Проектирование основ социально-воспитательной среды гимназии

Разделы: Администрирование школы


В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.

Успешное осуществление возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в школе, т. к. России нужны творцы, яркие личности, превосходные специалисты, профессионалы.

Мы рассматриваем воспитание как целенаправленный процесс развития человека. Анализируя существующую ситуацию путем выявления социальных факторов развития, которые уже имеются в школе, педагогический коллектив пришел к мнению о необходимости создания нового механизма построения системы образования, воспитания и управление ею. Именно построение и запуск концепции воспитательной системы – первый шаг на пути становления новой школы.

Теория становления, развития и управления воспитательной системы в гимназии целесообразна по ряду направлений:

  • крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса;
  • расширяется сфера возможностей воспитательного воздействия на личность;
  • экономия времени и сил педагогического коллектива;
  • создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует гуманизации межличностных взаимоотношений в коллективе.

Воспитательная система гимназии строится на принципах, определенных государственной политикой в области воспитания:

  • гуманистический характер образования;
  • приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
  • свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека;
  • любви к окружающей природе, Родине, семье.

(Закон РФ «Об образовании», ст.2)

и принципах, заложенных в Уставе гимназии, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью самоуправления, моделью выпускника гимназии:

  • личностно – ориентированное обучение;
  • педагогика сотрудничества;
  • стабильность, надежность и эффективность образования;
  • дифференциация;
  • системность.

Чередование общеобразовательных предметов с внеурочной деятельностью позволяет снять нагрузку после образовательных предметов, сделать ежедневным двигательный режим, что положительно сказывается на здоровье детей.

Миссия гимназии

Гимназия – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это среда, в которой обеспечиваются условия для формирования личности.

Цель воспитательной системы

Создание условий для развития социально - адаптивной, конкурентоспособной личности; (личности духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях).

Цели воспитания для различных возрастных групп на основе ключевых социокультурных компетенций учащихся:

Социокультурные компетенции учащихся

Цели воспитания

 

в 1—4-х классах

в 5-7-х классах

в 8-9-х классах

в 10—11-х классах

Познавательная

Развитие любознательности

Развитие познавательного интереса

Развитие познавательной активности

Формирование познавательной потребности

Общественная

Развитие уважения к школе и семье

Развитие уважения к людям

Развитие уважения к обществу и власти

Формирование

гражданской

позиции

Трудовая

Развитие трудолюбия

Развитие интереса к труду

Развитие потребности в труде

Формирование готовности к профессиональному самоопределению

Экологическая

Развитие бережного отношения к природе

Развитие экологической грамотности

Развитие экологической культуры

Формирование экологической потребности

Эстетическая

Развитие чувства прекрасного

Развитие эстетического вкуса

Развитие эстетической культуры

Формирование эстетического отношения к действительности

Личностная

Развитие отношения «Я — человек»

Развитие отношения «Я — личность»

Развитие самоуважения и взаимоуважения

Формирование готовности к личностному и мировоззренческому самоопределению

Воспитательные задачи:

  • Реализация путей эффективного воздействия на качество воспитания посредствам его гуманизации и гуманитаризации;
  • Формировать гражданско-патриотическое сознание, нравственную позицию;
  • Формирование системы комплексного воспитания в духе мира, демократии, прав человека; толерантного сознания и поведения среди детей и молодежи;
  • Укреплять физическую подготовленность, здоровье гимназистов;
  • Укреплять и развивать коллектив гимназии, органы самоуправления;
  • Развивать систему педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей, и потребностей государства;
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, индивидуального эстетического вкуса, художественных способностей на основе творческих мастерских;
  • Педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей;
  • Разработка и внедрение различных форм по профилактике негативных явлений в детской среде;
  • Внедрение инновационных технологий в деятельности классных руководителей;
  • Наладить систему работы по выявлению и поддержке талантливых детей;

Схему см. в Приложении 4.

