Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Программа школьного "Пресс-центра"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа рассчитана на учащихся 3–11-х классов, на 102 часа (на 1 учебный год). В разработке данного курса использована программа Т.М.Пахновой “Основы редактирования”.

Цель курса – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом учащийся овладевает навыками редакторской правки, основами верстки газеты и радиопередачи, интервирования.

Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня, художественное оформление газеты, знакомство с особенностями верстки радиопередачи, связь с основными курсами школьного обучения – русским языком и литературой, работа с рекламой.

Программа предполагает систематическое знакомство с трудами известных журналистов, изучение основных газетных жанров, особенностей макетирования газеты, знакомство с основами ораторского искусства.

Состав детей непостоянный на протяжении реализации данной программы, набор детей на кружок свободный.

Программа предполагает разные формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Образовательная область, в которой реализуется данная программа: журналистика, психология, риторика. Детское объединение “Пресс-центр” предназначено для совершенствования литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.

В течение года предполагается работа начальной школы по программе школьного “Пресс-центра”, цель которой – формирование разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся, формирование гражданской позиции. Данная программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы деятельности: теоретические уроки, рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей, создание компьютерного варианта газеты в программе Microsoft Office Publisher, макетирование и верстка газеты, занятия по психологии и аутотренинги, артикуляционные практикумы.

Постановка проблемы, цель и задачи

Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. К сожалению, сложившаяся система средств массовой информации не позволяет в полной мере осуществить эту потребность. Поэтому и возникла необходимость издания школьной газеты. На ее страницах ученик может представить на суд свое литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе и в классе, призвать читателей к решению острых проблем. Газета в школе – это, прежде всего, дополнительное средство общения. Пресса в школе играет ту же роль, что и в обществе: развивает социальные навыки, гражданское самосознание. Но, кроме того, она также выполняет образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки выражения собственных мыслей, понимания получаемой информации и ее интерпретации.

Очень важно для журналистов, даже очень юных, умение общаться, правильно ориентироваться в создавшейся ситуации, уметь находить компромисс, а при необходимости – отстаивать свою точку зрения, поэтому в программу кружка включены занятия по психологии и аутотренинги.

Цель: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Задачи:

  • Научить учащихся ориентироваться в большом количестве предлагаемой информации;
  • Сформировать умение работать с документами; проводить опросы; видеть речевые и стилистические ошибки в газетных публикациях; определять жанры публицистики;
  • Обучить приемам верстки газеты;
  • Обучить навыкам ораторского искусства.

Основные направления и содержание деятельности (методы и формы обучения)

  • лекции; деловые игры; экскурсии; составление плана будущей газеты;
  • выпуск газеты; сбор и обработка информации; методы работы журналиста;
  • работа с документами; речевые тренинги; основы дикторского искусства;
  • написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи и т. д.

Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки

По окончанию года обучения учащийся должен:

Знать: Журналистскую этику, современные требования к газете, типологию газет, информационные и сатирические жанры

Уметь: Моделировать газету, писать заметку информационного, дискуссионного характера, редактировать заметки, составлять и проводить опросы, овладеть основами публичной речи.

Критерии оценки:

  • издание газеты,
  • участие в конкурсах, пресс-конференциях.

Ожидаемый результат:

  • духовно-нравственное развитие личности;
  • приобретение навыков ораторского искусства, макетирования газеты, создания текстов разных жанров;
  • умение регулировать самооценку, выражать свои чувства, анализировать события, брать интервью.
  • приобретение навыков быстрой адаптации в обществе.

Приложение 1

Учебно-тематическое планирование
школьного пресс-центра “Вверх по лестнице…”

Информационный блок
(теория)
Компьютерный блок
(практика)
Вид работы Часы Дата
теория практика
1 Организационное занятие. Цели и задачи “Информационного центра”.

Значение средств массовой информации. Газета как наиболее распространённый способ информационного сообщения.

