Имя числительное. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • обобщить систематизировать знания учащихся по теме "Имя числительное";
  • проверить сформированность умений и навыков, полученных в процессе изучения темы;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к родному краю

Оборудование: карта Камчатки области, фотозарисовки с видами Камчатской природы (презентация) – Приложение 2, выставка книг о Камчатке, карточки с текстами, маршрутный лист (тетрадь) – Приложение 1.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Ребята! Запишите число и тему урока.

II. Постановка задачи

Учитель: Вспомните, пожалуйста, что такое экскурсия?

После объяснения, данного учениками, предлагается сравнить с толкованием значения этого слова в словаре.

На доске:

Экскурсия.

Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-нибудь с целью ознакомления с чем-либо.
Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.

Учитель: Итак, экскурсия – это поездка (от лат. excursio), посещение чего-нибудь с образовательной или ознакомительной целью.

Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по родному краю. Экскурсию образовательную. В классе есть всё необходимое для этого: карта Камчатского края, фотозарисовки с видами достопримечательностей нашего полуострова. Мы поговорим о географическом положении Камчатки, о её прошлом, заглянем в самые отдалённые и необычные её уголки. И вы, внимательно слушая экскурсоводов, лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. Нашу заочную экскурсию мы совершим в воображаемом автобусе.

III. Изучение нового материла

Слово учителя:

Камчатка… Эта чудесная земля была открыта русскими казаками более 300 лет назад, но россияне и сегодня мало что знают о ней. Что касается жителей других стран, то большинство их просто ничего о Камчатке не слышало . И это неудивительно.

В те времена, кода путь до Камчатки отнимал больше года, мало находилось смельчаков, готовых отправиться на край света только лишь за тем, чтобы рассказать о нём другим людям.

Одним из первых исследователей Камчатки был Степан Крашенинников. В двадцатом веке самолёты приблизили Камчатку и к Европе, и к Америке. Таинственный полуостров попал в число самых “закрытых” районов нашего государства. Вплоть до 1990 года ни один иностранец не мог ступит на камчатскую землю, и даже россиянам требовался специальный пропуск.

Вы скажете, что можно посмотреть фотографии. Камчатка редко бывает похожа на свои фотографии. И не только потому, что снимок всегда лишь снимок. Как положено сказочной стране, Камчатка постоянно меняется: всякий раз она выглядит по-новому. Чем больше встречаешься с ней, тем загадочнее она становится.

Отныне Камчатка открыта всем: и туристу, и учёному, и бизнесмену. Каждый может испытать на себе таинственную силу её очарования.

Итак, мы отправляемся в путешествие по родному краю. Слово первому экскурсоводу

(Заранее подготовленный ученик.)

Чтение текста 1. Карточки с текстами лежат на каждой парте.

Текст 1

Камчатский край расположен на материке Евразия, в восточной его части, и входит в 11 часовой пояс. В современных границах край был образован в июле 2007 года. Площадь его составляет 472, 3 тысяч км, что фактически равняется территории Франции. На этом громадном куске суши живёт сегодня менее 500 тысяч человек, причём больше половины населения сосредоточено в городе Петропавловске-Камчатском и его окрестностях. Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке. К этим народностям относятся: коряки, ительмены, эвены, алеуты, чукчи. У каждого народа свой уклад жизни, свои традиции, которые они стараются сохранить и передать будущему поколению.

Средняя температуры воздуха на Камчатке достигает летом +12°, а зимой –13°. На Камчатке много достопримечательностей, сюда ежегодно приезжают туристы из всех уголков земного шара. Наиболее благоприятное время для путешествия – с 15 июля по 15 сентября.

Учитель: Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.

– Какие бывают числительные по значению и составу?
– Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

Начнём оформление наших маршрутных листов. Образец записи, т.е. схема листа, на доске. Перепишите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первую запись. Встречающиеся в тексте словосочетания "сущ. + числ." занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

Путевой лист
Разряды числительных по значению и составу

Числительные Количественные Дробные Собирательные Порядковые
Простые        
Составные        

Учитель: Как склоняются порядковые числительные?
– Устно просклоняйте числительное одиннадцатый.

Учитель: Сейчас мы едем со скоростью 50 километров в час, чтобы все разглядеть. На трассе автобус идет со скоростью до 80 километров. Скажите, пожалуйста, какой вопрос “спрятан” в тексте, который я только что прочитала? (О склонении числительных от 50 до 80)

Третья запись в путевом листе: Склонение числительного пятьдесят

И.п. – пятьдесят километров
Р.П. – пятидесяти километров
Д.п. – пятидесяти километрам
В.п. – пятьдесят километров
Т.п. – пятьюдесятью километрами
П.п. – о пятидесяти километрах

Учитель: Сделайте вывод о склонении числительных от 50 до 80?

