Истоки подвига генерала Раевского. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели: знать содержание произведения; увидеть истоки подвига героя, духовно-нравственные ценности, утверждаемые автором; воспитывать любовь к семье, отчему дому, родной стране.

Словарь:

  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности
  • Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.
  • Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.
  • Принцип – убеждение, взгляд на вещи.
  • Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
  • Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
  • Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений

Оборудование урока: Презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Литература: Куранов Ю.Н. Ода генералу Раевскому. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с. 106.

Перед уроком ребята получили задания в группах. Всем: прочитать Ю.Н. Куранова: “Ода генералу Раевскому”, написать отзыв о произведении,1-4 группы готовят дом. задание по тексту

1-я группа

  1. Выразительное чтение эпизода “Сражение под Могилёвом” (с.108-109). Рассказ о битве под Могилёвом с использованием сравнительной таблицы.
  2. Словарь: подвиг.

2-я группа

  1. Рассказать об этапах биографии генерала Раевского (в таблице)
  2. Словарь: честь, совесть, достоинство.

3-я группа

  1. Рассказ “Истоки подвига генерала Раевского” (в схеме).
  2. Словарь: принцип, кодекс “чести”.

4-я группа

Жизнь генерала Раевского – своеобразный “кодекс чести”.

Ход урока

1. Определение темы урока. Постановка целей и задач

2. Вступительное слово учителя

Учитель: Что такое подвиг? Во имя чего он совершается? Каковы его истоки? Над этими вопросами заставляет задуматься писатель Ю.Н.Куранов, когда мы читаем “Оду генералу Раевскому”.

Словарь: подвиг

3. Выразительное чтение

Чтение эпизода “Сражение под Могилёвом” (с.108-109).

Вопрос перед чтением: Можно ли назвать действия генерала подвигом? Какова роль этого сражения?

4. Реализация домашнего задания 1-й группы

Миниисследование о битве под Могилёвом с использованием сравнительной таблицы.

Русские Французы
Начало сражения

Застигнуты врасплох. Не знают о численности неприятеля. По сведениям Багратиона, французов не более 6 тысяч.

Численность войск

Корпус Раевского.

Цель сражения

Освободить город, переправиться через Днепр и соединиться 1-й и 2-й армиям.

Действия военачальника

Смелость, дерзость, талантливый маневр, личное мужество. ( Раевский: “Насилу выпутался из аду. Дураки меня выпустили”)

Исход сражения

Спасение корпуса и всей 2-й армии от разгрома (армия успешно переправилась через Днепр южнее Могилёва и соедини-лась в районе Смоленска с 1-й армией).

Начало сражения

Действовали по плану. Владели информацией о численности противника. Захватили Могилёв.

Численность войск

5 дивизий Даву.

Цель сражения

Разгромить русских, не дать переправиться, не дать соединиться.

Действия военачальника

Нерешительность, введение в бой всех сил, план отложить решительные действия

до утра.

Исход сражения

Поставленная задача не выполнена. Наполеон был взбешён неудачей Даву.

5. Беседа с классом

Какие качества помогли генералу Раевскому одержать победу над врагом? (Мужество, решительность, твёрдость характера. Личный пример.)
– Прав ли был, по-вашему, генерал, рискуя жизнями сыновей?
– Какова роль этого сражения?
– Почему его описание занимает всего лишь страницу?
– Что подчёркивает кровопролитность сражения под Могилёвом? Какая важная деталь?
– Как долго длилось оно? (10 часов.)
– Можно ли назвать действия генерала подвигом?
– Каковы истоки подвига генерала Раевского? Поможет нам понять это биография генерала.

6. Реализация домашнего задания 2-й группы

Биография генерала Раевского (в таблице). Вопрос перед рассказом: что типичного в биографии генерала Раевского и что в ней особенного, необычного?

Словарь: честь, совесть, достоинство, кодекс чести.

Этапы биографии Чем славен род генерала Раевского?
– Зачислен на военную службу 5 лет отроду (в лейб-гвардии Преображенский полк).

Начал служить в 15 лет. (“Первое наставление от деда по материнской линии генерал-фельдмаршала князя Потёмкина:

“Во-первых, старайся испытать себя, не трус ли ты, если нет, то укрепляй врождён-ную смелость частым обхождением с неприятелем”

– Молодой поручик служил в казачьем полку. (Приказ деда начальству: “Употреб-лять в службу как простого казака”)

Геройски участвует в самых знаменитых сражениях “от Смоленска до Парижа” и всегда на самых ответственных участках. ( Могилёв, Смоленск, Москва, Малоярославец, битва народов под Лейпцигом и др. ).

– Не боится вовремя принимать стратеги-чески важные решения. (“Не от Москвы зависит спасение России…более всего должно сберечь войска…”) – Военный совет в Филях)

– Прекрасный муж и отец, воспитавший замечательных детей.

Дед по материнской линии генерал-фельдмаршала князь Потёмкин.

– Второй дед – 19-летним поручиком сражался под Полтавой.

Отец начал службу в 13 лет и 30-ти лет в чине полковника умер от раны под Яссами.

Жена – внучка Ломоносова.

