Склонение имен существительных

Разделы: Начальная школа


Цель: Ознакомить учащихся с понятием склонения имен существительных.

Задачи:

  • Образовательные: установить отличительные признаки существительных I, II, III склонений; научить определять склонения имен существительных.
  • Развивающие: развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род; развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс; рабочая тетрадь; карточки; таблица склонений; компьютер; мультимедийный проектор; экран.

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута).

– Проверим вашу готовность к уроку. Догадайтесь, о чём так говорят: Ими хлопают, их мозолят, в них пускают пыль. (Глаза)

В нашей школе стало тихо.
Прозвенел уже звонок.
Вижу, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

II. Актуализация знаний учащихся (1 минуты).

– Сегодня мы вместе с Анишит Йокоповной (герой учебника – Тишина и Покой) отправимся по стране знаний и постараемся собрать как можно больше сведений об имени существительном.

– Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном (у детей на столе индивидуальные карточки с вопросами).

  1. Что обозначает имя существительное? (Предметы.)
  2. На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)
  3. Как изменяется? (По числам и падежам.)
  4. Какого рода могут быть имена существительные? (Женского рода, мужского рода, среднего рода.)

III. Словарная работа (6 минут). Работа в тетрадях.

_ гурец, б_л_то, м _ лина, ш_ссе, т_традь, дядя

– Распределите эти слова в три группы по родам.

– Выделите окончание.

– Какое слово лишнее. Почему? (Дядя – не словарное слово.)

– Существительные каких двух родов имеют в И.п. окончания -а, -я?

– У существительных каких двух родов в И.п. нулевое окончание?

– У существительных какого рода в И.п. окончания -о, -е?

Что это такое? Столовая посуда круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями. (Тарелка. Слайд 2)

– Запишите новое словарное слово в нужную группу.

IV. Изучение нового материала (15 минут).

1. Работа в парах.

– А теперь распределите эти же слова в другие три группы так, чтобы:

  • в первой группе были слова м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я;
  • во второй группе – слова ср.р. с окончаниями -о, -е и слова м.р. с нулевым окончанием;
  • в третьей группе – слова ж.р. с нулевым окончанием.

У детей на парте таблица и карточки со словами.

Таблица 1.

– Проверка. (Слайд 3). Будьте внимательны, исправьте ошибку.

– Над каждым столбиком напишите с помощью римских цифр I скл., II скл., III скл. Сделайте вывод: какие существительные относятся к I, II, III склонению.

Чтение правила стр. 118.

Объявление темы урока. (Слайд 4)

– На что же необходимо обращать внимание при определении склонения у имен существительных? (Поставить в начальную форму, определить род, выделить окончание. (Слайд 5)

2. Имена существительные ж.р. могут склоняться по I-му и III-му склонению.

– Преобразуйте существительные I скл. в сущ. III скл.

Запишите в строчку, через запятую. Выделите окончания. Метелица – (метель), ёлка – (ель), мышка – (мышь), дочка – (дочь), тишина – (тишь), ночка – (ночь).

– Каким знаком оканчиваются сущ. III скл. (ь)

3. А между прочим и ваши имена относятся к одному из склонений. Встаньте те, у кого имена I скл., а затем II скл.

Вывод: Имена существительные м.р. могут склоняться по I-му скл. и II-му скл. (Андрей – Андрюша, Витя – Виктор, Ваня – Иван)

Физминутка.

Я читаю имена существительные, если:

  • сущ.м.р. – руки вверх;
  • сущ. ж.р. – руки в стороны;
  • сущ. ср.р. – подпрыгнули.

(яблоня, снег, дочь, солнце, степь, песня, ёж, дедушка, мышь)

V. Закрепление. (15 минут)

1. Работа c классом. Один ученик у доски.

ж.р. м.р.

– Просклоняйте письменно слова сова, дядя.

– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)

– Чем отличаются? (окончанием)

– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)

2. Самостоятельная работа по группам (дифференцированно).

Рабочая тетрадь стр. 74, №81

Жил да был Ермил:
В решете квас цедил,
В речку квас сливал,
Лаптем пашню пахал,
Шилом сено косил;
Долотом дрова рубил
И на курице возил,
Дрова печью топил.

1 группа учащихся. Найдите в небылице и выпишите существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл.

2 группа учащихся. а) Найдите в небылице и выпишите существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл.. б) С помощью Обратного словаря допишите слова в группы I склонения и III склонения так, чтобы в группах было одинаковое количество слов. Выдели окончания.

3 группа учащихся. а) Найдите в небылице и выпишите существительные, поставив их в начальную форму, в три группы: I скл., II скл., III скл.. б) С помощью Обратного словаря допишите слова в группы I склонения и III склонения так, чтобы в группах было одинаковое количество слов. Выдели окончания. в) Найдите в небылице глаголы с орфограммой №1 (Безударная гласная в корне слова). Подчеркните орфограмму. Выпишите глаголы, рядом пишите проверочные слова.

VI. Домашнее задание: (1 минута)

а) Учебник, стр. 118 – выучить правило.

б) Рабочая тетрадь:

1 группа – стр.76, упр. 82 с новым словарным словом;

2 группа – стр. 76, упр. 82, записать в 3 столбика по 2 слова I скл., II скл., III скл. Выделить окончания.

3 группа – стр. 76, упр. 82, просклонять слово степь.

VII. Рефлексия. Итог урока. (1 минута) Выставление оценок.

– О каком новом грамматическом признаке имени сущ. мы сегодня узнали на уроке?

– Как определить склонение имен сущ.?

– Что запомнили? (Слайды 6-7)

Презентация.