Урок в 11-м классе "Как происходит переделка людей"

Разделы: Литература


Образовательные цели: дать представление о личности писателя; раскрыть авторский замысел - переделка героя под влиянием революционных событий и руководителей; рассмотреть проблему гуманизма в романе.

Развивающие цели: развивать умение выделять главное, уметь анализировать, синтезировать при работе с художественным текстом.

Воспитательные цели: воспитание чувства патриотизма, умение давать объективную оценку, размышлять о вечных проблемах бытия.

Ход урока

I. Вступительное слово

А.А.Фадеев прошел путь от начинающего писателя, чей первый роман был высоко оценен советской критикой, до поста председателя СССР, и закончился этот путь трагически.

Сообщение ученика.

Фадеев Александр Александрович (1901 - 1956), прозаик.

Родился 11 декабря 1906 г. в городе Кирмы Тверской губернии в семье фельдшеров, профессиональных революционеров. Раннее детство провел в Вильно, затем в Уфе. Большая часть детства и юности связана с Дальним Востоком, с Южно-Уссурийским краем, куда родители переселились в 1908. Любовь к этому краю Фадеев пронес через всю жизнь.

Учился во Владивостоке, в коммерческом училище, но ушел, не окончив восемь классов (1912 - 1919). Сблизившись с большевиками, включился в революционную деятельность. Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье - против атамана Семенова зимой 1920 - 21. Был ранен.

В 1921 попал в Москву как делегат Х Всероссийского партийного съезда, вместе с другими делегатами, подавляя Кронштадтский мятеж, был серьезно ранен. Начал учиться в Московской горной академии, но со второго курса был переведен на партийную работу. Уже в 1921 Фадеев начал писать, участвовать в работе молодых литераторов, которые объединились вокруг журналов "Октябрь" и "Молодая гвардия". В "Молодой гвардии" в 1923 был опубликован первый рассказ Фадеева "Против течения".

Роман "Разгром", увидевший свет в 1927, принес писателю признание читателей и критики и ввел его в большую литературу. Жизнь и исторические события на Дальнем Востоке, свидетелем которых он был, привлекли его творческое воображение. Долгие годы он отдал созданию романа-эпопеи "Последний из Удэге". Несмотря на незавершенность, роман занял свое место не только в творчестве А.Фадеева, но и в историко-литературном процессе 1920 - 50-х. В годы войны был одним из руководителей Союза писателей, автором большого количества публицистических статей, очерков. Был на Ленинградском фронте, три месяца провел в блокадном городе, результатом чего стала книга очерков "Ленинград в дни блокады" (1944).

В 1945 вышел в свет роман "Молодая гвардия", о героях которого Фадеев писал "с большой любовью, отдал роману много крови сердца". Первая редакция романа пользовалась заслуженным успехом, но в 1947 в газете "Правда" роман был подвергнут резкой критике за то, что писатель не показал связи комсомольцев Краснодона с коммунистами-подпольщиками. В 1951 Фадеев переработал роман.

После XX съезда КПСС, чувствуя невозможность продолжать свою жизнь, А.Фадеев 13 мая 1956 кончает жизнь самоубийством. Медицинская комиссия, назначенная тогда правительством, заявила, что эта трагедия случилась в результате расстройства нервной системы из-за хронического алкоголизма. Только в 1990 было опубликовано предсмертное письмо Фадеева: "Не вижу возможности жить дальше, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы... физически истреблены или погибли... лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте... Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивались подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни".

(Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.)

Слайд 1,2,3 (Приложение 1).

II. Слово учителя.

Революция и гражданская война, расколовшие общество и страну надвое, заставляли каждого сделать жесткий выбор, неизбежно ставили вопросы: с кем я? за кого я? Особенно остро эти вопросы встали перед представителями интеллигенции. Возникали вопросы, связанные с истинным и ложным гуманизмом. Характерной для того времени была романтизация гражданской войны. Страшная трагедия, имевшая необратимые последствия, в художественных произведениях была окутана неким ореолом. Автор «Разгрома», вышедшего в 1927 году, был молодым писателем, не понаслышке знавшем о событиях гражданской войны. Он был непосредственным участником, очевидцем. Сам Фадеев видел идею своего романа в переделке «человеческого материала» в ходе революции под руководством коммуниста-организатора: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе».

