Урок-игра для слабоуспевающих "Основные классы неорганических соединений". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Предлагаю урок-игру для слабоуспевающих детей с презентационным сопровождением: “Основные классы неорганических соединений”, контрольно-обобщающий урок, 8 класс.
Урок-игра обеспечивает внимание, активизирует мысль, нацеливает на поиск, развивает мыслительные способности, создает устойчивый познавательный интерес. А загадки и игры всегда интересны детям. Они вызывают и любопытство и любознательность – желание глубже разобраться, понять интересующие явления, сформировать устойчивый интерес к химии. Все это помогает повышению качества знаний и способствует нормализации учебной нагрузки, особенно для слабоуспевающих учащихся. Такой вид урока исключает беспорядок на уроке, несмотря на то, что это игра. Если в классе мало слабоуспевающих учащихся, то игру следует проводить в смешанных группах, где такие учащиеся смогут помогать, если не интеллектуально, то практически, выполняя какие-либо полезные действия.

При проведении игры учитель может проверить и оценить свои умения и реальные действия, прежде всего по активной позиции учеников.

Цель: обобщить знания по теме: “Основные классы неорганических соединений” в игровой форме.

Задачи:

  • Обучающие – повторить основные понятия темы (оксиды, основания, кислоты, соли), типы химических реакций, индикаторы, экспериментально распознавать щелочи и кислоты; анализировать, систематизировать вещества по классам, уметь задавать вопросы при просмотре анимации, делать выводы и обобщать.
  • Развивающие – развивать мышление (анализ), соотнесение, повторение данной темы, долговременную память, интерес к предмету.
  • Воспитательные – культуру поведения в кабинете химии, навыки работы в группе, прививать чувство “локтя”, связывать многие химические процессы с “жизнью”.

Форма организации работы: групповая.

Оборудование: Химические реактивы, проектор, карандаши, ручки, бумага для черновиков

План урока:

  1. Организационный момент – мотивация
  2. Конкурс № 1 “Найди собрата”
  3. Конкурс № 2 “Кто нам не подходит?”
  4. Конкурс № 3 “Дополни запись”.
  5. Конкурс № 4 “Индикаторные загадки”
  6. Конкурс № 5 “Что нас окружает”.
  7. Конкурс № 6 “Подведем итоги”
  8. Победила ли дружба?
  9. Рефлексия.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

Командам заранее дается задание придумать себе название. Готовые команды (их две) рассаживаются в классе вокруг стола. Таблички с названиями команд уже стоят на столах. Так же на столах разложены: планы урока, песочные часы (5мин), реактивы, экологические рисунки, простые карандаши и ручки (у слабоуспевающих детей их может не быть) и чистые листы для выполнения заданий, согласно конкурсам. Учитель включает презентацию и начинает урок. Очки, заработанные командами во время игры (это могут быть любые цветные фишки, или заготовки в виде цифр, на плотной бумаге), складываются в стеклянные стаканчики и подсчитываются после окончания урока.

Слайд 1. На экране появляется тема урока. Учащиеся ее видят и записывают в тетрадь, с комментариями учителя (если это необходимо).

Слайд 2. Учитель знакомит учащихся с целями и задачами урока.

Слайд 3. Можно назвать девиз урока, для убедительности и концентрации внимания учащихся.

Слайд 5. Учитель: “У нас сегодня обобщающий урок и вначале давайте вспомним, какие вы знаете четыре класса неорганических соединений”. Команды выбирают выступающего и по очереди называют классы соединений, выплывающие на слайде. Слайды созданы в помощь слабоуспевающим учащимся и помогают во время ответов. Когда небольшая разминка закончена, учитель переходит к конкурсам.

Слайд 6. Учитель: “ Посмотрите, пожалуйста, на ваши планы! (Приложение 1) Объявляется первый конкурс. Вам необходимо найти собрата (Приложение 2) из числа предложенных веществ, разделяя их при этом на четыре класса неорганических соединений. Задание выполняется в виде таблицы в рабочей тетради. Обсуждать задание разрешается. Время на данное задание 5 минут”. Учащиеся, выполнив задание, смотрят на слайд, где производится проверка выполнения данного упражнения. Учитель кладет заработанные фишки в стаканчики.

Слайд 7. Учитель: “ Объявляется следующий конкурс № 2 (Приложение 3) Кто нам не подходит из предложенных рядов соединений. Каждой команде предлагается по три ряда. Ряды соединений на ваших столах. Время на задание 5 минут. Начинайте. Запись производим в рабочей тетради”. После выполнения, учащиеся сверяются с правильными ответами на слайде.

Слайд 8. Учитель: “ А теперь ребята вам предстоит дополнить запись в уравнениях химических реакций. Это конкурс № 3”. Можно выполнять непосредственно со слайда, записывая уравнения в тетрадь, а можно заранее отпечатать и разложить на столы (Приложение 4). Пока учащиеся выполняют работу, включите музыкальное сопровождение. По окончании, учитель демонстрирует правильные ответы на слайде. И снова раскладываются фишки в стаканчики.

Слайд 9. Учитель: “Конкурс № 4 – экспериментальный. Для того, чтобы выполнить это задание, вам предлагается подсказка, в виде индикаторных стихов”. Демонстрируются стихи со слайда, зачитываются (можно самими учащимися из разных команд).

“На ваших столах стоят реактивы: В трех пробирках находятся вещества: кислота, щелочь и вода. Определите каждое вещество”. Побеждает тот, кто быстрее определит вещества.

Для проверки включаем Слайд 10.

Слайд 11. Учитель: “ А теперь, творческое задание. Конкурс № 5: “Что нас окружает!”. Вы видите на слайде рисунок (анимацию). Команды должны в течение 4 минут задавать вопросы по очереди друг другу. Для тех, кто плохо видит, на столах лежат точно такие же рисунки (Рисунок 1). Варианты вопросов:

  1. Что вы видите на рисунке?
  2. Выберете оксиды и назовите их.
  3. Какие еще вещества вы видите? И т.д.

Время на данный конкурс – 8 минут.

Слайд 12. Учитель: “Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием. Да и дело идет к концу. На ваших столах лежат тесты, которые вы должны решить примерно за 10 минут. Эти тесты основаны на знаниях, полученных на предыдущих уроках, включая сегодняшнее обобщение”. (Приложение 5). А негромкая фоновая музыка поможет сосредоточиться”.

Слайд 13. Учитель: “Вот и заканчивается наш урок. Давайте его немного обсудим. Вы играли в команде. Что вы при этом чувствовали? Какие у вас ощущения? Трудно ли было вам общаться или вы легко находили общий язык? Взгляните на слайд и скажите, все ли сегодня удалось?” Идет обсуждение. Далее учитель подсчитывает количество очков и поздравляет команду победителя (можно придумать маленькие призы).

Слайд 14. Учитель: “Ребята, запишите домашнее задание: разгадать кроссворд по данной теме, кроссворды вы видите на ваших столах (Приложение 6). А те моменты, которые вызывали трудности, мы продолжим закреплять на последующих уроках”. Всем спасибо!”

Слайд 15. Кроссворд на слайде уже разгадан, его можно показать на следующий урок, в качестве проверки домашнего задания.

Время для каждого конкурса учитель может определить сам.

Презентацию можно дополнить более сложными заданиями и использовать на обычном уроке.