"О чем нам рассказывают гербы". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


1-й урок

Цели:

  • Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.
  • Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого общества, символизирующем отличие от других общностей.
  • Воспитывать любовь к Родине, её истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
  • Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование: проектор, компьютер, работы учащихся разных лет.

Музыкальный ряд: средневековые баллады в исполнении группы “Blackmore’s Night”.

Материал для работы учащихся (на компьютере):

Приложение 2: папка со вспомогательным раздаточным материалом.

П л а н:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление знаний по теме.
  5. Выполнение практического творческого задания.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности рабочего места.

2. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации)

Слайд 3 (герб России), см. Приложение 1

Учитель: Ребята, скажите, изображение какого символа России вы видите?

А вы знаете, что такое герб, и о чем он может нам рассказать?

А хотите узнать?

Сегодня, и на следующих уроках, мы будем изучать с вами тему “О чем нам рассказывают гербы”. Те знания, которые вы получите, пригодятся вам на уроках истории в 6 классе, и вы будете уметь “читать” гербы, например, герб России.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь написаны вопросы, которые помогут нам ориентироваться в море информации, и на которые в конце урока я хочу от вас услышать ответы.

Вопросы:

  1. Зачем людям понадобились отличительные знаки?
  2. Что такое герб?
  3. О чем может рассказать герб?
  4. Кто такие герольды?
  5. Что такое геральдика?
  6. Из каких элементов состоит герб?
  7. Какие цвета используются в геральдике?

3. Объяснение нового материала

Слайд 4

Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Слайд 5

Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности – эмблемы.

Слайд 6

Собственно герб появился в раннем средневековье, в X-XI веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнир они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо. Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно.

И вот, чтобы зрители могли узнавать рыцарей, на щитах и знаменах (флагштоках), у них появились особые знаки. Такие знаки стали передаваться по наследству – от отца к сыну, потом – к внукам и правнукам. Это уже был знак не одного рыцаря, а целого рода. Он стал называться “гербом”, что в переводе на русский язык означает “наследник, наследство”.

Слайд 7

На рыцарских турнирах присутствовали распорядители – герольды, в обязанности которых входило подавать сигналы к бою, распознавать рыцарей по их убранству. Со временем герольды стали устанавливать жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок, и кому их дозволено носить. Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалась геральдическая азбука.

Все в композиции герба имеет важное значение и несет информацию о владельце.

Слайд 8

  • Композиция герба обычно симметрична. Самую важную информационную часть герба помещают в центр и называют щит.
  • По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели: люди, птицы, звери.
  • Герб украшает лента с девизом. Девиз – это краткое выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например, “Усердие все превозмогает”, “За честь и достоинство”, “Честь превыше всего”.
  • Венчает герб корона.

Слайд 9

Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.

Остановимся поподробнее на элементах герба.

Слайд 10

Щит – главная часть герба. Первая форма была треугольная.

Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический (у дам), круглый, квадратный.

В настоящее время употребляется исключительно французской формы – прямоугольник, основание которого 8/9 высоты, выступает в середине нижней части и имеет закругленные углы.

За проступок в наказание отрезали угол щита.

Слайд 11

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Композиция, например, способ разделения поля, названа “делением”, основные рисунки – “ординариями”, изобразительные символы на щите герба – “загрузкой”.

Слайд 12

Выбранный цвет имел символическое значение:

  • Золото – знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
  • Серебро – благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
  • Червлень (красный) – храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
  • Лазурь (голубой) – великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
  • Зелень – надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.
  • Пурпур (фиолетовый) – благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
  • Чернь (черный) – осторожность, мудрость, печаль, траур.

Слайд 13

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур: изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно.

Слайд 14

Каждое условное изображение имело свое значение:

  • дуб, медведь означали силу;
  • факел, раскрытая книга – знание;
  • пчела – трудолюбие;
  • лавр – славу;
  • крылатый змей – зло, смуту;
  • дракон – могущество;
  • рука в перчатке – храбрость;
  • лев – символ силы, мужества, великодушия;
  • леопард – храбрость, отвага;
  • ворон – долголетие;
  • петух – символ боя.

Дополнительная информация (можно не “озвучивать”):

Часто встречается изображение:

коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)

Геральдика представлены деревьями – дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами – роза, лилия (геральдическая и натуральная 45–46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь.

Искусственные фигуры представлены предметами военного быта:

различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского – орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.).

Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Слайд 15

В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые “гербовые платья”. Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами – символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке.

Слайд 16

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

4. Закрепление знаний по теме

Слайд 17

Давайте вернемся к гербу России. Из каких элементов состоит герб? Как вы думаете, что они означают? Какие цвета используются?

После ответов детей учитель щелчком мыши открывает правильные ответы и идет проверка ответов учащихся.

1. Практическая работа

Обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам способ создания герба в технике коллажа в программе PowerPoint.

Слайд 18

Учитель показывает, как использовать папку с шаблонами, с помощью которого создается основа и последующие части.

Учитель работает с заранее заготовленными формами, прикрепляя их последовательно.

На глазах у ребят в течение двух-трех минут появляется готовый герб.

Задание учащимся: Представьте себе, что вы – древние рыцари и вам необходим свой герб. На сегодняшнем уроке вы выполните эскиз герба в технике коллажа на компьютере, пользуясь знаниями о форме гербов, символике цвета, символике качеств животных, растений и предметов, и правилах их изображения.

Попробуйте придумать девиз, который подходил бы к изображенному вами гербу.

Вспомогательные материалы с информацией лежат у вас на рабочем столе в папке “Геральдика”.

Выполненные вами гербы сохраните, пожалуйста, в этой же папке.

Учащиеся выполняют практическое задание.

В это время звучит музыка средневековых баллад.

2. Итог урока

Задание выполнялось в активной творческой атмосфере, школьники были увлечены работой, гербы получились интересные и выразительные.

Два-три наиболее удавшихся герба можно вывести на экран и обсудить их.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с гербами, их символикой, попробовали создать свои гербы. А сейчас давайте вернемся к вопросам на доске и ответим на них.

Слайд 18

Вопросы:

  1. Зачем людям понадобились отличительные знаки?
  2. Что такое герб?
  3. О чем может рассказать герб?
  4. Кто такие герольды?
  5. Что такое геральдика?
  6. Из каких элементов состоит герб?
  7. Какие цвета используются в геральдике?

Выставляем оценки за урок (не всем, а только тем, у кого работы наиболее удачны, остальные – комплексная оценка).

7. Домашнее задание

Ко второму уроку:

  1. Пользуясь полученными знаниями о форме гербов, обсудите дома с родителями эскиз герба вашей семьи, который на следующем уроке вы выполните в красках.
  2. Разделить класс на 3 группы.

1-я группа готовит сообщение о гербе Московской области.
2-я группа готовит сообщение о гербе Каширского района.
3-я группа готовит сообщение о гербе сельского поселения “Топкановское”.

К третьему уроку:

  1. Повторить полученные знания.
  2. Быть готовым защитить свой герб и девиз в ходе игры “Рыцарский турнир”.