Учитель: Давайте посмотрим на географическую карту области

(Текст читает ученик, другой по ходу чтения работает с картой, показывая то, о чем упоминается в тексте.)

Текст 2

Рельеф Камчатки преимущественно горный. Серединный хребет – крупнейший горный массив полуострова – протянулся с юга на север почти на 900 км. Рельеф восточной Камчатки носит явные признаки вулканизма: именно здесь тянется пояс действующих вулканов, причём существуют участки, где вулканы отстоят друг от друга не более чем на 30 км. Всего же на полуострове 29 действующих и около 300 потухших вулканов. Какой же из камчатских вулканов самый красивый? Ключевской, Корякский и Кроноцкий могли бы претендовать на роль вулканического символа Камчатки. Значения высот этих вулканов равны соответственно: 4750 метров, 3456 метров, 3528 метров. Мы с вами проезжаем мимо Авачинского вулкана. Корякский и Авачинский вулканы составляют великолепный ансамбль – неотъемлемую часть панорамы Елизова и Петропавловска-Камчатского. Многие жители считают эти вулканы домашними и испытывают по отношению к этим великанам почти родственные чувства.

Учитель: Обратите внимание на числительные, встретившиеся в этом тексте. Они выделены. Выпишите в свои путевые листы те, в которых пишется мягкий знак в середине или на конце.

Распределительный диктант
Мягкий знак в середине и на конце числительных

Ь на конце числительных Ь в середине числительных
Тридцать километров, двадцать девять вулканов, двадцать восемь метров Девятьсот километров, семьсот пятьдесят метров, пятьдесят шесть метров, пятьсот метров

Сформулируйте правило написания Ь в середине и на конце числительных

Обратите внимание на числительное, которое мы не вписали ни в один столбик таблицы. Назовите его. (300) Выпишите его вместе с именем существительным, с которым оно образует словосочетание. Просклоняйте.

Задание: письменно просклонять словосочетание: триста вулканов

Учитель: В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни? (Склоняются обе части.)

Учитель: Наша экскурсия продолжается

(Текст 3 выразительно читает один из учеников.)

Текст 3

Богатства нашего края были известны людям давно. Хотя наши предки не располагали и сотой долей той информации о полезных ископаемых края, какой располагаем мы теперь, но они пользовались и железом, и серебром, и золотом. Камчатские недра богаты ртутью, никелем, платиной, черными, цветными металлами, медью. Содержание меди в рудах колеблется от 3% до 10, 32%. Недра Камчатки богаты золотом и серебром. Они хранят до 1,2 тысяч тонн золота и 8,2 тысяч тонн серебра. Это составляет ? от всех добываемых полезных ископаемых на полуострове. В ближайшее время планируется увеличить добычу золота и серебра на Камчатке на полторы тысячи тонн.

Задание: Выпишите из текста в таблицу дробные числительные.

Учитель: Как склоняются дробные числительные? (При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе)

К какому разряду относится числительное полтора? Сколько падежных форм имеет это числительное?

(К количественным числительным относятся полтора, полтораста. Числительное полтораста имеет две падежные формы:

И., В., – полтораста
Р., Д., Т., П. – полутораста)

Числительное полтора обозначает количество, равное единице и половине единицы. В этом числительном в именительном и винительном падежах различаются формы рода (полтора метра, полторы тонны). В остальных падежах употребляется форма полутора (полутора килограммов яблок)

Учитель: Красива, величава, хотя и сурова, природа нашей области. Послушаем экскурсовода.

(Текст 4 читает ученик.)

Текст 4

Разнообразие климатических и почвенных условий, сложное строение рельефа области во многом определяет разнообразие растительности – от флоры горной тундры до растительности альпийских лугов. Одна из особенностей камчатской флоры, которую отмечают все исследователи ещё со времён первопроходцев, – это крупнотравье. Ещё Крашенинников писал: “Травы по всей Камчатке столь высоки и сочны, что подобных им трудно сыскать по всей Российской империи”.

Леса занимают большую часть площади Камчатки. В основном это березняки, реже встречаются лиственничные леса, тополевые и хвойные. По склонам гор растёт кедровый и ольховый стланик.

Животный мир полуострова тоже своеобразен. В лесах обитает 13 видов хищных зверей: бурый медведь, волк, рысь, росомаха, соболь, выдра, лисица, барсук, норка, хорь и ласка…

Учитель: Обратите внимание, в рассказе экскурсовода встретилось одно числительное – 13. Как склоняется числительное 13? Приведите примеры числительных, которые склоняются, как существительные 3 склонения?

