Семинар по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в пятых классах

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: создание условий для успешной школьной адаптации пятиклассников с учетом изменяющейся социально-педагогической ситуации.

Задачи:

  • просветительская - информирование педагогов о психологических особенностях адаптации учащихся к пятому классу;
  • психопрофилактическая - выработка системы единых педагогических требований к пятиклассникам;
  • обучающая - обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки.

Сроки проведения: конец августа.

Участники: все педагоги, работающие в данном учебном году в пятых классах.

Необходимые материалы: предварительные ответы на вопросы ко второй части семинара, полученные у учителей начальной школы, выпустивших перешедшие в среднюю школу классы, бланки для экспертной оценки проявлений школьной тревожности в поведении учащихся.

Обязательное условие: разработанные в ходе семинара единые педагогические требования к учащимся оформляются в виде памяток для пятиклассников; эти памятки первого сентября обсуждаются и вклеиваются в дневники. Такие же памятки раздаются учителям, работающим в параллели пятых классов. В конце первой четверти проводится административная проверка соблюдения учителями этих требований, о которой сами учителя предупреждаются сразу же на семинаре.

Ход семинара

1. Познакомить педагогов с психологическими трудностями, возникающими у школьников в связи с переходом из начальной школы в среднюю.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе возрастает интерес к проблеме преемственности обучения при переходе учащихся из начального звена в среднее. Отмечается, что сам по себе этот возрастной период не несет в себе какой-либо психологической или педагогической опасности. Его "проблемность" связана с тем, что на рубеже четвертого и пятого классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения - появляются новые учителя и новые разнообразные требования, новые предметы, новые кабинеты и т. д.

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических (не сугубо психологических) проблем, а адаптация в пятом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности. Поэтому большое значение приобретает психологическое сопровождение перехода в среднее звено, которое включает в себя диагностику готовности к нему, с одной стороны, и создание условий для развития необходимых качеств у детей "группы риска", с другой.

Итак, с психологической точки зрения восемь-десять лет - благополучный возраст. Корни возможных трудностей, связанных с переходом в среднее звено и овладением новой социально-педагогической ситуацией, лежат в педагогической практике, порождающей резкий скачок из одной системы обучения в другую.

Для успешного преодоления этой потенциально проблемной ситуации четвероклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условия учебной деятельности.

К их числу, без сомнения, относится "чувство взрослости", которое проявляется и реализовывается в трех основных моментах:

  • новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (формирование собственно познавательных мотивов);
  • новая личностная позиция по отношению к школе (позиция субъекта внутришкольных отношений);
  • новая личностная позиция по отношению к сверстникам (социальная зрелость и конструктивность взаимоотношений).

Помимо "чувства взрослости", успешность перехода в среднее звено обусловлена наличием определенной когнитивной зрелости. Прежде всего, она связана со способностью ребенка успешно осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования, логического решения мыслительных задач, а также использования речи как инструмента мышления.

Пятиклассники - существа совершенно особенные. Во многом - по духу, интересам, манере поведения - они схожи с учениками начальной школы. "Идейно" же, а также по своему объективному статусу, они стремятся присоединиться к старшеклассникам.

Все учебные и внеучебные мероприятия с пятиклассниками должны строиться с учетом их "маргинального" статуса. В некоторых случаях их можно присоединять к начальной школе (в качестве самых старших, консультантов, помощников). Иногда - включать в мероприятия средней школы, но при этом помнить, что конкуренции пятиклассникам не выдержать, и вообще им проще находиться в этой ситуации в позиции деятельных наблюдателей, чем активных участников.

Задача педагогов - создать такие условия для пятиклассников, которые облегчили бы их адаптацию в средней школе. О неблагополучии пятиклассника будут свидетельствовать различные школьной тревожности, которая представляет собой основную характеристику нарушения школьной адаптации.

В заключение можно попросить учителей привести примеры из их практики, которые соответствуют теме семинара и могут быть проанализированы в его контексте.

Подводя итог, можно отметить, что основная причина возникновения трудностей у пятиклассников - это резкое изменение требований к нему по сравнению с начальной школой, а зачастую и разноголосица требований от учителя к учителю. Ставится вопрос о необходимости единых педагогических требований к пятиклассникам.

2. Разработка единых педагогических требований к пятиклассникам

Учителям, принимающим участие в семинаре, предлагается перечень вопросов, на которые необходимо дать коллективный ответ (такой ответ, с которым все были бы согласны и были бы готовы придерживаться данного правила). Например:

Нужны ли в тетрадях поля? С какой стороны? Сколько клеток?

Что такое "хороший ответ" у доски?

Что такое "хороший ответ" с места? Нужно ли при этом вставать?

Сколько клеток (линеек) нужно отступать от предыдущей работы?

Можно ли писать цветными ручками?

Какие рекомендации можно дать ученику, который хочет поддерживать тетрадь в хорошем состоянии?

Как организуется помощь ученику, который пропустил часть материала по болезни?

Снижают ли учителя, не ведущие русский язык и литературу, оценки за грамматические ошибки?

Можно ли на уроке обратиться к соседу с рабочим вопросом, за запасной ручкой?

В каких случаях во время урока можно встать из-за парты?

(Несмотря на кажущуюся поверхностность вопросов, обсуждение, как правило, проходит очень остро: учителя не всегда готовы сразу поступиться собственным мнением). Готовые результаты еще раз зачитываются для того, чтобы убедиться, что с ними согласны все. В дальнейшем они ложатся в основу "памяток", которыми снабжаются пятиклассники и их учителя. Соблюдение этих правил является обязательным для всех учителей, работающих в данной параллели.

3. Методический этап семинара: обучение педагогов навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки. В этой части семинара педагогам предлагается методика экспертных оценок проявления школьной тревожности в поведении учащегося (Приложение 1). Описываются основные способы оказания психологической поддержки и помощи высокотревожным детям (они аналогичны рекомендациям для родителей). Оговариваются консультационные часы школьного психолога, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников: педагоги могут сами обратиться в психологическую службу или рекомендовать обращение родителям учащихся.

В завершении классным руководителям пятых классов предлагается включить в первый классный час (1-го сентября) следующие моменты:

  • знакомство пятиклассников со школой ("мини-экскурсия" по школе);
  • ознакомление пятиклассников с разработанной в рамках семинара "памяткой", вклеивание "памятки" в дневники.

Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках.

4. Рекомендации для родителей пятиклассников.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель - уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, желательно обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.