Урок-аукцион "Части речи – имена". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • уточнить и обобщить сведения об имени существительном, прилагательном, местоимении;
  • расширить представления учащихся о значении разных частей речи в русском языке;
  • отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой;
  • развивать внимание, память учащихся и связную разговорную речь;
  • формировать умения оценивать “свои” знания и знания своих одноклассников;
  • воспитывать адекватную самооценку, трудолюбие и старательность.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Материал к уроку: открытки с названиями частей речи, тесты, книги: “Чудеса Казахстана”, “Герои казахского эпоса”.

Работа на уроке

1. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок, начинается урок.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Части речи-имена”, это урок-аукцион.

Здесь у нас аукцион –
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.

(Объявление толкования слов:

Аукцион – публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Гонг – ударный музыкальный инструмент в виде металлического диска, употребляется также для подачи сигнала)

На нашем аукционе представлен удивительный товар (выставляются открытки). Приобрести его вам помогут ваши знания.

Итак, продажа товара начинается.

3. Товар первый – имя существительное (удар в гонг)

Что вы знаете об этой части речи?

Учащиеся рассказывают всё об имени существительном ( с примерами). После каждого ответа произносятся слова: Кто больше?

- Что называется существительным?

- Какого рода бывают существительные?

- Как изменяются существительные?

- Какие существительные называются собственными, какие-нарицательными?

- Какие существительные называются одушевлёнными, какие-неодушевлёнными?

- Сколько склонений имеет существительное?

- Какова роль существительного в предложении?

(Раздаётся звук гонга. Товар продан.)

А сейчас мы с вами выполним работу по определению рода имён существительных.

Рассказ учителя о чудесах Казахстана.

- В какой стране мы с вами живём?

- Какой город является столицей нашей республики?

- Кто является Президентом нашей страны?

Рассказ учителя: Наша страна очень богата своей культурой, различными чудесами древности. И одним из таких чудес является Золотой человек. (Чтение рассказа из книги “Чудеса Казахстана”: Золотой человек. Так называют чудесную археологическую находку, обнаруженную в 1969-1970 годах в Исыкском кургане в 50-ти километрах от Алматы. Впервые он был описан учёным-археологом Кемешем Акишевым. В Исыкском кургане был погребён сакский воин 5-4 веков до нашей эры в возрасте 17-18 лет. Сакский воин погребён по обычаю той эпохи в золотых доспехах и с бытовой утварью. Его высокий головной убор, костюм и сапоги были украшены более чем 200 украшениями с изображениями птиц и зверей. Всё на нём, начиная с оружия и до перстня, сделаны из золота. Потому эту археологическую находку и называют “золотым человеком”. Вместе с “золотым человеком” погребены кувшины из глины, деревянная посуда и другие предметы. Например, серебряная чашка с надписью из 26 знаков. В науке их называют “Исыкским письмом”. Эти исторические памятники свидетельствуют о том, что 2500 лет тому назад у наших предков были письменность и высокая степень цивилизации.)

- Из этого рассказа о Золотом человеке я выписала некоторые имена существительные. Вам нужно распределить их в 3 столбика по родам: м.р.. ж.р., ср.р. Определить склонение данных существительных.

Слова: человек, курган, находка, воин, золото, костюм, птица, оружие, посуда, чашка, украшение.

(Проверка написанного. Отметки.)

4. Товар второй – имя прилагательное (звучит гонг).

- Что вы знаете об имени прилагательном?

Учащиеся рассказывают всё об этой части речи.

- Что называется прилагательным?

- Как изменяются прилагательные? (по родам, числам, падежам)

-Каким членом предложения является прилагательное?

- Как определить род, число, падеж прилагательного? (по существительному).

(Раздаётся звук гонга. Товар продан.)

- Кто знает, какой праздник вся наша страна будет отмечать 16 декабря? (День независимости Республики Казахстан).

- Действительно, 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон о государственной независимости РК. К независимому Казахстану наш народ пришёл через непрерывную борьбу в течение двух с половиной столетий. На этом пути казахский народ восставал против иноземных захватчиков более 380 раз. В борьбе за независимость страны погибло или пострадало много людей – политических деятелей, полководцев, учёных, рядовых граждан. Сейчас независимость Казахстана признали практически все страны мира. В 1992 году Казахстан вступил в самую авторитетную и влиятельную международную организацию - Организацию Объединённых Наций (ООН). Теперь на площади перед административным зданием ООН в американском городе Нью-Йорке вместе с флагами многих государств мира развевается флаг независимого Казахстана. И сейчас каждый гражданин РК по праву гордится своей родиной.

