Особенности формирования речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Разделы: Логопедия


В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте (от рождения до 3 лет).

Многие исследователи (А.Н.Гвоздев, Р.Е.Левина, А.С.Галанов, Е.А.Стребелева и др.) выделяют следующие этапы в развитии речи ребенка:

1) гуление – возникает в результате общения ребенка со взрослым в возрасте от 2 до 5–7 месяцев;
2) лепет – возникает в 4 месяца и продолжается до 30 недель;
3) слова – первые слова возникают на фоне продолжающегося лепета в возрасте 11–12 месяцев;
4) предложение (фраза) – формируется у ребенка в возрасте 2–2,6 лет, появляются вопросы “где?, “куда?”, с 3-х лет – “почему?”, “когда?”;
5) связный рассказ – появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, к 4-м годам ребенок овладевает умением составлять рассказ по картинке и об игрушке, а к 5 годам овладевает элементами контекстной речи.

Обследование детей в условиях поликлиники показывает, что одна третья часть детей, достигших трехлетнего возраста, страдают речевым недоразвитием.

Таблица № 1. Сравнительный анализ (в %) причин речевого недоразвития у детей раннего возраста за 2009–2010гг.

 

 

Год

 

Норма

Задержка речевого развития

На фоне родовой травмы В результате родов Кесаревым сечением На фоне задержки нервно-психического развития В результате врожденной расщелины неба В результате педагогической запущенности
2009 60 8,5 1,4 3 5,7 23
2010 60 17 1,7 3,6 7,27 18

Если отсутствие речи у детей, воспитывающихся в домах ребенка, кажется вполне объяснимым (изоляция младенца от матери обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллектуального и речевого развития и формирования личностных функций, которые не поддаются исправлению), то увеличение количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР) среди малышей, воспитывающихся в семьях и не ограниченных в общении со взрослыми, вызывает тревогу. Неудивительно, что в обществе назрела проблема оказания ранней логопедической помощи детям, страдающим речевым недоразвитием. Многие российские исследователи уделяют большое внимание данной проблеме (А.Н.Корнев, Е.А.Стребелева, Е.И.Морозова, Г.В.Дедюхина, Т.В.Волосовец и др.)  По данным Г.В.Жаровой “одним из речевых нарушений является экспрессивная алалия, которая характеризуется двумя основными признаками – отставанием в сроках усвоения языка и его патологическим усвоением. Замедленным темпом усвоения языка характеризуется также задержка речевого развития. Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению системой языка, что мало доступно детям с экспрессивной алалией”.[10]

Основными причинами раннего речевого недоразвития являются:

1) различные родовые и послеродовые травмы;
2) последствия родов Кесаревым сечением;
3) задержка нервно-психического развития;
4) врожденная расщелина неба;
5) педагогическая запущенность или гиперопека (когда родители и родственники ребенка, угадывая его желания, лишают ребенка потребности в самостоятельном говорении).

Результаты обследования детей с ЗРР показывают, что у большинства из них сохранны интеллектуальные функции, понимание речи чаще всего соответствует возрастной норме. Трудности проявляются в использовании активной речи. У большинства малышей она отсутствует (ребенок мычит, использует невербальные способы общения – жесты и интонацию), некоторые дети употребляют отдельные слова, имеющие усеченное, искаженное строение, слова-заменители или лепетные слова, но объем их значительно ниже возрастной нормы. Фраза не сформирована. Дети не пытаются повторять слова за взрослым, не проявляют интереса к чужой речи. Попадая в детский сад, некоторые из них начинают ощущать свою беспомощность, переживают от того, что их никто не понимает, замыкаются и перестают разговаривать. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от нормативных показателей увеличивается в геометрической прогрессии. По данным Н.С.Жуковой, если ребенок 3 лет отстает на 1–1,5 года, то в шестилетнем возрасте он отстает почти на 3 года.

Ученые утверждают, что любая задержка в речевом развитии ребенка может привести к отклонениям в его поведении и в различных видах деятельности. Поэтому детям раннего возраста с речевыми нарушениями, с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии, необходима специальная помощь.

Мы разделили работу с детьми с ЗРР на два этапа.

Первый этап – растормаживание речи.

На этом этапе мы пытаемся решить следующие задачи:

  1. Создать коммуникативную среду – т.е. такие условия, при которых у ребенка появится желание общаться с педагогом.
  2. Научить ребенка повторять слова за взрослым и самостоятельно называть предметы и действия.
  3. Увеличивать объем пассивного словарного запаса малыша.
  4. Научить родителей правильному общению с ребенком.

Второй этап – формирование фразовой речи.

Задачи:

  1. Учить ребенка повторять за взрослым и самостоятельно называть предложения.
  2. Формировать грамматические формы (число, род, падеж).
  3. Учить употреблять предлоги.

Средствами для решения данных задач являются все виды деятельности, свойственные детям от 1 года до 3 лет (игра, конструирование, рисование, ритмика и т.п.)