«Происходит переделка людей. Эта переделка людей происходит потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса – коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться».

Слайд 4.

Цель нашего урока – дать ответы на вопросы:

Как происходит переделка людей?

Почему происходит переделка людей?

Кто эти передовые люди, которые руководят революцией?

Какие нравственные проблемы затрагиваются в ходе этой переделки?

Слайд 5. Слайд 6. О каком герое идет речь?

«Он был такой маленький, неказистый на вид – весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен. Но, вслушиваясь в растрепанные мужицкие голоса, улавливал в них внятные, ему одному тревожные нотки».

- Каким вы представили Левинсона?

- Что необычного в портретной характеристике можно отметить?

(Физическая слабость, внешняя неказистость, незаурядность)

- Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми?

(Левинсон предан революции. Ради нее он сдерживает других, а в первую очередь себя самого. Он сознательно подавляет личные чувства, которые могли бы отвлечь его от высокой, добровольно принятой на себя миссии. Все время – он командир и представитель партии, которому доверили руководить людьми. В самоотречении - сила героя.)

Фрагмент фильма 1. «Ловля рыбы на обед. Воспитание парня из отряда»

- Как эпизод характеризует Левинсона?

- Как Левинсон понимает свою ответственность перед людьми?

- Какая основная задача стоит перед командиром?

- Как достигает своих целей Левинсон?

Прокомментируйте сцены:

- конфискация свиньи у корейца («Страда» с.100);

- решение судьбы Фролова.

Можно ли назвать поступки Л. гуманными?

(Диспут. Многие решения можно назвать бесчеловечными. Но они были в данных ситуациях просто вынужденными. В Левинсоне соединяются жалость и жестокость).

Слайд 7.

Назовите черты Левинсона - передового представителя, который ведет за собой людей.

Сверить ответы обучающихся с ответами на слайде.

Слайд 8.

Черты Левинсона:

- человек особой правильной породы;

- человек дела;

- умение ставить общественные интересы выше личных;

- умение признать свои слабости и видеть слабости других людей;

- уметь повести за собой людей,

- ответственность за людей.

III. Проследить формирование характера Морозки  (Гл.1,5,8,13,15,16)

- Кем был герой до появления в отряде?

- Можно назвать Морозку дисциплинированным бойцом? (Кража дынь и суд)

Кадр фильма. «Суд Морозки»

Как характеризует эпизод Морозку и Левинсона?

(Это один из самых напряженных эпизодов. Именно Левинсон устроил для Морозки суд, и он же умело и незаметно снял нависшую над Морозкой опасность изгнания из отряда. Левинсон все время действует по своему плану, а Морозка все делает необдуманно. Левинсон в процессе суда стремится добиться закрепления и развития всех лучших качеств, которые есть в Морозке.

- Морозка понимает, зачем он в отряде? (Тянется к лучшему, к «правильным» людям. Гл.12 )

- Расскажите о взаимоотношениях Морозки с Варей и Мечиком?

- Как характеризует Морозку сцена пьянки после гибели его коня.

(Сцена пьянки показывает сложность становления личности).

- Какие сцены показывают Морозку героем?

- Какие черты характера можно отметить у Морозки?

Слайд 9.

Черты характера Морозки (сверить с записью на слайде):

- стихийность натуры Морозки;

- неразвитость его сознания;

- высокое чувство долга за доверившихся ему людей;

- способность совершить героические поступки.

IV. Выводы по уроку

В последней части происходят кульминационные события. Отряд изображается в сражениях. Именно здесь показано, на что способен каждый герой в решительную минуту, как проявляется его сущность. Безусловно, героизм Морозки и трусость Мечика. Вспыхнувшая вражда партизан не обескураживает Левинсона, он моментально ее отсекает. Ответственность за отряд дает возможность найти быстрое решение и спасти хотя бы часть отряда.

Таким образом, под воздействием передовых представителей рабочего класса, революционных событий происходит переделка человека.

V. Домашняя работа

Подобрать материал о Мечике.