Стихи русских поэтов ХIХ века о природе родного края

Разделы: Начальная школа


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: с применением информационных технологий, парной и групповой работы.

Дидактические цели:

1. Образовательные:

  • обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
  • отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
  • совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
  • ввести новый приём “аллитерация”.

2. Развивающие:

  • создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
  • развивать речь у детей, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
  • обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитательные:

  • создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
  • показать значимость нравственной категории “человечность”;
  • формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с видеороликом с музыкальным сопровождением, карточки для групповой работы, портреты поэтов: И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, А.Н.Плещеева, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина; книги русских поэтов; карточки со словами "рифма", "интонация", "поэзия", "аллитерация", "олицетворение", "метафора"; рисунки учащихся к произведениям русских поэтов; карточки со словами для речевой разминки; оценочный лист; словарь настроений, толковый словарь русского языка С.И Ожегова.

Организация рабочих мест: парты расставлены по группам (2 группы); на столах карточки – схемы; оценочный лист; словари настроений; учебник "Литературное чтение" (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий)

Рекомендации по составу группы: группы сборные, в каждой должен быть и слабый, и сильный ученик.

Подготовка детей к уроку: деление учащихся на группы, подборка книг поэтов 19 века, иллюстрации к изученным произведениям.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Все ли готовы к уроку? Передадим хорошее настроение своему соседу по парте хлопком в ладони.
– Как вы думаете, ребята, что нам пригодится для успешной работы на уроке? (Ответы учащихся: знания, умение рассуждать, взаимовыручка и самооценка.)
– Улыбнёмся друг другу. Желаю всем удачи на уроке литературного чтения.

II. Проверка домашнего задания.

А сейчас обратимся к вашему домашнему заданию. Расскажите, к какому стихотворению нарисовали рисунок и назовите автора. С каким настроением вы работали? Какое время года передали? Оцените свой ответ, поставив в оценочный лист отметку за этот вид деятельности. (Ученики представляют свои рисунки, оценивают свой ответ.)

(Приложение 1.)

III. Актуализация опорных знаний.

1. Возникновение проблемной ситуации.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
– Сегодня мы завершаем путешествие по миру поэзии. Как вы думаете, что такое поэзия? (Ответы детей: Стихотворное творчество; стихи, написанные поэтами.)
– Прочитайте предложения.

Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.

– Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.
– Что вы теперь скажете о поэзии?
– Сколько значений слова "поэзия" знаем теперь?

2. Работа со словарем

– Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
(Учитель зачитывает значения слова “поэзия” из словаря С.И.Ожегова: изящество и красота, возбуждающее чувство очарования.)

Известный педагог Василий Сухомлинский писал: (Учитель читает слова на слайде.)

“Кто был глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность”.

3. Сообщение темы урока.

– Какая проблема вытекает из этого высказывания? (Проблема человечности.)
– Как вы думаете, можно ли её решить? Кто нам её может помочь решить? (Поэты.)
– Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Дети называют тему урока.

“Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края” (звучит музыка).)

IV. Постановка учебной задачи и включение нового знания в систему знаний и повторения.

1. Цели и задачи урока.

– Итак, сегодня мы повторим и обобщим знания о произведениях русских поэтах 19 века, вспомним средства и приёмы лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине, познакомимся с новым приёмом аллитерация.

2. Речевая разминка. Дикционные упражнения.

– Я предлагаю вам упражнение для дикции.
– Читаем по указке молча, шепотом, тихо, громко.

Шум, блеск, всплеск, гам,
Гром, треск, плеск, трам!

– Похожи ли эти строки на стихотворение? Если да, почему?
– Один из признаков стихотворения рифма.
– Назовите ещё один признак стихотворения? (Интонация.)
– Прочитаем строки, выделив первое слово. Попытайтесь передать радость.
– Читаем с интонацией удивления, выделяя четвёртое слово.

(Вывешиваются слова "рифма", "интонация".)

V. Обобщение знаний и открытие нового знания.

1. Выявление познавательного интереса.

– В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
– Есть ли у вас любимые стихи о природе? Назовите автора. Прочитайте наизусть.

2. Выразительное чтение стихов наизусть.

(Чтение стихов учащимися: Ф.И. Тютчев “Весенняя гроза”, И.С.Никитин “Встреча зимы”, А.А. Фет “Весенний дождь”).

– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)

3. Выявление читательского опыта. Развитие навыков говорения.

– Назовите произведения, с которыми познакомились в разделе “Поэтическая тетрадь”. (Учащиеся называют произведения.)
– Почему они объединены в “Поэтическую тетрадь?” (Это стихи о природе.)

4. Групповая работа. Видеоролик с вопросами от учителей русского языка и литературы по изученным произведениям.