Кодекс журналиста. Составление плана работы

Современные требования к газете

Обсуждение и распределение обязанностей между учащимися Просмотр компьютерных газет

Занятие-лекция.

1 2 7.09
2 Знакомство с жанрами Зарисовки, статьи, миниатюры Составление плана работы над статьёй.

Работа в Word. Подборка материала для летнего выпуска

1 2 14.09

 

3 Как создать газету, альманах? Как создать газету, альманах? Работа в Microsoft Office Publisher 1 2 21.09
4 Вёрстка номеров ( №1) Вёрстка номеров (№1) Подборка материала для выпуска №1 1 2 28.09
5 Модель альманаха. О чём можно писать? Модель альманаха. О чём можно писать? Вёрстка номеров (№1) 1 2 5.10
6 Жанры. Теоретические и практические вопросы при обучении газетным жанрам Дизайн страницы.

Вёрстка номеров

Подбор цветового оформления, стиля, шрифта. Вёрстка номеров, выпуск газеты 1 2 12.10
7 Жанры публицистики и их особенности Написание заметок по заданным темам Стилистическое оформление альманаха Написание заметок по заданным темам

Практикум

1 2 19.10
8 Как взять интервью? Как вставить фотографию? Практикум 1 2 26.10
9 Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров Практикум
Редактирование
1 2 9.11
10 Выпуск альманаха (№2) Компьютерная вёрстка (№2) Практикум
Редактирование
1 2 16.11
11 Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров Практикум
Редактирование
1 2 23.11
12 Готовим новый выпуск. Как найти нужную информацию? Готовим новый выпуск. Как найти нужную информацию? Работа в библиотеке, поиск и пополнение банка анимаций через Интернет 1 2 30.11
13 Составление план-схемы следующего номера альманаха Составление план-схемы следующего номера альманаха Практикум 1 2 7.12
14 Как работать с источником информации? Как работать с источником информации? Практикум 1 2 14.12
15 Как работать с источником информации? Рамка и заливка (с использованием нескольких цветов) при оформлении статей Практикум 1 2 21.12
16 Готовим новый выпуск. Готовим новый выпуск. Написание заметок по заданным темам 1 2 28.12
17 Выпуск №3 Компьютерная вёрстка (№3) Практикум

Редактирование

1 2 11.01
18 Развитие умения работать со справочной литературой Развитие умения работать со справочной литературой Практикум 1 2 18.01
19 Учимся работать в Microsoft Office Publisher Microsoft Office Publisher (использование автофигур при оформлении альманаха) Практикум 1 2 25.01
20 Проведение опроса. Правила и принципы. Проведение опроса. Правила и принципы. Составление вопросов, распределение обязанностей 1 2 1.02
21 Виды оформления опросов Виды оформления опросов Практикум 1 2 8.02
22 Как получить информацию через Интернет? Как получить информацию через Интернет? Практикум по сбору информации 1 2 15.02
23 Журналистская “гонка” Деловая игра “Особенности деловой речи” Журналистская “гонка” Сбор информации. практикум Деловая игра 1 2 22.02
24 Создание фоторепортажа Создание фоторепортажа Практикум
Редактирование
1 2 1.03
25 Обсуждение недочётов работы. Планирование Обсуждение недочётов работы. Планирование Составление плана 1 2 15.03
26 Готовим новый выпуск Тренинг “Я ещё не волшебник, я только учусь” Готовим новый выпуск

Тренинг “Я ещё не волшебник, я только учусь”

Написание заметок по заданным темам Тренинговое занятие 1 2 22.03
27 Выпуск №4 Выпуск №4 Практикум
Редактирование
1 2 5.04
28 Учимся писать поздравления и оформлять их Учимся писать поздравления и оформлять их Практикум 1 2 12.04
29 Особенности фоторепортажа Особенности фоторепортажа Практикум 1 2 19.04
30 Заметки информационного характера

Оформление заметок информационного характера

Заметки информационного характера Оформление заметок информационного характера Практикум
Редактирование
1 2