нашего плеча
Надежность, мощь и сила!
Коль кто на нас,
Так мы – гурьбой.
Обиды, счеты – всё долой!
Не постоим мы за ценой!

Автор:

Этим часом колобок
По дороге бёг да бёг,
Как до зайца докатился,
Тот к нему и обратился!

Медведь:

Я Потапко – губернатор!
По призванию новатор,
Коль надумаешь - привечу
И поддержкой обеспечу!

Автор:

До лисы приятель наш
Докатился в поздний час.
И плутовка в миг смекнула,
Что поживою подуло!
В животе давно урчало:
«Подкрепиться б не мешало!»

Лиса:

Знаю, будешь удручен,
Но нарушил ты закон,
Что приняли мы Советом,
Выезд – есть, а въезда – нету!
По закону ты за это
Будешь съеден до рассвета!

Автор:

Колобок не будь дурак
Не струхнул и не размяк!

Колобок:

Что же! Самоуправление
Вызывает уважение!
Вы же местная, лиса,
А нарушили права
И на жизнь, и на свободу.
Для чего? Себе в угоду!
Конституция - для всех!
Выше нет закона! И не
Знать об этом – грех!

Лиса (разочарованно): Как это мне знакомо! (Вздыхает):

Ну, счастливого тебе пути!
Не стану провожать,
Прости!

Автор:

Так Колобок наш был спасен.
Пусть будет всем известно,
Что Конституция – Закон
Везде и повсеместно!

Конкурс № 5

Словарная работа: команда 1 получает задание: дать определение таким понятиям как:

а. Федерация. (Ответ: Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных национально-государственных образований (субъектов) в одно государство).

б. Республика. (Ответ: Республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо (т.е. непосредственно народом) или формируется парламентом).

в. Государственное устройство. (Ответ: Государственное устройство – это способ организации его территории, правовое положение частей государства и система их взаимоотношений с центром).

г. Конституция РФ. (Ответ: Конституция РФ — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий более важные общественные отношения:

  • права и свободы человека и гражданина;
  • устройство общества и государства;
  • механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления).

Конкурс № 6

Ситуация 1.

При объезде территории милицейский патруль увидел группу подростков лет 14-ти, сидевших под раскидистой ивой. Выйдя из машины и подойдя к ним, они увидели следующую картину: подростки по очереди, передавая друг другу, затягивались сигарой. Их вид не оставлял сомнений в том, что они находились в состоянии наркотического опьянения. Лишь один из них, самый старший, на вид лет 16, был в нормальном состоянии. На вопрос милиционера, обращенный ко всем сразу, несколько подростков хором ответили, кивнув на старшего: «Это нас Колька балует!»

Есть ли тут правонарушение?

(Ответ: Колька совершил преступление, и его можно привлечь к уголовной ответственности.)

Конкурс № 7.

Определите, что относится к личным, а что к политическим правам?

Капитан первой команды задает вопросы капитану второй.

  1. Разогнан митинг протеста против обнищания народа.
  2. Инакомыслящего насильно отправили в психиатрическую лечебницу.
  3. Человека насильно выслали из страны и лишили гражданства.
  4. По некоторым религиозным верованиям людям запрещается прикасаться к оружию. Если человек такой веры, то он не может служить и если отказывается служить, то становится правонарушителем, т.к. в Конституции РФ записано, что каждый гражданин обязан служить в армии. Что вы можете сказать по этому поводу?

Конкурс № 1

Приветствие команды № 2.

Если ты живешь в России-
Ведь она у нас одна –
Нужно знать ее устройство,
Знать свободы и права.

Мы команда номер два,
Пожелаем вам успеха, пожелаем вам добра.
Мы вам тоже не уступим –
Будем биться до конца.

Конкурс № 2

Ведущий: Мы постарались в простой, доступной форме представить определение Конституции РФ, сравнив ее со строением тела человека, т.е. с конституцией человека.

Мальчик в наушниках удрученно цитирует: «Конституция – это основной закон, который..., который...высшую… Нет, ничего не понятно!»

Появляется несколько ребят: один хилый и щуплый, второй здоровяк, эффектная девочка и просто мальчик.

Мальчик 2: О, привет, чего паришься?

Мальчик 1: Да... (машет отчаянно рукой)

Девочка (берет тетрадку Мальчика 1, читает): «Конституция - это...»

М1: По-попугайски написано! Ничего не понятно! Мне бы человеческим языком!

М2: Да чего тут непонятного? Конституция - это что? Это основной закон, в котором записаны права и свободы. Короче, какая у тебя Конституция, так ты и живешь. Вот, скажем, Ленка — конституция у нее, я тебе скажу, впечатляет! Ленка, а у тебя тушь размазалась! (Девочка достает зеркало, начинает поправлять макияж). Вот, видишь, органы саморегулирования работают как надо!

Опять же Санек конституция крепкая, механизм осуществления государственной власти отлажен (щупает у него бицепс, тот показывает кулак).

А какие права и свободы у Витька с такой дохлой Конституцией?

М1: Здорово! Так Конституция, круче всех законов?

М2: Круче!

М1: Вот это я понимаю!

Конкурс № 3

Интеллектуальный тренинг (Мы - вам, вы - нам).

