Семинар-тренинг для педагогов "Синдром профессионального выгорания"

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение:

С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что учить детей - дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только радостью от удачно проведенного занятия, но и отчаяньем от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка (большое количество уроков, проверка тетрадей, классное руководство), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей - все это осложняет жизнь учителя. Именно поэтому представителям столь древней профессии зачастую необходима помощь специалиста, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановить силы после стресса, научит техникам уверенного поведения и способам саморегуляции.

Сегодня, на нашей встрече мы попытаемся понять, что же такое "синдром профессионального выгорания" и как мы можем себе помочь, если таковой обнаружится у нас с вами.

Цель: определить симптомы и причины эмоционального сгорания учителя и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения. Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.

Материалы: бумага (формат А-4), фломастеры, маркеры, ручки, бейджики, мяч (мягкий), бланки теста "Как вы относитесь к себе?", бланки "Психологическая диета".

Участники: участники педагогического коллектива. Количество участников: 12-14 человек.

Время работы - 45-60 минут.

Ход занятия

1. Игра разминка "Пум, пум, пум".

Ведущий обходит каждого участника, те, в свою очередь, задают ему вопрос "А у меня есть пум, пум, пум?!" Загадка в том, что ведущий задумывает заранее, что в этой игре будет "пум, пум, пум", в зависимости от темы тренинга. У нас, например это блеск в глазах.

2. Упражнение "Незаконченное предложение".

"В последнее время на работе меня радовало:"

"В последнее время на работе меня огорчало:"

Профессия педагога требует хорошего физического самочувствия и выносливости нервной системы. Работа по звонку, бережное отношение к каждой минуте урока напоминают конвейерный ритм жизни, постоянное пребывание на людях, отсутствие уединения мешают расслаблению и способствуют накоплению усталости. Обследование учителей показали, что к концу третей четверти 35% педагогов находятся в состоянии высокой степени истощения жизненных сил и на грани срыва адаптационных механизмов, 62% - на среднем уровне риска и лишь 3% имеют нормальное самочувствие.

3. Мозговой штурм "Что такое Синдром профессионального выгорания".

4. Мини-лекция "Представление о профессиональном выгорании".

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Стадии СПВ

Первая стадия:

  • Начинается приглушение эмоций: специалист как бы замечает: вроде все пока нормально, но:скучно и пусто на душе;
  • Исчезают положительные эмоции;
  • Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

  • Возникают недоразумения с учащимися, коллегами;
  • Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или учащихся, вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Третья стадия:

  • Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к жизни и меру "уплощается", человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
  • Три аспекта профессионального выгорания:
  • Снижение самооценки. Как следствие такие "сгоревшие" работники чувствуют беспомощность и апатию;
  • Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами.
  • Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.
  • Самочувствие педагога может быть тем лучше, чем больше времени он ежедневно выделяет для восстановления жизненных сил: физических, нервно-психических, духовных.

5. Упражнение "Памятка коллеге".

Участники разбиваются на пары. Каждая пара составляет небольшую памятку своим коллегам, которые не присутствуют на тренинге. Памятка показывает так: "Что делать если вы заметили у себя первые признаки профессионального выгорания". И содержит пять-шесть пунктов. Участники могут использовать свой личный опыт, которым они еще не делились в процессе тренинга, а так же приобретенные знания, которые они считают наиболее полезными. Когда памятка составлена, авторы передают ее соседней паре справа. Получив памятку пара, знакомится с ее содержанием и галочкой отмечает самую полезную из всех рекомендацию, затем передает памятку дальше. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную по рейтингу рекомендацию и сообщают ее группе.

6. А теперь я предлагаю вам узнать, как Вы заботитесь о себе?

Тест: "Как вы заботитесь о себе?" (Приложение 2)

Обсуждение результатов;

Следующий шаг по направлению к собственному здоровью "Психологическая диета" - работа с индивидуальными бланками. (Приложение 1)

7. Релаксация "Поплавок".

После визуализации участники делятся своими мыслями, рассуждениями.

8. Рефлексия.

Что запомнилось?

Что было важно? Поделитесь впечатлениями.

Литература:

  1. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. - М.: Генезис, 2004.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой работы. - М.: Эксмо, 2007.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб:. Речь, 2005.
  4. Фопель К Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2002.

Приложение 3.