Учитель: Настоящее природное богатство полуострова – это, конечно, лосось. С мая по ноябрь идут в камчатские реки чавыча, горбуша, нерка и кета. Последним к верховьям рек поднимается кижуч – он остаётся на нерестилищах до декабря-января, когда реки уже скованы льдом. В. Атласов в 1701 году писал: “ А рыба морская, породою особая походит на сёмгу, и летом красная, а величиною больше сёмги. И идёт той рыбы из моря по тем рекам много и назад та рыба в море не возвращается, а помирает в тех реках и заводях. А подле водоёмов медведей много…” Когда приближается время нереста, к берегам рек отовсюду приходят медведи. Они протаптывают ходы в зарослях, устраивают лежки, ожидая лососевых стай. Во время рыбалки медведи не церемонятся и предпочитают прогнать человека, чем самим покинуть рыбное место.

Много историй, связанных с охотой на медведя, хранят в памяти жители Камчатки. Послушаем одну из них. Ваша задача – найти в тексте числительные, о которых мы сегодня еще не говорили.

(Текст 5 пересказывает подготовленный ученик.)

Текст 5

О силе камчатского медведя ходят легенды. Знали об этом прекрасно и два охотника, решивших померяться силами с камчатским медведем. Поставили капкан. Через какое-то время лес вздрогнул от страшного рёва. Зверь попался матерый. В бешеной злобе он метался по кругу, пытаясь освободиться из крепких тисков. Оба охотника были опытными медвежатниками. Каждому захотелось похвастаться своей смелостью. К зверю они подошли почти вплотную, и только после этого один из них решился выстрелить. В следующее мгновенье произошло невероятное. Медведь рванулся вперед. Один удар, другой – и оба охотника отлетели в сторону.

А медведь, прихрамывая на раненую ногу, убежал в лес.… Охотники долго бродили по лесу в поисках “своего” медведя, но безуспешно. Лишь на третьи сутки они ни с чем вернулись домой.

Вопросы и задания:

  1. Назовите числительные, о которых мы сегодня еще не вели речь.
  2. Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.
  3. Как образуются собирательные числительные?
  4. Как склоняются собирательные числительные?
  5. Что вы можете рассказывать о собирательном числительном оба (обе)?
  6. Сделайте морфологический разбор числительного.
  7. Запишите предложение.
            Река Камчатка – самая крупная водная артерия полуострова. Её протяжённость – 720 километров.
  8. Охарактеризуйте числительное. Как склоняются составные количественные числительные?

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих количественное значение.

Чтобы выполнить это задание и внести последнюю запись в путевой лист, мы должны внимательно прочитать следующий текст и распределить имеющиеся в тексте примеры таким образом:

Части речи Примеры
Имя существительное  
Имя числительное  
Имя прилагательное  
Наречие  
Глагол  

Текст 6

В последнее десятилетие обострилось внимание к экологическим проблемам нашего края. Природа Камчатки хрупка и ранима. Она подвергается природным катастрофам и уничтожается людьми, живущими здесь.

Могучий ход лосося, отлаженный тысячелетней историей, легко остановить за несколько лет. Достаточно перегородить устье реки сетью и вылавливать всю заходящую рыбу. Ещё проще убить реку с помощью сточных вод, так как лосось очень чувствителен к малейшим изменениям химического состава воды. Осушение болот, быстрое развитие дачных кооперативов вдвое уменьшило ягодники и нерестилища красной рыбы.

Более 20 лет назад стала создаваться комплексная система охраняемых территорий и объектов. В настоящее время сформирована система, которая включает заповедники, заказники, памятники природы. В неё вошли Кроноцкий заповедник, 22 заказника и более 200 памятников природы. По сравнению с 1990 годом удвоилось количество охраняемых государством природных объектов.

Каждый житель Камчатки должен усвоить правила поведения в природе, каждый из нас должен осознать, что природа беззащитна и нуждается в нашей заботе. Не надо её покорять и исправлять, а научиться гармонично жить в окружающей нас среде.

IV. Закрепление изученного материала

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в листе – словарный диктант.

Километр, одиннадцать, тысячелетие, миллион, миллиард, Камчатский край, Россия, регион, территория.

V. Домашнее задание (по выбору)

  1. написать сочинение-миниатюру “Край, в котором я живу”
  2. составить слово экскурсовода “Долина Гейзеров” (с использованием числительных)
  3. выполнить упражнение 389 (учебник)