Участники команд задают друг другу теоретические вопросы.

1. Перечислить субъекты РФ.

Национальные государства - Республики —21; государственное территориальное образование — области — 46, края — 9; города федерального значения — 2; национально- государственные образования (одна автономная область и 4 автономных округа.) Всего 83 субъекта РФ.

2. Назвать высшие органы власти.

Президент — глава государства;

Парламент — Федеральное собрание — представительный и законодательный орган;

Правительство — исполнительный орган государственной власти РФ;

3. Кто может быть президентом РФ?

Только гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет, избранный на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами РФ на 5-6 лет и т.д.

4. Функции Правительства.

Функции:

а) Разработать и представить гос. Думе федеральный бюджет — роспись доходов и расходов — и обеспечить его исполнение;

б) Заботиться о финансах страны, то есть следить за пополнением казны: работа гос. предприятий, налоги, таможенные пошлины и т.д.;

в) Обеспечивать единую государственную политику в разных областях: образование, культура и т.д.;

г) Управлять федеральной собственностью: энергетические системы;

д) Принимать меры по обороне страны и государственной безопасности;

е) Меры по обеспечению законности прав и свобод, охране общественного порядка, борьбы с преступностью.

5. Процедура принятия законов.

а) Законодательная инициатива;

б) Подготовка законопроекта;

в) Обсуждение в парламенте (внесение поправок);

г) Принятие путем голосования;

д) Подписание Президентом — главой государства;

е) Опубликование в печати;

6. Какое место занимает Президент в системе государственных органов?

Президент – глава государства РФ, он имеет большие полномочия и не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.

Конкурс № 4. Домашнее задание

Мы представляем юридические свойства Конституции РФ в творческой форме.

1 куплет:

Это было все то ли в Ольхово,
То ли в Крюково, то ль в Конаково.

Припев:

Ой свойства, да свойства, да свойства мои,
Юридические! Конституции!
Их народу надо знать,
Чтобы жить да поживать!

Куплет 2:

Юридически высшею силой
Конституция издавна слыла!

Припев.

Куплет 3:

Жил Андрюшка, да горя не знавши
Конституцию на ночь читавши.
Он своими правами гордился,
А на Клавке никак не женился!

Припев.

Куплет 4:

Захотелось Андрюшкиной Клавке
К Конституции сделать поправки.
Чтоб законом бы ей вооружиться,
Лишь на Клавках Андрюшкам жениться!

Припев.

Куплет 5:

Стала Клавка трясти свою бабку,
Чтоб пробила бы бабка поправку.
Чтоб на Клавках женились Андрюшки,
И у Клавок бы жизнь стала лучше!

Припев:

Куплет 6:

Бабка Клавки, как в воду глядела,
Удрученно под нос свой пропела:
«Не осилю задачу я, Клава,
На защите её вся держава!»

Припев.

Куплет 7:

А уж суд-то Конституционный,
Ой суровый и грозный оный!
Как дознается кто воду мутит
Он мне, Клавочка, руки-то скрутит!

Припев.

Куплет 8:

Да с такой Юридической базой
Твой Андрюшка покруче спецназа!

Припев.

Куплет 9:

Сам Андрей вскоре остепенился,
Добровольно на Клавдии женился.
В Суде Конституционном заседает,
С Конституцией законы он сверяет!

Припев. (Не петь, а сказать хором)

Конституция Федерации –
Суть успеха развития нации!

Конкурс № 5.

Словарная работа: команда получает задание: дать определение таким понятиям как:

а. Автономия. (Ответ: Автономия – это предоставление какой-либо части государства самоуправления (самостоятельности) для решения вопросов, требующих учета местной специфики.)

б. Конституционный статус личности.

в. Признаки правового государства.

г. Демократическая власть.

Конкурс № 6.

Ситуация: Отец и сын Кибриковы открыли маленькое, но своё дело. Они приобрели помещение, установили в нем необходимое специальное оборудование и стали заниматься ремонтом легковых автомобилей. Дела пошли неплохо. Но через некоторое время отец умер. Другие дети, являющиеся тоже наследниками умершего, потребовали приобретенное имущество разделить в соответствии с законом.

Как вы думаете, не будет ли здесь нарушено право частной собственности, которое согласно ст. 35 Конституции РФ охраняется законом?

(Ответ: нет.)

Конкурс № 7.

Определите, что относится к личным, а что - к политическим правам?

Капитан второй команды задает вопросы капитану первой.

  • Пенсионеры собрались на митинг, протестуя против закона о замене льгот денежными компенсациями. (Ответ: Политические права.)
  • Соседка подглядывала в замочную скважину чужой квартиры. (Ответ: Личные право на неприкосновенность личной жизни.)
  • Старейшины спартанцев решили сбросить слабого новорожденного в пропасть. (Ответ: Личное право на жизнь.)
  • Знаменитый китайский философ Конфуций знал очень важное условие успешного управления государством. Попытайтесь закончить фразу, раскрывающую эти условия. (Слов должно быть не более 3-4-ёх). «Управление государством зависит от…» (Ответ: От подбора мудрых людей).

Подведение итогов.

Заключительное слово преподавателя со словами благодарности участникам.