Работа строится с учетом требований “Программы воспитания и обучения в детском саду” и ведется в двух параллельных направлениях: развитие речи и формирование сенсорных навыков.

Результаты обследования показывают, что эти два направления неразрывно связаны между собой. Например, если ребенок не дифференцирует большие и маленькие предметы, то чаще всего он не может образовывать формы существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; несформированность понятий “один-много” приводит к неумению образовывать формы множественного числа; неумение ориентироваться в пространстве, действовать с предметами (конструировать) приводит к непониманию значений предлогов и отсутствию их в речи.

Нужно отметить, что “Программа воспитания и обучения в детском саду” не выделяет сенсорное воспитание в отдельный вид занятий. Воспитание сенсорных навыков происходит в играх-занятиях с дидактическим материалом. Проанализировав программу, мы пришли к выводу, что требования по воспитанию речевых и сенсорных навыков часто пересекаются и, во многих случаях, совпадают. Приведем сравнительный анализ программных требований на основе “Программы воспитания и обучения в детском саду”.

Таблица № 2. Сравнительный анализ программных требований по развитию речи и формированию сенсорных навыков.

Развитие речи Игры-занятия с дидактическим материалом.

От 1 года до 1 года 6 месяцев.

– Учить ребенка по слову взрослого находить и показывать (на картинке и в естественных условиях) игрушки, некоторые предметы одежды, посуды, овощи, фрукты.
– Учить детей понимать слова, обозначающие признаки предметов:
а) цвета: красный, синий;
б) контрастные размеры: большой, маленький.
– Учить детей понимать простые по содержанию и конструкции фразы, которыми воспитатель сопровождает показ игрушек, свои действия.
– Научить детей понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением.
– Учить распознавать предметы по форме: шар, куб, круг, квадрат (“Подбери такой же”).

– Знакомить детей с цветом: красный, синий.

– Различать контрастные размеры: большой, маленький.

– Обучать действиям с предметами, предметами-орудиями.
– учить накладывать кубик на кубик (башня), кубик на кирпичик (автомобиль), кирпичик на кубик (стол).
– учить выстраивать в ряд одинаковые кирпичики на плоскости (дорожка).

От 1 года 6 месяцев до 2 лет.

– Расширять активный и пассивный словарь за счет слов, обозначающих:

а) предметы, находящиеся в комнате и вне ее;
б) некоторых животных и их действия;
в) игрушки;
г) признаки предметов (большой, маленький, красный, синий, желтый, зеленый).
– Закреплять умения детей группировать знакомые предметы по названию, по цвету.

– Учить понимать речевые конструкции с предлогами в, на, употреблять их в речи.

– Учить действовать с предметами-орудиями: пользоваться палочкой с кольцом на конце, притягивая тележку (“Поехала кукла в гости”); вылавливать игрушки сачком из таза с водой (рыбки, уточки, шарики); мелкие предметы из банки с водой (“Ловись, рыбка”, “Достань шарик”).

– Учить различать предметы по величине; с помощью взрослого собирать и разбирать пирамидку из 3–4 колец на конусной основе, строить башни из 3, а потом из 4–5 кубиков.
– Учить различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), по предложению взрослого отбирать предметы одного цвета; раскладывать шарики и втулки, соотнося их цвет с цветовым полем (коробка, столик). Учить детей называть не меньше двух цветов.
– Используя кубик и кирпичик делать по показу простейшие постройки (стол, стул, диван, кровать), делать перекрытия (ворота, домик).

От 2 до 3 лет

– Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру (принеси красный кубик; спой песенку маленькому медвежонку); различать их местоположение (матрешка на верхней полочке – высоко).
– Обогащать словарь детей:
а) прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов;
б) наречиями (сейчас, близко, далеко, высоко, низко, быстро, медленно, темно).
– Учить сравнивать и подбирать предметы по цвету и величине.

– Прокатывать шарики через ворота одинаковой с ними окраски, соответствующего размера.

Все занятия имеют комплексный характер, проводятся в игровой форме и объединены единой тематикой. Тематический принцип позволяет работать над структурой предложения, грамматическими формами, но и формировать и закреплять в речи детей обобщающие понятия (В приложении мы приводим образцы занятий).

Приведем пример тематического планирования.

Таблица № 3. Фрагмент перспективного плана работы логопеда с детьми третьего года жизни (от 2 до 3 лет).