Заповеди воспитания:

1. Не навреди.

2. Хорошее настроение и спокойствие приведет к намеченной цели.

3. Определи, что ты хочешь от своего ученика, узнай его мнение на этот счет.

4. Учитывай уровень развития своего воспитанника.

5. Предоставь самостоятельность ребенку.

6. Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.

7. Не упусти момент первого успеха ребенка.

Направления работы:

1) организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;

2) обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;

3) организация работы по патриотическому, гражданскому воспитанию;

4) развитие творческих способностей и творческой инициативы учащихся и взрослых;

5) развитие ученического самоуправления;

6) развитие коллективно-творческой деятельности;

7) организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся

8) организация работы с одаренными учащимися;

9) приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

Принципы работы:

1) сохранение и отработка всех удачных, эффективных моментов;

2) учет и анализ неудачного опыта, внесение корректив;

3) поиск нового и варьирование знакомого, хорошо известного.

Назначение программы воспитания гимназии заключается в предвидении желательного и возможного образа человека, принимаемого и востребуемого современной культурой, изменяющиеся с учетом возраста потребности обучающихся.

Центральным предметом осмысления должна стать цель воспитания– это развитие личности ребенка и детских коллективов как основы социализации.

В основе нашей воспитательной концепции лежит следующее определение: «Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности». Но мы стремимся управлять не личностью растущего человека, а процессом ее развития.

Развитие личности подрастающего человека происходит, прежде всего:

  • в урочной и внеурочной учебно-познавательной деятельности;
  • в организации разнообразной и захватывающей жизни коллектива класса и гимназии в целом;
  • в деятельности объединений по интересам;
  • в свободном общении и личной жизни ребенка.

В осознании воспитательной миссии гимназии педагоги согласны с мнением Н.Е. Щурковой, что «человек не характеризуется набором качеств - он определяется отношениями к наивысшим ценностям жизни».

Именно педагог обладает профессиональным умением создать условия деятельности, в процессе которой происходит осмысление своих переживаний и формируются ценностно-смысловые установки личности и детского коллектива.

Эта цель реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения и воспитания, диагностики усвоения знаний и умений, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителей, перевода школы в режим развития. Дифференцированный, личностно ориентированный подход осуществляется в учебно-воспитательном процессе через создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и реализации индивидуальных способностей каждого ученика.

Направление гимназии Социально-воспитательное

Закономерности процесса воспитания учащихся:

1) воспитание ребенка основывается только на активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей средой;

2) единство образования и воспитания;

3) целостность воспитательных влияний

Воспитательная система – система психолого-педагогического обеспечения условий активной жизнедеятельности учащихся, их развития, формирование каждого школьника как личности.

Условия действия и развитие воспитательной системы:

  • высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры каждого учителя, его профессиональной компетентности;
  • преодоление барьера между обучением и воспитанием путем значительного повышения воспитательных функций урока,
  • целенаправленного повышения интеллектуального, познавательного, культурного уровня всех воспитательных мер;
  • ответственное отношение всех педагогов к выбору целей педагогической деятельности и оцениванию ее результатов.
  • постоянный творческий поиск каждым педагогом форм, методов, приемов, средств достижения поставленных целей.

Создание в гимназии микроклимата доброжелательности, гласности.

Управление Воспитательным процессом

1. Административное:

  • директор – координация воспитательного процесса;
  • заместители директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе – обеспечение оперативного управления, реализация основных управленческих функций, анализ, планирование, организация общественного контроля, регулирование педколлектива.

2. Общественное:

  • педсовет;
  • совещания;
  • малые педсоветы (при необходимости);
  • кафедра воспитания и развития;
  • родительский комитет.

Мониторинг воспитательной работы

Для отслеживания результатов воспитания используется методика измерения уровня воспитанности ученика.

Психологом проводится социометрия.

