Как научить ребенка правильно произносить звук [р]

Разделы: Работа с родителями, Логопедия


Оборудование: стулья для взрослых и детей, двухместные детские столы, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: слайдовая презентация (Приложение 1), аудиозапись (Приложение 2), "чудесная" коробка.

Раздаточный материал:

Для взрослых: жетоны трех цветов, с выпиской из речевой карты ребенка, памятки-буклеты.

Для детей: шарики для упражнения "Фокусник", нестандартное оборудование (пластиковая бутылка, наполненная крошкой пенопласта и конфетти) для упражнения "Буря", зеркала по количеству детей, салфетки.

Ход мероприятия

Приложение 1. Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада нашей встрече. При входе в зал вы получили жетоны. У нас получилось три команды "Красные", "Желтые", "Зеленые". Наличие команд предполагает состязание, но мы не будем соревноваться в силе, ловкости, быстроте. Наше небольшое состязание поможет нам уточнить свои представления о работе учителя-логопеда в детском саду, о правах и обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей, узнать о некоторых речевых нарушениях у детей, понять, зачем нужна артикуляционная гимнастика.

Внимание команды! Вопрос "Красным".

Кто в детском саду занимается исправлением дефектов речи детей?

Верно, это учитель-логопед.

К обязанностям учителя - логопеда детского сада относится:

  • Выявление детей с речевыми нарушениями
  • Планирование и проведение индивидуальных и групповых занятий
  • Консультирование и педагогическое просвещение родителей воспитанников.

Полный перечень обязанностей учителя логопеда - содержится в Должностной инструкции учителя - логопеда и в Положении о логопедическом пункте ДОУ.

Вопрос "Желтым"

Как называется сбор родителей для решения педагогических проблем?

Молодцы, это родительское собрание.

В статье 63. Семейного кодекса Российской Федерации обозначены "Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей". А именно:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Вопрос "Зеленым"

С какого возраста необходимо исправлять речь детей?

Верный ответ: с пяти лет.

Как правило, к 4 годам дети свободно говорят фразами, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Если к 5 годам ребенок произносит не все звуки родного языка или произносит их не правильно, то вот здесь и нужна квалифицированная логопедическая помощь. Коррекция речевых нарушений протекает эффективнее, когда родители являются активными участниками этого процесса. Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на развитие малыша велико.

И снова вопрос команде "Красных"

Как называется заминка в речи из-за судорожного сокращения мышц?

Да, совершенно верно, это заикание.

Одно из тяжелейших нарушений речи. Заикание возникает в период интенсивного речевого развития, наиболее часто в возрасте 2-5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами. У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Обусловлено расстройством процессов высшей нервной деятельности. Чаще всего заикание возникает у детей с ослабленной нервной системой в результате психических травм, инфекционных заболеваний, испуга. Большую роль играют дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников.

Вопрос для команды "Желтых"

Назовите органы артикуляции, участвующие в произношении звуков.

Правильно, это губы, зубы, язык.

Для укрепления мышц языка, губ, мягкого неба необходимо выполнять специальные упражнения - артикуляционную гимнастику. Цель этой гимнастики - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения. При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:

  • Каждое упражнение делать перед зеркалом.
  • Выполнять движение неторопливо, ритмично, четко.
  • Чаще сравнивать образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребенка).

Необходимо помнить о том, что гимнастика не должна надоедать ребенку, следить за тем, чтобы ребенок не уставал от артикуляционных упражнений.

Вопрос команде "Зеленых".

Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении?

В коррекции произношения чаще всего нуждаются свистящие [С], [З], [Ц], шипящие [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] звуки и сонорные [Р], [Й], [Л]. Существуют возрастные нормы звукопроизношения. В 3-4 года ребенок должен правильно произносить свистящие звуки. В 4-5 лет - правильно произносить шипящие звуки. В 5-6 лет - звуки [Л], [Й]. До 6 лет допускается замена самого сложного звука [Р] более простым или его отсутствием в речи. (Демонстрация звукозаписи.) Приложение 2.

На седьмом году жизни прослушанные вами замены звука [Р] считаются нарушением звукопроизношения, которое требует коррекции.

Некоторые исследователи выделяют более 30 видов нарушений звука [Р]. Мы прослушали сегодня некоторые, наиболее часто встречающиеся у детей.

Предрасполагающими факторами неправильного произношения звука [Р] являются следующие

  • Укороченная подъязычная связка-"уздечка".
  • Слабость мышц языка.
  • Слабая воздушная струя.
  • Нарушение фонематического слуха.

Я хочу вам помочь, чтобы в речи ваших детей появился звук [Р]. Чтобы правильно произнести звук, необходимо знать правильное положение органов артикуляционного аппарата при его произношении. Губы находятся в положении следующего за [Р] гласного звука

Верхние и нижние зубы на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга

Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Посередине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.

Мы с ребятами покажем несколько упражнений, которые способствуют правильному произношению звука [Р]. На ваших цветных жетонах обозначены виды нарушений звука [Р]. Я буду уточнять необходимость выполнения упражнений для Вашего ребенка, называя цвет жетона.

(Дети заходят, располагаются за столами).

