Транспорт

Разделы: Логопедия


Цели:

  • систематизировать знания детей о транспорте;
  • обогащать словарь детей глагольной лексикой, относительными прилагательными;
  • развивать связную речь;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать координацию слова с движением, автоматизировать шипящие звуки в речи;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать у детей навыки безопасного поведения на дорогах.

Оборудование: предметные картинки по теме, паровозик, станции, план путешествия, машина, игра "Головоломка", картинки "Что лишнее?", схема описания транспорта.

Ход урока

I. Речевая зарядка. Игра с мячом "Какой?"

Руль из пластмасса - пластмассовый руль.

Сиденье из кожи - кожаное сиденье.

Колесо из резины - резиновое колесо.

Кузов из дерева - деревянный кузов.

Дверка из металла - металлическая дверка:

II. Установка.

Каждый день,
Всегда, везде,
На занятиях, в игре
Ясно, четко говорим
И тихонечко сидим.

III. Красный паровозик, который мы построили из конструктора, очень любит путешествовать. Но ему одному скучно и он пригласил нас с вами, пообещав, что впереди будет много интересного. Вы согласны?

Ну что ж, в путь!
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Веселые друзья!

1 станция "Вопросительная". На этой станции всегда о чем-то спрашивают.

а) Кто такие пассажиры?

б) Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?

в) Назовите пассажирский транспорт, в названии которого есть звук Т?

г) Как называется транспорт, который перевозит грузы?

д) Какие еще виды транспорта вы знаете?

  • по воде - водный транспорт
  • по воздуху - воздушный транспорт
  • по земле - наземный транспорт
  • по железной дороге - железнодорожный транспорт

Отправляемся дальше.

2 станция "Загадкино".

Летит, а не птица,
Трещит, а не кузнечик,
Везет, а не лошадь.
(самолет)

Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю
Отправляюсь я в полет,
Кто же это:?
(вертолет)

Рученька - ручище, что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу, землю рою и тащу!
(экскаватор)

Что там мчится и шипит
И колесами стучит:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Я по рельсам стучу.
(поезд)

По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А под крышею дуга,
Ток по ней идет всегда.
(троллейбус)

Что за чудо - синий дом
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(автобус)

Я бываю разная:
Черная и красная,
Грузовая, легковая
Кто же я такая?
(машина)

3 станция "Описательная".

Составить рассказ о грузовике и автобусе по схеме.

Образец: Это грузовой автомобиль. Грузовик перевозит грузы. У грузовика есть кузов для грузов, кабина для водителя, дверцы, руль, сидение, педали, тормоза, фары, колеса, двигатель. Грузовик "питается" бензином. Водитель управляет грузовиком.

4 станция "Отдыха".

Считалочкой выбираем водящего.
Шел автобус полным ходом
Было много в нем народу,
Даже трудно сосчитать:
1,2,3,4,5
В счет кондуктор не вошел,
Без него автобус шел.

Игра "На шоссе".

(Дети бегут по кругу, держа в руках руль)
По шоссе спешат машины
Ш-ш-ш - шуршат спокойно шины
(Наклоняются, левая рука за спиной, в правой - посошок)
Еж с мешком и посошком
По шоссе идет пешком.
(На цыпочках машут руками)
Над ежом кружится стриж.
- Ты куда же еж спешишь?
(Изображают ежика)
- Прямо в город, по шоссе
Тороплюсь я, как и все.
(Изображают стрижа)
- Будь, дружок, настороже
Не спеши на вираже.

Подскажите ежу, где можно переходить улицу. Рассказываем стишок о светофоре.

Красный - путь опасный
Желтый - тоже подожди
А зеленый впереди - проходи!

5 станция "Путешествие".

Ваня лето собрался отдохнуть на море. Давайте поможем ему доехать. Используя план, дополните рассказ нужными словами.

Из дома Ваня (что сделал?): (вышел), речку по мостику он : (перешел) и дальше : (пошел). Ваня к дороге : (подошел), на (мотоцикл) сел и : (поехал). По дороге ехал, в горку : (въехал), с горки : (съехал), озеро : (объехал), кочку : (переехал), и на железнодорожный вокзал : (приехал). На (поезд) Ваня сел и : (поехал). В город : (приехал), из поезда вышел, остановку нашел и к ней : (подошел). Ваня в : (машину) сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел на : (самолет) и : (полетел). Лес он (пролетел), горы : (перелетел), летел, летел и : (прилетел). Из : (самолета) Ваня вышел и пошел. Шел, шел, в порт : (пришел). Сел он на : (катер)и от берега : (отплыл). К пляжу он : (приплыл) и стал отдыхать.

6 станция "Головоломкино".

Игра "Подскажи словечко"

Если кто-то заболеет
Врач ему помочь сумеет.
Ты скорее набери
Номер скорой : (03)

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер : (01)

Когда милиция нужна,
Мы набираем : (02)

Игра "Что лишнее?" (по картинкам)

Например: автобус, троллейбус, такси, самолет, лодка, катер, пароход, вертолет:

Игра "Головоломка". Постройте кораблик из геометрических фигур.

А теперь, давайте с вами вспомним скороговорку о корабле:

Вез корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы 3 недели
Карамель на мели ели.

IV. Итог.