Деловая графика в MS Excel. 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Цели урока:

  1. Показать возможности MS Excel для наглядного (графического) представления числовых данных.
  2. Научить строить диаграммы различного вида.
  3. Развивать навыки работы на компьютере.
  4. Воспитывать аккуратность, точность, бережное отношение к природе.

Наглядные и технические средства обучения:

  • раздаточный материал с текстом для практической работы;
  • компьютеры, мультимедийный проектор;
  • стикеры (листочки с клейкой полосой) для подведения итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

В начале урока на экране демонстрируется 1 слайд (см. Приложение 1).

Учитель: Тема нашего урока: «Деловая графика в MS Excel» (2 слайд). Сегодня мы рассмотрим возможности MS Excel для наглядного (графического) представления числовых данных, научимся строить диаграммы различного вида. Эти навыки пригодятся вам в дальнейшей учёбе, а кому-то и в профессиональной деятельности.

Каждый из вас получит в течение урока несколько оценок, которые будут зафиксированы на оценочных листах (они лежат на ваших партах). Затем будет выставлена средняя оценка за урок с учетом оценки учителя в журнал.

Для построения диаграмм мы воспользуемся некоторыми данными об экологической обстановке в Свердловской области. Эти данные взяты из Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области» (сайт Министерства природных ресурсов Свердловской области – http://www.mprso.ru/ohrana_ap.htm).

А начать урок мне хочется с поэтического вступления (3 слайд):

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

(В. Шефнер.)

II. Актуализация знаний учащихся.

1) Учитель: Для того, чтобы вспомнить материал прошлых уроков проведём Блиц-опрос (4 слайд). Ученики отвечают на поставленные вопросы. По щелчку мыши открываются ответы.

  1. Основное назначение электронных таблиц? (Обработка числовых данных.)
  2. Что такое книга? (Документ, разработанный в среде ЭТ.)
  3. Что такое лист? (Отдельный элемент книги – таблица.)
  4. Что такое ячейка? (Отдельный минимальный элемент таблицы.)
  5. Что такое диапазон / блок ячеек? (Выделенная прямоугольная часть таблицы.)
  6. Основные типы расчётных решаемых в электронных таблицах? (Статистическая обработка данных; получение расчетных ведомостей; сортировка таблицы; построение графиков и диаграмм; табулирование функций.)
  7. Основные типы данных, содержащихся в ячейках ЭТ? (Текст, число, формула, логическое выражение, дата.)

2) Учитель: Назовите основные элементы Окна MS Excel, отмеченные цифрами на 5 слайде. Вызывается желающий ответить ученик.

3) Учитель: Выполните проверочную работу по парам, ответив на вопросы электронного теста. Один выполняет задание I варианта (см. Приложение 2), другой – задание II варианта (см. Приложение 3).

Проверочная работа предварительно должна быть скопирована на компьютеры учащихся. Сначала один отвечает, другой фиксирует его результат на оценочном листе, затем – наоборот.

Теоретический материал урока.

Учитель: При решении различного вида задач с помощью MS Excel очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимаются результаты человеком. Мы с вами знаем, что компьютерная графика подразделяется на несколько видов: иллюстративную, инженерную, научную, деловую. Деловая графика состоит в визуализации, то есть представлении в наглядной форме больших массивов числовой информации. Табличные процессоры содержат развитые средства деловой графики. С помощью Excel можно построить столбчатые диаграммы – гистограммы (одиночные и множественные), круговые диаграммы, графики и др.

Диаграммы в Excel строятся с помощью «Мастера диаграмм». Сначала в таблице выделяется блок данных, по которым необходимо построить диаграмму, а затем вызывается «Мастер диаграмм» с помощью команды >> Вставка >> Диаграмма.

Рассмотрим примеры различных диаграмм (слайды 6-10).

Практическая работа.

Учитель (слайд 11): Цель практической работ – освоить основные приёмы работы с «Мастером диаграмм» в MS Excel.

Ваша задача: используя таблицы, содержащие результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и поверхностных вод составить: одиночную гистограмму, множественную диаграмму и круговую диаграмму или график.

Учащиеся садятся за компьютеры, читают текст практической работы, и приступают к её выполнению, если нет вопросов. Работа дается в 2 вариантах.

I вариант.

Для выполнения задания откройте файл Загрязненность окружающей среды xls, находящийся на Рабочем столе. Откройте Лист 1.

Задание1. Постройте по приведенным данным одиночную гистограмму, отражающую загрязнение атмосферного воздуха пылью в г.Первоуральске в течение данного периода времени.

Задание 2. Постройте множественную диаграмму, отражающую загрязнение атмосферного воздуха в г.Первоуральске различными веществами в течение указанного периода.

Задание 3. Постройте по приведённым данным круговую диаграмму, отражающую загрязненность воздуха различными веществами в 2007 году.

Задание 4. В ячейку F2 введите формулу, вычисляющую среднее значение в строке. Используя копирование, заполните остальные ячейки. Постройте по полученным данным график, иллюстрирующий средние показатели загрязненности воздуха различными веществами.

II вариант.

Для выполнения задания откройте файл Загрязненность окружающей среды xls, находящийся на Рабочем столе. Откройте Лист 2.

Задание 1. Постройте по приведенным данным одиночную гистограмму, отражающую загрязнение поверхностных вод взвешенными веществами в различных реках в 2007 году.

Задание 2. Постройте множественную диаграмму, отражающую загрязнение поверхностных вод различными веществами в 2007 году.

Задание 3. Постройте круговую диаграмму, отражающую загрязнение реки Чусовой различными элементами в 2007 году.

Задание 4. В ячейку В10 введите формулу, вычисляющую сумму в столбце. Используя копирование, заполните остальные ячейки. Постройте по полученным данным график, иллюстрирующий общую загрязненность поверхностных вод.

Для выполнения практической работы в I варианте учащиеся открывают лист 1, во II варианте – лист 2 (см. Приложение 4).

III. Домашнее задание.

  • §20, §21. [1]

IV. Итог урока.

Учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора диаграммы и графики, выполненные учащимися.

Учитель: Какого вида диаграммы мы сегодня научились строить? В каких случаях круговая диаграмма или график являются более целесообразными? Оцените урок, записав оценку на стикере (они лежат на столах). На слайде 12 на экране прикрепите свой стикер с оценкой в соответствующем секторе.

Учитель собирает заполненные оценочные листы учащихся с оценками за устную работу (блиц-опрос), за проверочную работу в виде электронного теста и самооценкой учащегося практической работы.

Использованная литература:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
  3. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.