Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "И это тоже занятие". Тема: "Игрушки, игры и забавы на Руси"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей на Руси, с разнообразным миром народных игр, игрушек и многообразием материалов, из которых они сделаны;
  • расширять представления детей о связи образа и материала игрушек с развитием общества;
  • развивать речь детей, обогащать детский словарный запас;
  • вызывать у детей положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и общения с взрослыми;
  • воспитывать патриотические чувства, доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма, уважения к национальной культуре, бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа:

  • беседы “Во что играют дети?”, “Современные игрушки”;
  • заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц, песен, частушек;
  • рассматривание альбомов, иллюстраций из книги “Русская игрушка”;
  • создание “Музея народной игрушки”,
  • игры с игрушками;
  • русские народные игры.

Материал:

  • игрушки из дерева, глины, соломы, ткани;
  • современные игрушки;
  • видеоматериал;
  • книга “Русская игрушка”;
  • русские народные костюмы для взрослых и детей;
  • народная музыка в аудиозаписи.

Ход занятия

Дети входят в зал под русскую народную музыку, садятся на стульчики.
Затем входят два воспитателя в народных костюмах.

1-й воспитатель: Здравствуйте, дорогие дети и гости! Сегодня мы пригласили вас посетить нашу выставку. Предлагаем всем вам (и детям и гостям) подойти к экспонатам и рассмотреть их.

– Знакомы вам эти предметы, для чего они нужны? (Дети отвечают)

Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет об удивительном мире игр и игрушек.

Игрушка – великое изобретение человечества, в ней воплощены основные жизненные ценности народа, предаваемые из поколения в поколение. Сейчас купить желанную игрушку не составляет большого труда. Их в изобилии изготавливают на заводах и фабриках, а затем продают в магазинах.

– Из каких материалов делают игрушки? (Пластмасса, резина и др.)

– Что могут делать современные игрушки? (Двигаться, прыгать, летать, говорить и т.п.)

2-й воспитатель: А вот в старину ребятишки не могли даже мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. (показ)

– Посмотрите, какая кукла? Из чего она сделана? (Из ткани.) Как такие куклы называются? (Тряпичные.)

– А вот эта кукла сделана из соломы. Таких кукол делали прямо на поле во время работы. Раньше не было детских садов, вот мамы и брали ребятишек с собой на работу. Мама посадит малыша под кустом, свяжет из травы куколку, чтобы ему не скучно было, а сама идет работать.

Куклу можно сделать из любого материла, какой окажется под рукой.

– Посмотрите, в каждом доме есть ложка, да и платочек на голове у мамы. Вот она и делала такую вот куклу. (Воспитатель делает на глазах у детей куклу из ложки и платка). А в наше время дети играют такими куколками из деревянных ложек? А где мы можем использовать эти красивые расписные деревянные ложки?

Дети старшей группы исполняют песню З. Роот “Ложки деревенские”
(Зарецкая Н. Праздники в детском саду.)

1-й воспитатель: Вот, посмотрите на это чудо! Это матрешка. Эту куклу каждый знает с детства. Из какого материала она сделана? (из дерева) Во всем мире славится наши русские матрешки! В этой игрушке есть секрет. Какой?

(Внутри большой матрешки находится матрешка поменьше.)

Дети во все времена любили и любят играть с игрушками. (Показ слайдов.)

Находки археологов подтверждают, что с игрушками дети играли еще в доисторические времена. Это были уменьшенные копии животных, птиц. Первыми игрушками на Руси были полено, тряпичная кукла без лица, деревянные игрушки,

2-й воспитатель: Но не только самодельными игрушками играли в старину. Можно было купить готовую игрушку у мастера – игрушечника на ярмарке.

Девочки старшей и средней группы исполняют “Игрушкины частушки”:

Наши руки крендельком,
Щечки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

2-й воспитатель: В городе Сергиев Посад под Москвой есть настоящий музей народной игрушки. Народные мастера создавали игрушки бытовые: детские прялки, глиняную и деревянную посуду, бирюльки (набор маленьких хозяйственных принадлежностей). Из металла делали игрушечные топорики, трещотки, свистульки, дудочки. Хороши были и кони каталки. Все эти игрушки с ранних лет приучали ребенка к труду и самостоятельности и передавались от старших к младшим. (Рассказ сопровождается показом видеоматериала.)

