Урок кубановедения "Особенности труда и быта, традиции родного края"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с трудом, бытом, традициями казаков;
  • привить любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа;
  • воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.

Оборудование: плетень - изгородь, мультимедийное сопровождение урока, выставка книг о Кубани, посуда.

Ход урока

I. Организация урока.

- Обратите внимание на доску и прочтите слова, написанные на ней.

(на доске)

"Помни брат, что у казаков
Дружба - обычай;
Товарищество - традиции;
Гостеприимство - закон".

- Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке? (речь идет о казаках, о жизни казаков, труде, о гостеприимстве кубанцев)

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
Простор Краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.

-Сегодня мы поговорим об особенностях труда, быта и традициях родного края.

А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое.

II. Работа по теме урока.

- Первая наша остановка на станции под названием "Быт жителей родного края".

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи - казаки - запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Саман - это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.

Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Для чего?

Белый цвет - это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали вот таким плетнём.

Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно (радушие - сердечное, ласковое отношение к людям). Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником. Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески.

(Вывешивается слово рушник - полотенце)

- Посмотрите на фотографию казака и казачки.

- На голове казака кубанка - головной убор, на нём одет бешмет- рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень - украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаравары и сапоги.

Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку -спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками.

Замужние женщины носили платок на голове или шлычки - на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

(Вывешиваются слова на доске: кубанка, бешмет, черкеска, газыри, спидница, шлычка).

В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

В каждом доме в малой хате находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится "Печь - царица в доме". Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать , по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. "Стол- то же, что в алтаре престол" (алтарь - восточная возвышенная часть христианского храма; престол - высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря), а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба - как пищи, как символа благополучия.

Издавна так повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия.

- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Раньше пол в хате у казаков был земляной, его называли "долывка".

- В каждом доме была "горка" - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.

- Обратите внимание на посуду, которая стоит на столе:

(Вывешиваются слова на доску и поясняются)

Глечик - сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.

Макитра - крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.

Миска - посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина - казак, отец семейства.

Первая посуда была из глины и дерева.Она была праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда украшенная керамикой.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья. Одним из украшений дома - были фотографии на стене.

Чем же угощали на Кубани?

в) - У нас на Кубани угощали не только блинами, но и пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, яблоками. И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай, но вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

А вот какие чугуны стояли в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда - то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

Вторая остановка на станции под названием "Труд казаков".

Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.

"Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства" - гласит пословица.

Люди занимались гончарным делом. В каждой кубанской семье была необходимая глиняная посуда: макитра, миска, кувшин.

Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками.

Занимались кузнечным делом - каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли. Плуги, лопаты, вилы и т.д.

Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были салфетки кружевные.

Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.

-Хороша хата, но если казак не трудится, то семья останется голодной.

Чем же были заняты казаки.

- Основным промыслом казаков было животноводство.

- Каких животных держали казаки?

Ответ: Они держали коров, коз, овец, гусей, кур, уток.

- Что получали от этих животных?

Ответ: Этот вид промысла давал населению мясо, кожу, меха, молоко, яйца, перо.

- Охота на диких животных, пчеловодство играли важную роль в жизни людей.

- Краснодарский край омывает два моря, какие?

- Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки.

В этих водах водилось много рыбы.

- Какие виды рыб вы знаете?

Ответ: Бывает морская рыба и речная.

(Дидактическая игра)

Названия морских и речных рыб: (все вперемешку) сельдь, хамса, лещ, ставрида, окунь, щука, сазан.

- Представьте, что после удачной рыбалки казак принёс свой улов рыбы, помогите хозяйке разобрать морскую и речную рыбу по корзинам.

(Коллективно определяем куда, в какую корзину положить ту или иную рыбу)

- Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

Какие зерновые культуры выращивали на Кубани?

Ответ: В нашем крае выращивали и выращивают пшеницу, овес, ячмень, подсолнечник, кукурузу, рис.

- Деревянной сохой (сельскохозяйственное орудие для вспашки земли), казаки вспахивали землю,

- бороной (сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления почвы) (в виде грабель) разравнивали землю,

- а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю.

(Вывешиваются слова - соха, борона).

- Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни - ни шагу. Песня - целительница, песня - плач, песня - пляска. От всех бед и печалей спасала песня .

И следующая станция о выдающихся людях края "Наши земляки".

- Ребята, первым занялся выращивание риса Дмитрий Жлоба (фото). Это наш земляк.

Беседа: В 1922 году Дмитрий Петрович Жлоба поселился в станице Павловской и начал освоение Кубанских плавней. Никто не верил, что вековые дебри камыша можно превратить в прекрасные плантации риса. Коллектив под руководством Д.П.Жлобы давал стране тонны риса, вселял веру в огромные возможности мелиорации на Кубани: вот почему помнят кубанцы Д.П.Жлобу, связывают с его именем трудовые победы по освоению бросовых земель плавневой зоны.

- Здесь на кубанской земле выросли и стали известными всей стране крупнейшие ученые: Павел Пантелеймонович Лукьяненко (портрет показать) и Василий Степанович Пустовойт (показать портрет), они занимались выращиванием высокоурожайных сортов пшеницы и семян подсолнечника.

Следующая станция под названием "Обычаи и традиции".

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи.

Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.

Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.

Основные традиции:

Уважительное отношение к старшим.

  • уважение к женщине (матери, сестре, жене).
  • почитание гостя.

Уважение старшего - одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

При встрече молодой парубок (парень), казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.

Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

Очень уважали гостей. Гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал своё место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он не ехал. Он никогда не брал еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня.

Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.

А мать надевала на шею сына ладанку , в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого.

Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду. Мальчики помогали отцу.

III. Закрепление.

Дидактическая игра "Наведи порядок".

Слева картинки с предметами быта, а справа слова вразброс.

  • "лавы" - деревянные лавки.
  • "стан" - ткацкий станок.
  • "пряха" - прялка.
  • "бешмет" - одежда.
  • "кохточка" - кофта,
  • "спидница" - нижняя юбка.
  • "макитра" - горшок для хранения и приготовления хлеба.
  • "кабыця" - летняя печь.

Выставка книг об истории Кубани.

- вам понравилось наше путешествие?

- Кого из знаменитых известных людей, наших земляков вы запомнили и чем они занимались?

Д.П. Жлоба - первый, кто стал выращивать рис в нашем крае .П.П.Лукьяненко и В.С. Пустовойт занимались выращиванием пшеницы и подсолнечника.

IV. Итог урока.

Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней ,кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение в поколение.

(Звучит гимн Кубани)

V. Домашнее задание.

- Нарисуйте то, что запомнилось каждому на уроке: то ли это посуда, или казак, хата и т.д.

VI. Организация на перемену.

Приложение.