Толерантность – дорога к миру

Разделы: Классное руководство


Цель: формирование у учащихся навыков толерантных отношений.

Задачи:

  • воспитывать у учащихся неприятие к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, всему окружающему миру;
  • терпимость к инакомыслию;
  • развивать коммуникативные способности у учащихся.

Оформление: плакаты, газеты, рисунки. Использование интерактивной доски.

Вступительное слово классного руководителя:

-Вокруг нас - Мир. Мир, полный открытий и серьезных проблем. Он нуждается в нашей заботе. Но и любой человек - это целый Мир.

Как трудно иногда бывает принять правильное решение, сделать выбор в пользу необходимого, а не следовать сиюминутному порыву.

Сегодня мы поговорим о толерантности в мире и непосредственно вокруг нас. Никому не хочется жить в условиях войны, как широкомасштабной с бомбами и смертями, так и в межличностных - в школе, классе, в семье.

Но для начала мы разделимся на две команды: команду девочек и мальчиков и узнаем название каждой команды.

Элементы ролевой игры

Классный руководитель раздает участникам карточки, на которых большими буквами написаны названия: "Выносливые" и "Находчивые".

Задача - узнать слово и построиться.

"Выносливые" - команда мальчиков, "Находчивые" - команда девочек.

Классный руководитель:

-Теперь участникам команд предлагается придумать приветствие друг другу и ближе познакомиться. Каждый из участников встает и представляет себя:

-Я, Кулакова Ольга: (исполнительная)

-Я, Мурадымова Оксана :(упорная)

-Я, Панин Сергей:(сдержанный)

-Я, Дергунов Дмитрий :(вежливый, деликатный)

-Я, Абдюшев Руслан:(спортивный)

-Я, Тарасов Алексей:(спокойный, уважительный)

И так презентуются все остальные ребята.

Классный руководитель:

-Наше знакомство закончилось, а урок взаимопонимания, терпимости и доброты продолжается.

Классный руководитель:

-Ребята, что может произойти, если нарушаются принципы толерантности между государствами?

-Военные конфликты.

-Война.

Классный руководитель:

-К сожалению, это чаще всего именно так.

Сообщение ученицы:

-Отвратительный шум на свет -
Грохот самолета на рассвете:
И зачем тебя, наш дом, разбили?
Ты был маленький, волшебный дом,
Как ребенка мы тебя любили,
Строили тебя с таким трудом.

Одной из самых жестоких форм силового соперничества является война. Часто ее удары обрушиваются на тех, кто не участвует в боевых действиях (на мирных жителей, раненых и пленных). Самой "адской" войной назвал II Мировую войну французский писатель, делегат международного комитета Красного Креста Марсель Жюно в книге "Воин без оружия". Все мы должны помнить, что Советский Союз потерял в этой страшной войне 27 миллионов человеческих жизней, из них 9 миллионов 873 тысячи мирного населения (женщин, детей, стариков).

Международное гуманитарное право ограничивает средства и методы войны, защищает гражданское население и пленных. В современном гуманитарном праве установлен запрет на применение силы. Этот принцип закреплен в Уставе ООН (пункт 4, статья 2).

Классный руководитель:

-Гете сказал "Война - это зло для всех". В наше время происходит много военных конфликтов и локальных войн в разных уголках планеты.

-Ребята, назовите, пожалуйста, локальные войны и военные конфликты, участниками и жертвами которых стали российские воины и мирные жители.

(Примерные ответы: 1-я и 2-я Чеченские воины, военный конфликт в Египте, Афганская интернациональная война, Грузино-Осетинский военный конфликт (8 августа 2008 г.).

Перекрестная дискуссия.

Участник команды "Выносливые":

-Мне бы хотелось узнать: как связаны толерантность и межнациональные отношения? Существует ли сегодня проблема толерантности в межнациональных отношениях?

Ответ представителей команды "Находчивые":

-Да, действительно, эта проблема стоит остро в современном мире и в нашем обществе. Различные социологические опросы правозащитных организаций в нашей стране показали, что сегодня заметно активизировалась деятельность национал-патриотических организаций: "Русские", "Скинхеды", неофашисты.

На совести скинхедов из Санкт-Петербурга - зверское убийство таджикской девочки и студента из Вьетнама, в Воронеже скинхеды убили студента из Перу.

Во время судебных разбирательств они ведут себя цинично и нагло. Их позиция такая: "Все свое - хорошо, чужое - плохо". Такое понимание истории и жизни общества ведет к национальной розни, к новым преступлениям и бедам.

Участник команды "Находчивые":

-Если каждый из нас толерантен, то конфликт для нас - это нормальный процесс, который можно решить конструктивно. Но в мире и в нашей стране есть еще одна страшная беда - терроризм. Вопрос команде "Выносливые" и нашим гостям такой: "Кто такие террористы и что вы знаете о теракте на территории нашего государства?"

(Примерные ответы: теракт в Буденновске - захват боевиками больницы; в Москве - в театре на Дубровке (захват заложников во время мюзикла "Норд-ост"), захват боевиками-террористами школы в Беслане, взрывы в московском метро, теракты в Махачкале, во Владикавказе).

Классный руководитель:

-Толерантный человек стремится к взаимопониманию, к взаимопомощи. Он сострадает другим людям. Послушайте правдивую историю "Что человек может" о чемпионе мира по прыжкам в воду в 70-е годы XX века, Шаварше Карапетяне, который спас 20 человек из затонувшего в Ереванском водохранилище троллейбуса. После этого его ожидала долгая и тяжелая болезнь, уход из спорта. Но он доказал, что человек может многое сделать для других, даже если он один.

(Тренинговое занятие "Ярлыки". Приложение 1)

Классный руководитель:

-А сейчас, ребята, все вы должны написать на листах бумаги черты толерантной личности. Вы должны перечислить не менее 14-15 характеристик толерантной личности. Необходимое для вас время - 8 минут.

(сравнение представлений о толерантной личности представителей обеих команд, возможны дополнения)

Классный руководитель:

-В заключении я хочу вам рассказать о Даше Смирновой, о сестре Милосердия во время I Мировой войны на Кавказском фронте.

Русские и турецкие воины так близко приблизились друг к другу, что между окопами было расстояние в 20-25 метров. И вот из русского окопа показалась палка с привязанным к нему белым платком, а потом из него быстро выбралась молоденькая девушка. Она перевязывала всех раненых воинов: и русских, и турецких. Ее могла сразить в любую минуту вражеская пуля, но она не боялась. И тогда турецкие солдаты закричали: "Браво, русская ханум!" И захлопали громко в ладоши. Благородный поступок Даши Смирновой привел к тому, что на три дня между русскими и турецкими воинами было заключено перемирие.

Вывод:

Ребята, сегодня мы много говорили о толерантности. И я думаю, что вы задумаетесь: правильно ли мы относимся друг к другу, любим ли своих близких. И давайте с этого момента относиться терпимо ко всем, общаться так, чтобы общение приносило только доброту и радость всем окружающим.

Список литературы:

  1. Голикова Н. С. Формирование толерантности у школьников - Санкт-Петербург, 2009 г.
  2. Журнал "Классный руководитель" № 2, 2005 г., стр. 45.