Установка для детей Действия детей Комментарий учителя-логопеда для родителей
У меня для вас загадки из нашей чудесной коробки. Я буду читать стихи-загадки, а вы добавляйте одно слово, которое подходит по смыслу. (Приложение 3) Хоровые ответы Упражнения, которые сейчас выполняли дети, нужны для развития фонематического слуха. Аналогичные упражнения нужны для коррекции всех видов нарушений произношения звука [Р] и для "красных", и для "желтых", и для "зеленых".
Игра "Хлопки"

Я буду называть слова, если в слове вы услышали звук [Р], то нужно один раз хлопнуть в ладоши.

Выполняют игровые действия
Упражнение "Фокусник"

Вы фокусники. Будем показывать "фокусы" с шариком на ниточке. Возьмите шарик за ниточку в правую руку так, чтобы шарик был перед губами. Вот так. Через нос сделайте вдох. Фокус 1. Сложите губы трубочкой и плавно подуйте на шарик. Если вы подули правильно, шарик красиво отлетит от губ.

Фокус 2. Приоткройте рот, сделайте "Лопаточку" и подуйте на шарик. Если вы правильно подули, то шарик удерживается перед губами. Фокус 3. Шарик поместите перед носом, язык поднимите к верхней губе. Выдыхайте резко на кончик языка и шарик должен подлететь верх, если вы подули сильно.

Упражнение "Буря". В бутылке насыпаны крошки пенопласта - это у нас снег, в пробке вставлена трубочка для коктейля, наберите носом воздух и потихоньку выдыхайте воздух в трубочку - "буря началась". Снова вдохните, теперь усиливаем выдох - "буря усиливается". А теперь - "сильная буря - ураган". (Приложение 4)

Дети выполняют каждый "фокус" по 3 раза.

 

 

 

Выполняют игровые действия.

Упражнения "Фокусник" и "Буря" способствуют выработке сильной отрывистой струи воздуха и вибрации кончика языка. Эти упражнения нужны для коррекции всех видов нарушений произношения звука [Р] и для "красных", и для "желтых", и для "зеленых".
Упражнение "Индюшата"

Приоткройте рот. Положите язык на верхнюю губу и делайте движения широким языком по верхней губе вперед-назад. Медленно поглаживайте губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрее поглаживайте губу, добавляйте голос, пока не послышаться звуки бл бл бл.

(Приложение 5)

Упражнение "Маляр"

Улыбнитесь, откройте рот, поднимите язык к бугорочкам, водите кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперед-назад. Следите, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.

Выполняют игровые действия Упражнение "Индюшата" позволяет выработать подъем языка и развивает подвижность передней части языка. Эти упражнения нужны для "красных".
Упражнение "Дятел"

Улыбнитесь, откройте рот, постучите кончиком языка по бугорочкам, произнося звук [Д]. Делайте удары медленно, следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Выполняют установки и игровые действия. Упражнение "Дятел" позволяет укрепить мышцы кончика языка, выработать его подъем и умение делать кончик языка напряженным. Это упражнение нужно для "желтых".
Упражнение "Лошадка"

Улыбнитесь, приоткройте рот и "пощелкайте" кончиком языка. Следите, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, работал только язык.

Выполняют установки и игровые действия Упражнение "Лошадка" помогает укреплять мышцы языка. Это упражнение нужно для "желтых".
Мы в лес пойдем и "Грибок" найдем

Поднимите и "приклейте" широкий язык к нёбу. Это грибок. Я посмотрю у какого "грибка" самая длинная "ножка". Удерживайте язык.

Поиграем на "Гармошке". Поднимаем и опускаем нижнюю челюсть. Язык удерживаем на нёбе.

Выполняют установки и игровые действия "Упражнения "Грибок", "Гармошка" способствуют растягиванию подъязычной связки - "уздечки". Также этому способствует подъем языка вверх до носа, вниз - до подбородка. Движения языком влево и вправо - "Часики". Эти упражнения нужны для "зеленых".

Мы с ребятами показали лишь малую часть тех упражнений, которые необходимы для постановки звука [Р]. Спасибо ребята за работу.

Лишь систематическое выполнение этих упражнений поможет достичь желаемого результата. Вам в помощь предлагаю памятку по выполнению некоторых упражнений (Приложение 6).

А теперь я хочу вам предложить поиграть в игру "Цветные шляпы". (Журнал "Старший воспитатель" № 3-2010-13)

Эта игра поможет выявить результативность нашей встречи, обозначить темы новых встреч.

Я предлагаю всем "надеть" красные шляпы. В красных шляпах мы выскажем свои эмоции, чувства, основанные на интуиции. Мы их не объясняем, а только обозначаем. Можно одним словом.

Теперь мы все в желтых шляпах. Желтые шляпы нам помогут найти положительные моменты, обозначить преимущество вашего присутствия на практикуме.

Теперь примерим черные шляпки. Что вызывает у вас неуверенность, критику, настороженность?

Сейчас мы все в синих шляпах. В них мы расскажем, что нового узнали на сегодняшней встрече, и что будем с этим делать дальше.

Надевайте зеленые шляпы. Они помогут нам высказать новые идеи о проведении встреч учителя - логопеда с родителями.

У нас осталась белая шляпа. Белый цвет - это чистый лист. Здесь мы "напишем" вопросы, на которые хотим получить ответы, запросим необходимую для себя информацию.

Благодарю Вас за активное участие в работе практикума.

Хочу пожелать успехов в развитии и воспитании детей.

Надеюсь на сотрудничество.