Этапы реализации концепции воспитательной системы гимназии:

Этапы

Мероприятия

1. Подготовительный

Цель - выявить позитивный опыт воспитания в гимназии, определить приоритетные направления его развития.

1. Педсовет

2. Создали проблемные группы по разработке концепции воспитательной системы.

2. Прогностический

Цель - разработать концепцию, подготовить условия для организации опытно-экспериментальной работы по теме «Воспитательная система гимназии».

1. Разработали концепцию воспитательной системы гимназии.

2. Смоделировали структуры управления воспитательной системой гимназии.

3. Диагностировали уровень воспитанности учащихся с целью выявления отклонений от концептуальных направлений воспитательной системы.

4. Разработали модель выпускника и идеала педагога.

5. Определили пути формирования гуманисти-ческой позиции учителя (педсовет).

6. Разработали программу деятельности по реализации концепции развития воспитательной системы гимназии.

3. Практический

Цель - реализация программы деятельности, внесение коррективы в концептуальные положения.

1. Разработать вариативные программы воспитательной работы по классам.

2. Обеспечить развитие самоуправления.

3. Создать условия для обеспечения возможностей для самореализации учащихся в стенах гимназии:

- организовали работу кружков и секций в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся;

- обеспечили условия для реализации творческих способностей и возможностей учащихся с целью их самоактуализации на уроке и во внеурочное время.

4. Провести мониторинг по проблеме «Обеспечение воспитания учащихся на основе новой концепции воспитательной системы».

5. Организовать комплексное изучение личности (по ступеням обучения), сопоставить его развитие, ценностные ориентиры с моделью идеала выпускника.

4. Обобщающий

Цель - обобщить позитив-ный опыт реализации концепции воспитательной системы гимназии.

1. Выявили уровень влияния воспитательной среды гимназии на уровень воспитанности учащихся.

2. Анализ и коррекция воспитательных программ по классам, внесение корректив в воспитательную систему гимназии.

3. Выявление и оценка реальных результатов

Дополнительное образование

Внеурочная деятельность – это дополнительная сфера для развития ребенка. Дополнительное образование призвано предоставить дополнительные условия для выявления и развития задатков и способностей учащихся

Система дополнительного образования представлена кружками, спортивными секциями, факультативными и элективными курсами.

Необходимо, чтобы было столько объединений, сколько нужно, чтобы каждый ученик мог найти себе место.

Ребенок должен иметь право менять объединения, чтобы попробовать себя во всех (или в большинстве) и в результате найти дело, соответствующее его способностям, а значит найти себя. В гимназии работают следующие кружки: Ансамбль русских народных музыкальных инструментов «Русские узоры», Музыкальный кружок «Орфей», Хореография, «Волшебный клубок», Художественная вышивка, Бисероплетение, Дизайн-студия, Литературная студия (выпуск школьной газеты), Театральная студия, «Библиотечно-библиографические знания в историко-литературоведческом аспекте», «юный спасатель», «Безопасная дорога»,

Спортивные секции: шахматы, волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис.

Годовой цикл традиционных дел

Практика показала, что наиболее приоритетными для наших учащихся являются игровые, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя. Воспитательная система стимулирует, обогащает и дополняет деятельность класса. Включенность класса в воспитательную систему гимназии особенно благоприятно сказывается на установлении и развитии внешних связей класса, на освоении внутренней и внешней среды.

Предметные недели: по математике, истории, предметам естественно-научного цикла, иностранных, русского языка и другие.

Праздники и конкурсы: КВН между учителями и 11-классниками, конкурс инсценированной песни.

Праздники творчества, художественно-эстетические мероприятия: турнир знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс театральных постановок на иностранных языках, конкурс чтецов и авторского творчества.

Праздники народного творчества, национальных обычаев: ярмарка на Масленицу, путешествие в прошлое, праздники встречи и проводов весны, праздник Рождества, фестиваль Науки и Творчества.