1-й воспитатель: Прошли столетия, изменилась жизнь людей, изменились и игрушки. Теперь они мало похожи на древние игрушки.

Назовите игрушки, с которыми вы сейчас играете. (Дети называют современные игрушки, рассматривают их.)

Да, в наше время на прилавках магазинов мы можем увидеть многообразие различных игр, игрушек – конструкторов, музыкальных, мягких игрушек. Вряд ли бы современные дети захотели играть со старинными игрушками, например с поленом, одетым в тряпку.

“Кто чем играет в малых летах, тот тем занимается, сделавшись взрослым” – гласит русская пословица.

Ребенок:

Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабаны, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,
Их у товарищей не отнимаем,
Наши игрушки стоят на виду, –
Все у нас общее в детском саду.

2-й воспитатель: Играть можно не только с игрушками, но и без них.

Назовите игры, в которые вы играете. (Дети отвечают.)

А как вы думаете, в старину ваши ровесники – дети вашего возраста, знали какие-нибудь игры? (Дети отвечают.)

В старые времена на Руси существовало около 3000 игр. В них с удовольствием играли и дети, и взрослые. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают, ответы конкретизируется, обобщаются, педагогом предлагаются варианты, связанные с отсутствием телевидения, кино, компьютеров и т.п.)

Большинство этих игр дошло и до наших дней. Это “Жмурки”, “Горелки”, “Пятнашки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Лапта” и другие. Еще недавно во дворах детвора играла в эти игры.

1-й воспитатель: А с чего начинается любая игра? (Дети отвечают).

Правильно, со считалки. Считалки – это древняя форма гаданий. Когда кому-то выпадал случайный жребий, это воспринималась как воля судьбы. И в игре никто не должен обижаться.

А какие считалки вы знаете. (Дети отвечают).

И мы с вами сейчас поиграем в одну русскую игру “Ворон”

Дети играют в русскую народную игру “Ворон”.

2-й воспитатель: Мы сейчас говорили о старинных, забытых играх, забавах, игрушках. Можно подумать, что ваши ровесники только и делали, что играли. Но это не так. С малых лет девочек и мальчиков приучали к труду, к работе по дому. Они помогали взрослым. На игры, как правило, оставалось очень мало времени. Поэтому с таким нетерпением не только дети, но и взрослые ждали праздников, выходных дней, когда можно было повеселиться вволю.

Девочки старшей группы исполняют танец “Русский хоровод”

1-й воспитатель: На всех народных праздниках выступают скоморохи. В современной жизни это артисты эстрады, клоуны. На площадях и балаганах скоморохи веселили, смешили народ, показывали кукольные представления и переодевались в разные смешные костюмы. Вот и мы с вами сейчас немного повеселимся.

Дети надевают элементы костюмов и обыгрывают шуточные сценки.

Ворона: Кра!

Ведущий: Кричит ворона!

Ворона:

Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор пробрался утром рано,
Брошь украл он из кармана,
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!

Ведущий:

Стой, ворона, не кричи!
Не кричи, а помолчи!
Жить не можешь без обмана –
У тебя ведь нет кармана!

Ворона: Как?!

Ведущий:

Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлено.

Ворона:

Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул!
Кар-р-рман укр-р-рали!

Сценки скоморохов.

Шел по улице Федул,
Шел и губы надул.
– Федул, что губы надул?
– Да кафтан прожег.
– Можно ли зашить?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Остались ворот да рукава.
– Я медведя поймал!
– Так веди сюда!
– Да он не идет!
– Так сам иди!
– Да он меня не пускает!

Вокальная группа взрослых исполняет песню “В родной моей сторонушке”.

2-й воспитатель: Наша встреча заканчивается, а знакомство с русскими играми, игрушками и забавами мы еще будем продолжать. До новых встреч!

Дети выходят под русскую народную музыку.