– Ребята, сегодня к вам обратятся учителя литературы старших классов с вопросами, позволяющими дать ответ, работая в группе.
– Работая в группе, нужно помнить о взаимном уважении друг к другу, выслушивать мнение товарищей, приходить к единому ответу.
– Итак, вы готовы? Тогда начнём?

Видео-вопрос 1.

– Из какого стихотворения взяты эти строки:

Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт.

(Иван Савич Никитин “В синем небе плывут над полями”…)

– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)

Видео-вопрос 2.

– Найдите олицетворение. Что оно помогает почувствовать и понять?

(Шаром встаёт; лес обдаёт; восхищение поэта природой.)

– Ребята 1-й группы прочитают выразительно всё стихотворение (чтение стихотворения по цепочке).
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)

Видео-вопрос 3.

– Какие приёмы помогают Евгению Абрамовичу Баратынскому создать торжественное настроение в стихотворении “Весна, весна! Как воздух чист!”…

(Много восклицательных предложений, повторы, короткие слова, которые не употребляются в повседневной жизни, а только в книжной речи.)

Послушаем ребят 2-й группы. Постарайтесь передать торжественное настроение этого стихотворения (чтение стихотворения в парах).
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)

Видео-вопрос 4.

– Почему слово “Осень” Иван Алексеевич Бунин пишет с большой буквы? (Автор одушевляет осень, сравнивает её со вдовой, использует приёмы олицетворения и сравнения.)
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)

Видео-вопрос 5.

– Чего он достигает необычным изображением осени?

(Эти приёмы помогают ему нарисовать живой и печальный образ вдовы-Осени и дать всем понять, что красота осени недолговечна.)

– Зачитайте отрывок об образе вдовы – Осени. Почему её так назвал автор? (Выборочное чтение.)
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)

5. Знакомство с новым приемом

– Прочитайте последние восемь строк стихотворения (жужжащее чтение).
– Какие согласные звуки повторяются? (Ш-ш-ш-ш.)
Этот приём повторения согласных звуков для усиления выразительности речи называется аллитерация.

VI. Минутка отдыха.

Звучит музыка, ребята выполняют плавные движения похожие на явления природы: летят и падают снежинки, кружатся листики, идёт дождь….

– Настала минутка отдыха. Представьте, что вы часть природы, также летите, как снежинки, кружите, как листики и как дождик капаете по крышам.

VII. Первичное закрепление нового знания. Работа с учебником. Работа в парах.

– Откройте учебник на стр.154.
– Найдите задание 3. Прочитайте, подготовьте выразительное чтение стихотворных строк в парах, назовите авторов следующих строк и найдите аллитерацию.

Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям. (И.С.Никитин “Встреча зимы”, с-с-с-с)

– Оцените свои ответы (Работа с оценочным листом)

VIII. Коллективная работа всех групп. Заполнение схемы в карточке.

1. Рассматривание картин известных художников о природе

– Посмотрите на картины. Перед вами картины великих русских художников А.Саврасов “Грачи прилетели”, И.Левитан “Большая вода”, И.Левитан “Март”, Исаак Левитан “Осень”.
– Какие чувства вызывают у вас эти картины? (Чувства гордости за нашу природу, за её красоту, чувства гордости за свою великую Родину.)
– Обратимся к словам на слайде.

(Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Любите природу и свою Родину!)

2. Работа в группах по карточке-схеме.

– Какими словосочетаниями могли бы дополнить схему “Родина”?

(Моя деревня, мой дом родной, милее нет,….(Родины моей)) (Приложение 2)

– Прочитайте схему “Родина”.
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)

3. Вывод.

– Как вы понимаете пословицу: “Нет на свете ничего краше, чем Родина наша”? (Ответы детей.)
– И художники, и поэты рисуют картины. Изображая красоту природы, родного края художники пользуются красками, а поэты рисуют словами.

IX. Выполнение компьютерного теста “Поэты 19 века о природе родного края”.

Учащиеся работают за компьютерами, выполнят тест закрытого типа средствами текстового процессора Word с установкой флажковой формы. Учащиеся отвечают на вопросы “Кто из поэтов написал эти строки?” и выбирают вариант ответа “Да” или “Нет”.

X. Оценивание учащихся

(Работа с оценочным листом, самооценка учащихся.)

XI. Рефлексия деятельности (итог урока).

1. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Какую задачу ставили?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать ещё?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получалось?
– Над чем ещё надо поработать?
– Обратите внимание на выставку книг. Произведений русских поэтов о природе очень много. Я думаю, вы ещё не раз воспользуетесь лирическими произведениями.

– У вас, ребята, есть уникальная возможность в детском возрасте развивать умение чуткого отношения к красоте родной природы, Родине именно через поэзию. Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче

2. Работа со словарем настроений

– Предлагаю вам в словарике настроений отметить своё настроение, которое у вас возникало в течение всего урока и хочу поблагодарить всех за хорошую работу. (Приложение 3.)