Месяц, неделя Тема Развитие речи Формирование сенсорных навыков
Сентябрь

2 неделя

Игрушки Называть игрушки, показывать части тела, различать твердые и мягкие предметы, соотносить игрушки с их изображением на картинках, выполнять действие с игрушкой, находить соответствующие картинки, читать и воспроизводить потешки. Различать предметы по количеству (один-много), сравнивать предметы по размеру (большой-маленький), различать предметы по цвету (красный, желтый), различать геометрические фигуры круг, шар
Сентябрь

3 неделя

Овощи Рассматривать овощи (морковь, лук, огурец, репку), подбирать к ним определения (какой по цвету и размеру). Различать существительные единственного и множественного числа. Отвечать на вопрос “Что у тебя?”, используя предлогу.
Познакомить детей со сказкой “Репка”. Учить отвечать на вопросы по сказке.
Различать предметы по количеству (один-много), сравнивать предметы по размеру (большой-маленький), по длине (длинный, короткий), различать предметы по цвету (красный, желтый, зеленый), различать геометрические фигуры круг, квадрат
Октябрь

1 неделя

Фрукты Рассматривать фрукты: яблоко, грушу, апельсин, находить их на картинках, подбирать определения (какой по цвету, по форме), различать существительные единственного и множественного числа. Читать с помощью фланелеграфа сказку Сутеева “Яблоко”. Учить отвечать на вопросы по сказке. Различать предметы по количеству (один-много), сравнивать предметы по размеру (большой-маленький), по длине (длинный, короткий), различать предметы по цвету (красный, желтый, зеленый), различать геометрические фигуры круг, квадрат, складывать картинку из двух частей.
Декабрь

2 неделя

Посуда Закреплять в речи детей названия предметов посуды, ее назначение. Учить согласовывать существительные с прилагательными, закреплять в речи детей предлоги в, на, под. Соотносить действие и картинку, учить оречевлять свои действия, играть в игру “Кукла обедает”, используя элементы конструирования. Соотносить предметы по цвету, находить парные картинки, различать большие и маленькие предметы, соотносить предметы по величине (игра “Раздай чашки матрешкам”), собирать разрезные картинки из 2–3-х частей, учить различать количества один, два, много, согласуя числительные с существительными.
Январь

4 неделя

Домашние животные Закреплять в речи детей названия домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза), учить узнавать их на картинках (игра “Кто в домике живет?”, подбирать соответствующие определения, употреблять существительные в единственном и множественном числе. Расширять глагольный словарь. Воспроизводить действия с игрушкой, находить соответствующие картинки и составлять по ним рассказ “Про собаку”. Различать предметы по количеству в пределах трех, согласовывать числительные с существительными, соотносить предметы по цвету и величине, называть основные цвета в единственном и множественном числах, развивать тактильные ощущения, закреплять понятия твердый-мягкий, выкладывать из палочек “Домик”, собирать разрезные картинки из 3-х частей, собирать доски-вкладыши “Домашние животные”.

В процессе систематических занятий с детьми раннего возраста нам удается добиться следующих результатов:

  1. у всех детей значительно увеличивается объем пассивного словаря;
  2. возрастает количество употребляемых слов в различных грамматических категориях, усложняется слоговая структура (появляются не только двусложные, но и трехсложные слова);
  3. появляется фраза из трех и более слов;
  4. дети начинают использовать в речи простые предлоги (на, под, из, реже в, с).

В течение года нам удается преодолеть отставание у детей с ЗРР, возникшей на фоне педагогической запущенности. У детей, имеющих осложненный диагноз, не удается преодолеть речевые нарушения полностью. По-прежнему в речи детей сохраняются аграмматизмы, часто бывает нарушена слоговая структура, к 4-м годам не формируются звуки. Следовательно, необходимость в продолжении логопедических занятий остается. Часто мы направляем детей для дальнейшего обучения в логопедические группы детских садов или занимаемся в условиях поликлиники, продолжая работу над формированием грамматических форм, слоговой структуры, связной речи и исправляя дефекты звукопроизношения.

Список литературы.

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль. 1997.
  2. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). М., 1999.
  3. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России. // Дефектология. 2003, № 4.
  4. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М., 1998.
  5. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н.Павловой, М., 1986.
  6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М., 2003.
  7. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М., 1984.
  8. Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М., 1997.
  9. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1998.
  10. Жарова Г.В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития у детей раннего возраста.//Актуальные вопросы логопатологии, С-Пб., 2009.
  11. Зинкевич – Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. С-Петербург. 2001.
  12. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. С-Петербург. 2003.
  13. КасицинаМ.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. М., 1999.
  14. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты. С-Петербург. 2006.
  15. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Университет Маккуэри. Сидней. М., 2001.
  16. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики. //Дефектология. 2003, № 4.
  17. Минеева С.А. Окружающая среда как фактор развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка. // дошкольное воспитание. 2006. № 8.
  18. Морозова Е.И. Новые подходы в организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста. //Дефектология. 1998, № 3.
  19. Новоселова С.Л. Развитие мышления детей раннего возраста. М., 1978.
  20. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986.
  21. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.
  22. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. М.,
  23. Развивающие игры с малышами до трех лет. // Сост. Галанова Т.В. Ярославль. 1997.
  24. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992.
  25. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.,2001.
  26. Чумакова И.В. Формирование дочисловых представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М., 2001.
  27. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
  28. Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения. // Дефектология. 2003, № 4.

Приложение.