Концепция развития ученического коллектива

Разделы: Классное руководство


Одна из актуальнейших проблем школы – это проблема воспитания. Что же значит воспитать? Наверное, вырастить или помочь ребенку вырасти Человеком с большой буквы.

Цель: содействовать развитию компетентностей, способствующих осознанному выбору профессии, социализации, осознания того, что личный успех зависит от его профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, патриотизма, инициативы, предприимчивости, посредством:

  • раскрытия способностей и наклонностей учащихся, учета индивидуальных и возрастных возможностей учащихся.

Задачи:

  1. Формирование нравственных отношений.
  2. Развитие творческих способностей, поддержка таланта и инициативы детей.
  3. Приобщение к духовности и общечеловеческим ценностям.
  4. Индивидуальное воспитание характера с учетом его природосообразности.

Философия развития классного ученического коллектива основывается на следующих позициях:

  • человек уникален и многогранен: он обладает огромным интеллектуальным и физическим потенциалом самообучения и саморазвития, имеет возможность самостоятельного творческого конструирования собственной личности в процессе самовоспитания и самосовершенствования;
  • классный коллектив, как и первичная среда воспитания – семья, динамичен и обладает способностью самоорганизации и саморазвития.

Направления и формы развития ученического классного коллектива:

  • воспитание в семье;
  • воспитание в школе;
  • воспитание в учреждениях дополнительного образования.

Нормативно-правовое обеспечение концепции классного коллектива.

  • Межведомственная программа развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия).
  • Стратегическая программа развития и воспитания детей в Горном улусе.
  • Улусная целевая программа «Духовно-нравственное гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в Горном улусе 2006-2010гг».

Научно-методическое обеспечение.

Наша школа явилась площадкой трех республиканских экспериментов:

  1. Коллективный способ обучения в отдельно взятом классе;
  2. Коллективно-распределенная деятельность и социализация работы школы;
  3. Технология «УЬуйуу» для предметов педагогической направленности.

Роль социума в развитии коллектива учащихся.

Дополнительное образовательное учреждение:

  • Спортивная школа.
  • Музыкальная школа.
  • Центр духовности.
  • Библиотека деловой информации.
  • Детская и семейная библиотека.
  • Улусный краеведческий музей.
  • Дом ветеранов.

Народная педагогика в развитии ученического коллектива.

  • Сотрудничество и взаимопомощь.
  • Внутренняя потребность к труду.
  • Комфортное самочувствие.
  • Деятельностный подход
  • Воспитательная сила коллектива.
  • Привитие общеучебных умений.
  • Общение.

Принципы:

  • природосообразность;
  • коллективизм;
  • персонализация;
  • индивидуализация;
  • разновозрастность;
  • педагогизация.

Этапы развития ученического коллектива.

  • 5 класс – самосознание.
  • 6 класс – самовоспитание.
  • 7 класс – самообразование.
  • 8 класс – самоутверждение.
  • 9 класс – самоопределение.
  • 10 класс – саморегуляция.
  • 11 класс – самореализация.

Заповеди:

  1. Делайте добро!
  2. Любите и прощайте людей!
  3. Бойтесь обидеть человека!
  4. Найдите свою цель в жизни!
  5. Не ленитесь!
  6. Не теряйте веры в себя!
  7. Умейте дарить радость людям!

Проект воспитательной системы «Сделай себя сам» (самовоспитание).

Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе такой атмосферы жизнедеятельности, которая бы способствовала проявлению, реализации и развитию интеллектуальных, творческих, познавательных потенциалов ребенка.

Цель: формирование человека ориентированного и способного к самопознанию, саморазвитию и самореализации.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня через разнообразные формы и виды деятельности.
  2. Создание условий для развития творческих способностей, природных задатков, беспрерывный поиск позитивных интересов.
  3. Формирование активной жизненной позиции через включение школьника в многообразные виды деятельности в классе.
  4. Совершенствование классного коллектива способного к совместной созидательной творческой деятельности.
  5. Создание системы работы с родителями.

В воспитательной системе приоритетными ценностями являются «Человек», «Семья», «Труд», «Родина».

Основные принципы.

  • Познай себя – это интересно!
  • Сотвори себя – это необходимо!
  • Утверди себя – это возможно!
  • Прояви себя – это реально!

Приоритетным видом деятельности является участие, подготовка, реализация коллективных творческих дел проводимые традиционно в школе и запланированные в классе.

Ступеньки развития.

  • Участие в улусных, республиканских, Российских конкурсах и соревнованиях.
  • Занятия различными видами деятельности вне уроков.
  • Поиск своих интересов и склонностей.

Образ ученика 6 класса (моделирование).

Образ ученика составлен из его потенциалов, его возможностей и из его устремлений к самосовершенствованию. Он отличается от его сверстников тем, что реально оценивает и знает свои задатки и целенаправленно развивает свои потенциалы.

Основные задачи и направления:

1. Потенциал в познании. Поддержать и развивать любовь к учению, тягу к знаниям как к главному фактору развития человека. Привить навыки работы с литературой, с книгой. Работа в библиотеках.

2. Потенциал в самовыражении. Постоянное изучение интересов и потребностей детей. Поиск подходящих занятий для каждого: запись в студиях, кружках, секциях ДЮСШ. Стимуляция инициатив учащихся.

3. Потенциал в общении. Человек не мыслим без контакта, без общения с другими людьми. Общение – очень сложная наука развить в детях главные принципы, правила, общения, научить искусству общения.

4. Нравственно-волевая мотивация. Изучение приоритетных жизненных ценностей и ориентиров. Формирование мировых человеческих ценностей в ребенке, принятие понятий чести, долга, справедливости, добра, патриотизма.

5. Потребность в самоутверждении. Поиск сильных психологических, физических, духовных качеств ребенка. Инициирование активности ребенка для поддержки и помощи ему самоутвердиться. Помочь ребенку завоевать уважение и авторитет среди сверстников.

6. Я и моя семья. Изучение жизни ребенка в семье, изучение семейных взаимоотношений, повышение статуса ребенка в семье или адекватная оценка ребенка. Развитие отношений в семье участие родителя в школьной жизни ребенка.

7. Совместная работа с краеведческим, с педагогическим музеем, работа в фондах.

8. Воспитательная система класса. Планирование, организация, подготовка реализация коллективных творческих дел

Встреча с людьми достигших успеха в какой-либо деятельности, (как образец подражания) Как пример в школе. Совместная работа с библиотеками поселка:

  • детская библиотека;
  • школьная библиотека;
  • библиотека деловой информации.

Совместная деятельность с родителями. Работа, участие в школьном научно-исследовательском НОУ «Дабаан». Участие в улусных, региональных, республиканских всероссийских конкурсах, соревнованиях.

Занятия в кружках, студиях, клубах, секциях в ДШИ, ДЮСШ, в доме творчества. Совместная работа с пресс центром школы. Работа в школе самоуправления.