Сыновья – отроками “опробованы в сражении”, рядом с отцом прошли “сквозь все сражения от Смоленска до Парижа”

Дочь Мария – жена генерала Волконского, последует за мужем в 30-летнюю ссылку, “будет воспета двумя великими русскими поэтами”.

7. Беседа с классом

Что же типичного в биографии генерала Раевского и что в ней особенного, необычного?
– В чем истоки (корни) подвига генерала Раевского?

8. Реализация домашнего задания 3-й группы

Истоки подвига генерала.

Военные, исторические корни (дед, светлейший князь Потёмкин, 2-й дед по линии отца; отец) формировали мужество, решительность, силу духа, любовь к Родине и отечественной истории Культурно- исторические корни (жена – внучка Ломоносова) формировали любовь к стране и её культуре, оказали влияние на образование всей семьи

 

Н.Н. Раевский

Русская армия: у неё генерал учился любить Отечество, простого солдата, быть открытым в общении с простым человеком Семья генерала олицетворяла тепло домашнего очага, давала то, что говорили о нём: “прекрасная душа”, “милый, ласковый хозяин”, “хороший друг”, “удивительно скромный” человек

Друзья

(Среди них декабристы, А.Пушкин.)

Вывод. Делом чести было для генерала Раевского сохранить и передать наследникам величайшие духовные богатства, полученные им от предков.

У генерала Раевского славные корни, ему было чем гордиться. А нам есть чем гордиться?

Вывод. Наши корни- блестящая История, Культура, Язык, Вера. Наши корни – выдающиеся люди России, легендарные города. Наши корни – наши духовные ценности, наследие наших предков.

9. Реализация домашнего задания 4-й группы “Кодекс чести” генерала Раевского

– Каких принципов жизни придерживался генерал Раевский?

Словарь: традиция

“Кодекс чести” генерала Раевского

“Жизнь генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского с первых и до последних его шагов служит примером боевой доблести…”

– “Генерал всю жизнь твёрдо верил в свою волю и неиссякаемую силу духа, которые питали его мужество…”

– “В момент решительной атаки Раевский взял…(детей) с собою во главе колонны Смоленского полка” (подвиг под Могилёвом).

– “Батарея в центре русских позиций (под Бородино) навсегда получит наименование батареи Раевского и под этим именем войдёт в историю славы русского оружия”

– “Не от Москвы зависит спасение России…более всего должно сберечь войска” (Военный совет в Филях).

– “…мужеством своим, твёрдостью и решительностью удивил и русскую и неприятельскую армии” (из воспоминаний генерала М.Ф.Орлова).

– “Жизнь генерала подобна океану”.

– “Этот генерал сделан из материала, из которого делают маршалов” (Наполеон на о. Св. Елены).

– “Прекрасный друг”, “прекрасная душа”, “удивительно скромный человек”, “не очень любил говорить о своих прежних заслугах, умаляемых им”.

10. Чтение сочинений учащихся – отзыв о произведении (домашнее задание)

Из сочинения Казаряна Кирилла:

“Ода генералу Раевскому” – это гимн талантливому полководцу, великому русскому человеку, любящему отцу и мужу… Юрий Куранов поёт славу генералу Раевском… Он перечисляет подвиги, которых могло с лихвой хватить на долю многих героев. Благодаря гению полководческого таланта Раевского, не раз от смертельной опасности русские войска были спасены.

Когда читаешь … страницы оды, понимаешь, какая великая у нас история и какие великие люди! Да, нам есть чем гордиться! Нам есть чему учиться у наших предков!

“Николай Николаевич Раевский был человеком не только прекрасно образованным, доброжелательным, но и удивительно скромным. Потомки вспоминают, что за Бородинское сражение он получил орден Александра Невского, за Лейпциг – генерала от кавалерии, но когда император захотел пожаловать ему графский титул, Раевский от него отказался.

Воспевая военачальника и прекрасного русского человека, автор славит Раевского – мужа и отца. Поэтому не случайно половина оды посвящена семье генерала.

Для Ю.Н. Куранова семья, “тепло родного очага” всегда очень много значили в жизни, он считал их основой добродетелей. Поэтому так трогательны строчки оды, посвящённые роду генерала. Читаешь их, и сразу вспоминается “Капитанская дочка” А.С.Пушкина. Дед генерала Раевского, генерал – фельдмаршал Потёмкин, удивительно напоминает нам отца Петра Гринёва, а начало военной службы самого генерала – путь в армию недоросля Петруши Гринёва.

Слова “береги честь смолоду” были жизненным кредо не только литературного героя А.Пушкина.

Родословная генерала Раевского представлена знаменитыми фамилиями. Деды: князь Потёмкин, Семён Раевский; жена – внучка Ломоносова; дочь – жена декабриста Сергея Волконского. За этими фамилиями по сути вся история России. Следует ли удивляться тому, что её защите посвятил свою жизнь доблестный генерал!

Спасибо Юрию Куранову за потрясающую книгу!..”

11. Домашнее задание

Прочитать рассказы Ю Куранова “Брак и любовь”, “О супружеской верности”, “Целомудрие”.