Общественно полезные трудовые коллективные мероприятия: трудовые десанты, рейд «Чистый двор, чистый лес, чистая Россия», операция «Подарок далеким друзьям».

Акции милосердия: детям-инвалидам, платок ветерану, акция «Дети - детям».

Спорт, туризм: туристические слеты, турниры по волейболу, баскетболу, футболу, шахматам, конкурс знатоков ПДД, конкурс «Юный спасатель».

Спортивные эстафеты (с учащимися, родителями): чемпионаты по волейболу, баскетболу, шахматные турниры, спартакиады, «Мама, папа, я – спортивная семья».

Формы досугового общения: «круглые столы», дни рождения в классе, дискотеки, посиделки, выезды за город, посещение музеев, вечера - встречи с интересными людьми.

Игровые формы по типу: интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие игры, интеллектуальные игры; психологические игры (взаимодействия и подготовительные), творческие игровые вечера, коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые игры, сюжетно-ролевые игры).

Положительные результаты воспитательной работы в гимназии достигаются при помощи методов стимулирования: грамота, благодарность в приказе, предоставление ответственной роли в общественном поручении, роли в сценарии, лучшие ученики награждаются экскурсией.

Традиции гимназии:

Гимназия имеет герб, гимн, клятву.

Традиционные мероприятия: первый звонок, Посвящение в гимназисты, День учителя, День здоровья, конкурс поделок из природного материала и осенних букетов, День борьбы со СПИДом, акция милосердия, предметные недели, вечера, олимпиады по предметам, День святого Валентина, День защитника отечества, 8 марта, 1 апреля - День смеха, составление летописи «Война в истории моей семьи», «День Победы», «День матери», «Последний звонок». Традиции - это постоянно действующие формы деятельности коллектива, «коллективные привычки». Традиции являются результатом жизни самого коллектива, их нельзя навязать. Такими традициями также являются дни самоуправления, проведение общешкольных собраний, праздников, дней рождения школы, спартакиад, туристических слетов и т. д.

За время становления воспитательной системы в гимназии выработался определенный подход к воспитанию учащихся, рождались и укреплялись свои традиции.

Хранителями наших традиций являются не только администрация, но что самое важное, дети, учащиеся и их родители.

Механизмы функционирования системы:

Воспитательная система гимназии предполагает следующие функции:

  • Развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
  • Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
  • Управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-познавательном процессе, профессиональный рост педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы;
  • Защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должны быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
  • Компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
  • Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы

Критерии и показатели:

1. Развитость креативных способностей ребенка

2. Нравственная воспитанность учащихся

3. Сформированность интеллектуального потенциала личности

4. Развитость физических качеств учащихся

5. Удовлетворенность учащихся и педагогов жизнедеятельностью в школе.

6. Репутация образовательного учреждения

Диагностические средства:

  • метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся;
  • педагогические наблюдения;
  • мониторинг;
  • анкетирование;
  • ситуация выбора
  • тестирование;
  • статистический анализ текущей и итоговой аттестации;
  • статистический медицинский анализ состояния здоровья детей;
  • рефлексивные методы

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Нечаев М.П. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе М. 5 за знания, 2007г.

3. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования/Под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000.

4. Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. № 8)

5. Н.Н. Иорданский. Организация детской среды.- М.: Изд-во «Работник просвещения», 1925.

6. Программно-целевой подход в управлении. М.: Прогресс, 1975.

7. Воспитательная система школы: вопросы управления. Очерки прагматической теории / Под. ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997.

8. Майнулов Ю. С. Средовый подход в воспитании: Дис. ... д‑ра пед. наук: 13.00.01. М., 1997. 193 с.

9. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Советская педагогика. – 1991. - №11.

10. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. //Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1 . - М., 1993.

Приложения Воспитательные программы гимназии

Приложение 1. Программа «Здоровье»

Приложение 2. Программа «Мир спасется красотой».

Приложение3. Программа «Семья».