Практический семинар для педагогов "Психологическое айкидо"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели семинара:

  • Развитие у участников навыков рефлексии собственной деятельности;
  • Развитие у участников навыков предъявления позиции Взрослого в педагогическом взаимодействии;
  • Создание среды для отработки в тренинговом режиме навыков партнерского взаимодействия.

План практического семинара “Психологическое айкидо”.

  1. Ознакомление с ключевыми позициями трансактного анализа – взрослый, родитель, ребенок. (Приложение 1)
  2. Определение преобладающего стиля взаимодействия. Экспресс-диагностика.
  3. Практикум анализа ситуаций взаимодействия в семье, магазине, на производстве.
  4. Моделирование ситуаций педагогического взаимодействия, экспериментальный поиск оптимального предъявления педагогов.
  5. Инструментарий эффективного коммуникатора. (Приложение 2)

1. Ознакомление с ключевыми позициями трансактного анализа – взрослый, родитель, ребенок. (Приложение 1)

Личность в концепции Берна рассматривается как совокупность особых состояний Эго, проявляющихся в специфических состояниях сознания и образах поведения. С помощью структур, анализа автор выделяет три основных Эго-состояния.

  1. “Родитель” – состояние, копируемое с подлинных родителей или иных авторитетных в детстве личностей. “Родитель” олицетворяет функции контроля над соблюдением норм и предписаний (которые человек заимствует, часто некритически, на протяжении жизни), а также покровительства и заботы. В сущности – это актуализация моральной сферы личности.
  2. “Ребенок” – часть личности, сохранившаяся от подлинного детства, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. В сущности – это актуализация эмотивной сферы личности.
  3. “Взрослый” – состояние, в котором осуществляется переработка информации и вероятностная ее оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; демонстрируются трезвость, независимость и компетентность. В сущности – это актуализация рациональной сферы личности.

В различных жизненных ситуациях, прежде всего в процессе общения с другими людьми, личность находится, как правило, в одном из трех Эго-состояний, которое в данный момент активировано.

С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. В позиции Ребенка выделяют: “послушного ребенка” и “бунтующего ребенка” (ведет себя: “Не хочу. Не буду, отстаньте! Я тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!” и т.п.).

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя “играются” роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего: “Зайдите завтра”.

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. При оптимальном функционировании личности с точки зрения трансактного анализа необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

2. Определение преобладающего стиля взаимодействия. Экспресс-диагностика.

Для того чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая следующие высказывания в баллах от 0 до 10).

Опросник “Взрослый – Родитель – Ребенок”.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.
  8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.
  10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
  11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
  12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
  13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
  16. Я – увлекающийся человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
  20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
  21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Обработка результатов.

Ребенок Взрослый Родитель
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10. 11. 12.
13. 14. 15.
16. 17. 18.
19. 20. 21.
Сумма баллов = Сумма баллов = Сумма баллов =

3. Практикум анализа ситуаций взаимодействия в семье, магазине, на производстве.

(Работа в группе или мини-группах.)

Проанализируйте ситуации с точки рения трансактного анализа. Определите, какие позиции занимают действующие лица.

Ситуация № 1.

В семье:

Муж: Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки?
Жена:

  1. Ты уже не маленький, тебе пора знать, где твои запонки!
  2. Там, где ты их оставил

Ситуация № 2.

В магазине:

Покупатель: Вы мне не скажете, сколько стоит килограмм колбасы?
Продавец: У вас что, глаз нет?!

Ситуация № 3.

На производстве:

А.: Не подскажете ли вы мне, какую марку стали здесь лучше использовать?
Б.: Вам пора уже знать такие элементарные вещи!

4. Моделирование ситуаций педагогического взаимодействия, экспериментальный поиск оптимального предъявления педагогов. (Работа в группах.)

Ролевая игра.

Участники: педагог школы, мальчик и девочка из 9-го класса.
Информация: Вы застали целующуюся парочку. Целуются ученики 9-го класса вашей школы.
Задание: отреагировать, если это происходит в школе во время перемены в полутемном уголке.

Ролевая игра.

Участники: педагог школы, мальчик и девочка из 9-го класса.
Информация: Вы застали целующуюся парочку. Целуются ученики 9-го класса вашей школы.
Задание: отреагировать, если это происходит в школе на классном вечере за кулисами.

Ролевая игра.

Участники: педагог школы, мальчик и девочка из 9-го класса.
Информация: Вы застали целующуюся парочку. Целуются ученики 9-го класса вашей школы.
Задание: отреагировать, если это происходит вечером в парке.

Ролевая игра.

Участники: педагог школы, мальчик и девочка из 9-го класса.
Информация: Вы застали целующуюся парочку. Целуются ученики 9-го класса вашей школы.
Задание: отреагировать, если это происходит во время экскурсии в автобусе на заднем сидении.

5. Инструментарий эффективного коммуникатора. (Приложение 2)