Урок по русскому языку для учащихся 4-го класса

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • актуализация универсальных умений по темам:
  • фонетический разбор;
  • морфологический разбор;
  • однородные члены предложения;
  • распознавание именительного и винительного падежей;
  • разбор по членам предложения.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать полученные знания.
  • Развивать умение применять полученные теоретические знания на практике.
  • Совершенствовать культуру речи детей.

Развивающие:

  • Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, память, внимания.
  • Обучать выбору рационального способа для решения учебных задач.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ответственности, сочувствия к чужим ошибкам, взаимопомощи.
  • Воспитывать эмоциональное отношение к изучению русского языка через художественное слово, музыку, живопись.

Тип урока: обобщающий.

Ход урока

I. Целеполагание

Учитель. Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

II. Актуализация знаний

– Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить основные темы, пройденные в 3 классе. А с какой целью мы это будем делать, вы попробуете сформулировать в конце урока. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

III. Мотивация

– Ребята, сегодня на уроке нам с вами придётся много общаться, а значит, и много говорить.

IV. Организация деятельности по достижении цели урока

– Как вы понимаете смысл пословицы: “Красную речь хорошо слушать”? (Если человек красиво, складно говорит, его приятно слушать.)

V. Обобщение и систематизация изученного материала

Отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я – … (осень)

– Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей свои строки. Давайте вспомним некоторые стихотворения про осень, с которыми мы познакомились на уроках литературного чтения. Фёдор Иванович Тютчев (“Есть в осени первоначальной…” с.100 3 класс), Аполлон Николаевич Майков (“Осень” с.103) и т.д.

-Не только поэтов, но и художников и музыкантов восхищала природа осени, и они посвятили этой прекрасной поре свои музыкальные произведения и картины.

Ребята нашего класса подготовили отрывок из стихотворения И.А. Бунин “Лес точно терем расписной”. Давайте их послушаем.

На экране телевизора иллюстрации Левитана, Шишкина и музыкальное сопровождение Чайковского “Времена года. Октябрь.”

– Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла. А листочки не простые, в них задания для вас.

1) Повторение фонетического разбора.

1-й листочек. На нём следующее задание: сделать фонетический разбор слова “осень” (с комментированием, сверка с доской).

VI. Физкультминутка

VII. Обобщение и систематизация изученного материала (продолжение)

2) Словарная работа.

2-й листочек посвящён урожаю. Как вы думаете, почему? (Осенью собирают урожай.)

– Сейчас мы вспомним написание словарных слов по теме “Урожай”. На листочке написаны загадки:

Красная девица
Сидит в темнице,
А хвост на улице. (Морковь)

Семьдесят одёжек –
Все без застёжек. (Капуста)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Подкопай немножко
Под кустом … (картошка)

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох)

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)

– Записать слова в тетрадь, поставить ударение, подчеркнуть непроверяемую гласную: Морковь, капуста, картошка, горох, огурец. (Проверка с таблицы на доске). Кто допустил ошибки? Молодцы!

– Найдите слово того же склонения, что и слово “осень”. Какое это склонение? Как определили?

3) Повторение морфологического разбора

3-й листочек – морфологический разбор.

– Ребята, как можно одним словом назвать морковь, капусту, картофель, горох, огурец? (Овощи.)

– Запишите предложение:

Все овощи полезны для здоровья.

– Какие орфограммы встретились в предложении?

В тетради. Один человек у доски.

  1. Овощи – сущ.
  2. Нач.ф. – овощ.
  3. Пост.призн.: нариц., неодуш., м.р., 2 скл.
  4. Непост.призн.: мн.ч., И.п.
  5. В предл. – подл. (овощи)

Почему вы решили, что слово “овощи” неодушевлённое?

4) Повторение синтаксического разбора предложения с однородными членами.

4 листочек – однородные члены предложения.

– Запишите в тетрадь стихотворение:

Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох,
Петрушка и свёкла. Ох!

– Подчеркните подлежащее и сказуемое. Сколько у нас сказуемых? (2) Назовите. Как называются такие сказуемые? (Однородные.) Как связаны? (Интонация перечисления, поэтому ставится запятая.)

– Есть ещё однородные члены? (Да.) Назовите.

– Как называются два или несколько подлежащих при одном сказуемом? (Однородные.)

– Как связаны? (Интонация перечисления, поэтому ставится запятая; петрушка и свёкла – одиночным союзом -и-, поэтому запятая не ставится.) Прочитайте со знаками.

5) Распознавание И.п. и В.п. Разбор по членам предложения.

5 листочек – распознать И.п. и В.п. в разных предложениях.

1) Мама положила на стол горох, морковь и огурец.
2) На столе лежали горох, морковь и огурец.

– На какие вопросы отвечают существительные в И. и В.п.? (кто? что? кого? что?)
– Мы видим, что одушевлённые имена существительные отличаются по вопросам, а у неодушевлённых – вопросы одинаковые.
– Можем определить падеж? Как быть?
– В И.п. не бывает предлогов. Но в данном случае перед именами существительными нет предлогов. Что делать?

Определить роль в предложении. (главные члены предложения –И.п., второстепенные – В.п.)Что для этого нужно сделать? (разобрать предложение.)Разбор по членам предложения и частям речи.

– Чем осложнены эти предложения? (Однородными членами. В первом предложении – однородные дополнения, во втором – однородные подлежащие.)
– Как они связаны между собой?

Дополнительный материал

6) Работа с учебником с.57 № 2.

– А теперь мы отправляемся в лес. Прочитайте упражнение №2. Можно назвать текстом? Почему? Что такое текст? Какой это текст?
– Списать 2 абзац. Разобрать по членам предложения.

Лес в это время дышит свежестью, здоровьем и чистотой.
Вы принесёте домой самые крепкие грибы, ветку алой рябины, разноцветный букет листьев.

VIII. Итог урока

– Какие темы мы сегодня повторяли на уроке? С какой целью мы это делали? (Чтобы применять на практике.)
– Вам понравился урок? Я тоже довольна вашей работой.

IX. Домашнее задание

– Повторить словарные слова, которые изучили в 4-м классе. Урок окончен!