Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза" и Н.А. Заболоцкого "Гроза" (занятие элективного курса)

Разделы: Русский язык


Тема урока: Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева “Весенняя гроза” и Н.А. Заболоцкого “Гроза”. (Занятие элективного курса)

Цель:

  • Выявить динамику развития взглядов Н.А. Заболоцкого и Ф.И. Тютчева на многообразие окружающего мира, раскрыть символический подтекст и различные смыслы двух поэтических текстов.
  • Способствовать рефлексии учащихся.
  • Формировать умения делать сопоставительный анализ двух текстов, выявлять в них различия на информативно– смысловом и прагматическом уровнях.
  • Развивать исследовательские умения учащихся.
  • Повторить и обобщить знания о стилистических возможностях фонетики.

Ход занятия

I. Слово учителя:

Н.А. Заболоцкий в статье “Мысль – образ – музыка” (1957), анализируя работу поэта, приходит к выводу: “Мысль – образ – музыка – вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт”.

Свой анализ мы и будем строить, учитывая указанное триединство, характерное для Заболоцкого.

“Гроза” – одно из лучших стихотворений Н. Заболоцкого, образец современной (философской) лирики.

Задание: запишите свои ассоциации, связанные с названием стихотворения

II. Представление стихотворения Н. Заболоцкого.

Скажите, принимая во внимание внешние признаки, о чём это стихотворение? Совпали ли ваши ассоциации с теми образами, которые даются в поэтическом тексте?

О природе, натурфилософские стихи.

Какая психологическая аналогия возникает?

подобная манера психологической аналогии характерна и для Тютчева

III. Представление стихотворения Ф.И. Тютчева

Если говорить о композиционном построении, что роднит оба стихотворения?

Стихи делятся на две симметричные части, у Заболоцкого начинается со сравнительного “Так…”.

Контрастная игра тёмного и светлого начал, между ними относительно чёткая граница, которая делит стихи на равные части.

Заболоцкий: I часть тень, сумрак, тёмная рука, ночь; II часть светлоокая дева, дивный блеск, белое облако, сияющий дождь.

Тютчев: I часть весенний, первый, в небе голубом, раскаты молодые, перлы, нити, солнце; II часть поток, птичий гам, нагорный, вторит, кубок.

Исследовательское наблюдение: подтвердите или опровергните с помощью текстов стихотворений мысль Ю.Айхенвальда: природа “не бесцветный фон дневных забот, а важное событие общемировой жизни, которая отражается в индивидуальной душе”.

– Есть ли в стихотворениях лирический герой, каково его настроение, статична ли нарисованная картина, какой ряд преобладает: акустический или визуальный?

Лирический герой = авторское “я”, у Тютчева и у Заболоцкого подчёркнуто личными глаголами; у Заболоцкого приближение грозы воспринимается зрением и слухом; чередование глухих шипящих с мелодичным “л”, тишина с отдалёнными перекатами ( легла– слилась, зарница– шевелится– птица); у Тютчева: весенний– резвяся– играя– грохочет– небе– гремят– раскаты. Превосходно работает звукопись в обоих стихотворениях.

IV. Задание.

Основы тютчевского “мироздания” сформировал в конце XIX века русский философ В.Соловьёв, по его словам, Тютчев особенно сильно чувствовал и ясно сознавал “ ту таинственную основу всякой жизни,– природной и человеческой,основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества”. Найдите эту “ таинственную основу всякой жизни” у Тютчева и Заболоцкого.

– Нередко главное сосредоточено в заглавии. Почему у Тютчева “Весенняя гроза”, а у Заболоцкого просто “Гроза”?

Вывод: у Тютчева пробуждение природы, пейзажно-философская картина, которая говорит о том, насколько глубоки раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, о человечестве, какое Человек место занимает в мире, и в чём его Судьба; возвращается к исходным темам познания людьми мира. Влияние на Заболоцкого бесспорно, но он в решении этой темы неповторим и самобытен, и в его самобытности и заключено родство с философской лирикой Тютчева, развитие традиций Тютчева.

V. Слово учителя.

Заболоцкий со школьных лет пристрастился к естественным наукам, стал вдумчивым читателем трудов В.И.Вернадского, К.А.Тимирязева, К.Э.Циолковского, его захватывают утопические мечты о грандиозном преображении природы, при котором человек уже не удовольствуется собственным освобождением от всех видов гнёта и перестанет чисто потребительски и хищнически относиться к животным и растениям. И это всё отразится в его оригинальном творчестве, но центральная тема будет неизменна: сложные взаимоотношения человека и природы, мысли о бессмертии и метаморфозах материи, о причудливом ходе эволюции и круговороте веществ.

Зная, что лирический герой Заболоцкого ощущал себя частью природы, верил, что человек не умирает, а после смерти перевоплощается в другие материальные формы, найдите образные метафоры, объясните их происхождение.

Природа у Заболоцкого не противоречит человеку, он как бы растворён в ней (зарница, содрогающаяся от мук, сумрак восторга, ночь вдохновения, молния мысли). Авторское “я” выражено в прямо обозначенном чувстве, волнующем признании, которое не только прямым является, но и передаёт внутреннее состояние, предшествующее рождению стиха.

