Особенности обучения английскому языку учащихся классов КРО

Разделы: Иностранные языки


Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.

Согласно планируемым результатам начального общего образования с введением стандартов второго поколения  выпускник начальной школы научиться в области чтения на иностранном языке:

  • соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом ;
  • читать вслух небольшой текст, построенный на знакомом языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
  • читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.

В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей.

Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звуко-буквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического чтения. Вообще, обучение чтению на английском языке является одной из наиболее трудных задач для учащихся начальной школы, а для учащихся классов КРО тем более. Учащиеся этой категории отличаются  повышенной утомляемостью,  ослабленным здоровьем, слабой нервной системой и требуют щадящего учебного режима.

Кроме того, трудности в обучении этих детей вызваны и низким уровнем развития памяти, внимания, фонематического слуха. Поэтому наряду с формированием знаний, умений и навыков по предмету необходимо вести  работу по развитию психических функций. Эту работу облегчает использование индивидуальных листов диагностики, которые позволяют спланировать индивидуальную работу и  систематически отслеживать результаты работы с каждым учеником по всем направлениям. Как часто проводить диагностику, учитель определяет сам, например, ежемесячно. Выставляется процент выполнения работы. Листы диагностики позволяют не только отследить усвоение программы, но и увидеть рост ученика относительно самого себя, что немаловажно в классах КРО, когда ученики часто показывают довольно низкие результаты, отражающиеся в низких отметках. Благодаря листам диагностики учитель имеет возможность показать ребенку пусть небольшое, но все-таки движение вперед. (Приложение 1).

В работе с детьми класса КРО я использую большое количество дидактических игр и игровых приемов, это способствует повышению интереса и помогает быстрее запомнить  какую-либо информацию. Например, при изучении букв мы играем в лото буквенное или звуковое (Приложение 2).

Многочисленные факты расхождения между графемно-фонемными системами родного и иностранного языков, расхождения в произнесении одной и той же буквы в различных буквосочетаниях, а также случаи разного графического изображения одного и того же звука имеют место в немецком, французском и особенно английском языках.

 Важно скорее подвести учащихся к этапу целостного восприятия блоков слов, иначе пословное чтение будет тормозить понимание содержания. Этому способствует чтение по синтагмам, расширяющее "поле чтения", т.е. единицу восприятия. С этой целью я использую чтение лесенок. Сначала мы читаем их медленно за учителем, затем дети читают самостоятельно, ускоряя темп, затем мы работаем над интонацией. (Приложение 3).

Работа по индивидуальным программам обучения, использования игровых приемов, и систематическое повторение изучаемого материала позволяет добиться хороших результатов в обучении английскому языку в целом и чтению на английском языке в частности.

Литература

1. Английский язык. 2-4 классы: материалы для коррекционно-развивающих занятий с учащимися. авт.-сост. Е.Н.Попова.- Волгоград: Учитель, 2007.

2. Планируемые результаты начального общего образования \Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.  под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой .- 2-е изд. – М. :Просвещение, 2010.