Хожу я по базару,
Ищу себе я пару,
Помогите мне, друзья,
Ведь без пары мне нельзя.

- Сейчас к данным существительным по этой теме нужно подобрать имена прилагательные и записать словосочетания.

Существительные: праздник, народ, борьба, страна, флаг.

- Определить число прилагательных.

(Проверка задания. Отметки.)

5. Музыкальная пауза.

- Положите руки на парты, головы – на руки, закройте глаза и подумайте о чём-нибудь приятном.

(“Лунная соната”).

Аукцион продолжается.

6. Товар третий – местоимение.

Дети рассказывают всё о местоимении.

- Что называется местоимением?

- Какой разряд местоимений выучили?

- Какие местоимения относятся к 1 лицу? 2 лицу? 3 лицу?

- Какую роль в предложении выполняют местоимения?

- Как пишутся местоимения с предлогами?

(Звучит гонг. Товар продан.)

Выборочный диктант.

- Как мы уже сегодня говорили, казахский народ долго боролся с иноземными захватчиками за свою независимость.

Много было у казахского народа богатырей, которые прославились своей отвагой и мужеством. Об этих богатырях казахский народ слагал героические легенды и сказки.

Одним из таких казахских богатырей являлся Ер Таргын.

(Чтение из книги “Герои казахского эпоса” “Ер Таргын”, сначала всего текста, потом отрывка: В давние времена жил батыр Ер Таргын. Когда полчище калмыков под гром барабанов приблизилось к стану хана ногайского – Ханзаде, ер таргын первым откликнулся на призыв Родины. Вооружившись, он сел на коня и поскакал навстречу врагам. Ер Таргын вызвал на поединок одного из предводителей калмыков – Домбауыла. Домбауыл был настоящим богатырём – сильным, крепким воином. Приблизившись к Ер Таргыну, калмык спросил:

- Скажи, кто ты?

Тогда Таргын ему ответил:

- Я сын ногайцев. Таргын, и собираюсь защищать свою землю.).

- Выписать личные местоимения, определить лицо.

(Он, ты, ему, я).

(Проверка задания. Отметки.)

7. Звучит гонг.

Наш аукцион завершается.

- Итогом нашей работы будут тестовые задания по материалу сегодняшнего урока, которые вы выполните, и все получите отметки за тесты (по вариантам).

1-в.

1. Подчеркни только имена существительные

    а) красный

    б) столица

    в) пилил

2. Какое слово можно заменить словом “он”? Подчеркни.

    а ) лев

    б) ручка

    в) село

3. Подчеркни одушевлённое существительное .

    а )комар

    б)пенал

    в) яблоко

4. Подчеркни имя прилагательное во множественном числе.

    а )широкий

    б) широкая

    в) широкие

5. В каком прилагательном напишешь букву е ? Подчеркни.

    а) ч…стейший

    б) м…ровой

    в) з…леный

6. Подбери слово, противоположное по значению слову трудолюбивый.

    а) злой

    б) скучный

    в) ленивый

7. В каком случае верно указаны части речи? Подчеркни.

На небе засверкали голубые звёзды.

а) предлог, прил., глагол, прил., сущ..

б) предлог, сущ., глаг., прил., сущ..

2-в.

1. Подчеркни существительное во множественном числе.

    а )медведь

    б) медведи

    в) кошка

2. Какое слово можно заменить словом “она”? Подчеркни.

    а ) снег

    б) солнце

    в)ворона

3. Подчеркни существительное с шипящим на конце.

    а) лень

    б) дочь

    в) улица

4. В каком прилагательном надо писать окончание –ая? Подчеркни.

    а) голуб( ) змейка

    б )голуб( ) пенал

    в) голуб( ) озеро

5. Подбери слово, близкое по значению к слову красивый. Подчеркни.

    а) нежный

    б) большой

    в) прекрасный

6. В каком случае про является приставкой ? Подчеркни.

    а) (про) долговатый (нос)

    б) ( про) холодный (ветер)

7. Выбери словосочетание с главным словом именем прилагательным. Подчеркни его.

а) прислушаться к совету

б) подарок брата

в) белый от снега

(Взаимопроверка. Выставление отметок.)

8. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему “Чем интересен урок-аукцион?”