VI. Проблемное задание.

Исследователи Е.А.Маймин и Э.В.Слинина отмечают: “У Заболоцкого обычны сопоставления природы и человека. Параллель “ человек– природа” традиционна, она связана с фольклорной традицией. В “Грозе” параллелизм несколько сложнее. Гроза и поэтическое вдохновение, соединённые психологической параллелью в первых двух строфах, сопоставлены затем с событием, имеющим смысл таинственный и высокий”.

  1. Как вы думаете, в чём отличие, большая сложность параллелизма в изображении природы в “Грозе” и в фольклорной традиции?
  2. Согласны ли вы с тем, что в первых двух строфах “ гроза и поэтическое вдохновение” соединены “ психологической параллелью”? Если да, то в чём вы увидели наличие такой параллели?
  3. Как вы думаете, какое событие, имеющее “ смысл таинственный и высокий”, упоминают исследователи? В чём возвышенность и таинственность этого события?

В I части– 1-2 строфа: образ человека, охваченного муками творчества( “ тьма”, масса глаголов, смятение души человека– творца, он идёт к свету в 3-4 строфе. Во II части-3-4 строфа содержит развёрнутое сравнение ( “ Так…”), в “белом облаке катится слово”, готовое пролиться дождём на землю.

В строке “ Человеческий шорох…” звукопись (сумрак, ночь, тёмная рука). “Вещий”поэтический образ, передающий состояние, когда чувства обострены, все впечатления объединяются высшей, мгновенной сосредоточенностью внутреннего мира (перенос ударения в двух последних строчках второй строфы, замедление, с 5-6-стопного анапеста до 4 ударных слогов в 3-м стихе большая протяжённость ударных и дополнительное ритмическое ударение в конце стиха, впечатление громового раската усилено и внутренней рифмой “ громов слов”.

Вывод: у Заболоцкого параллель “ человек– природа” традиционна, она психологически соединяет 1-2 строфу с 3-4, с тем, что произойдёт таинственного дальше, в этом символический и обобщённый смысл, однако логически ничего не объясняется. Подобные возвышающие сравнения, которые предмет не проясняют, но как бы делают его сложнее и ещё значительнее есть и в поэзии Тютчева.

– Возвышающее неясным предстаёт образ светлоокой девы в “Грозе”, какие возможны ассоциативные значения?

Скрытая реминисценция мифа об Афродите, радуга, которая появляется после грозы, рождение заново души человека, очищенной “ грозовым” вдохновением, творчеством, самой творческой силой природы; в этом состоянии человек осознаёт себя “ над просторами круга земного”. “Светлоокая дева” новый миф, в котором сохранено представление и об Афродите, и о радуге мир фантастичен, события в нём торжественны, но нелогичны, само появление девы в мире природы вызывает странные перемены: а) “…Травы падают в обморок, и направо бегут, и налево Увидавшие небо стада” (правильная симметрия подчёркивает движение); б) большая пауза в конце строфы (12 строчка последний стих вдвое короче предыдущих); в) в последней строфе торжественность события, восхищённое к нему отношение (эмоциональный зачин, повторы усиливают впечатление всеохватного, бесконечного, “ надмирного” пространства.

Вывод: – Светлоокая дева параллель грозе и вдохновению, она сама рождена и человеческим сознанием, и грозовой природой. Это символ творчества природы и человека.

– Одновременно это и самостоятельный образ, обладающий властью над природой и словом: всё меняется с её появлением в природе, изменяется и человек.

– Природа способна сама творить слово, человек преодолел разрыв с нею, в мире существует в этот момент счастливая гармония, всё становится праздничным и музыкально звучащим (яркая звукопись!)

VII. Организация рефлексии учащихся.

Учитель: Давайте попробуем отрефлексировать то, в какой последовательности мы провели лингвистическое исследование двух текстов, что и для чего делали в процессе интерпретации текста.

В ходе беседы учащиеся выделяют следующие этапы работы над текстом:

  1. Обращение к заглавию текста и построение ассоциаций, связанных с ключевым словом, обозначенным в заголовке.

  2. Первоначальное восприятие текста на эмоциональном уровне.

  3. Лингвистическое комментирование композиционных особенностей текстов.

  4. Выбор языковых единиц текста для лингвистического анализа.

  5. Выявление системы художественных образов текстов (образ грозы, образ мироздания, образ лирического героя).

  6. Понимание авторской позиции.

  7. Культурологический контекст поэтических картин действительности.

  8. Выявление индивидуально– авторских особенностей стиля.

VIII. Подведение итогов работы.

Представим вышеизложенный материал в виде следующей таблицы:

Таблица

В итоге, Н.А.Заболоцкий, поэт XX века, замечательный ученик поэта XIX века Ф.И.Тютчева. Для обоих важно философское осмысление мира природы как стихии и мира Человека как творца. Сила поэтического вдохновения у Тютчева рождает неповторимый образ весенней грозы, а Заболоцкий, продолжая эту тему утверждает, что природа является самостоятельным образом, поэтому способна сама творить слово.