Распространенные и нераспространенные предложения. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Задачи:

  • Учебная: сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
  • Познавательная: познакомить учащихся с новыми понятиями: распространённого и нераспространённого предложений.
  • Развивающая: развивать мышление, умение анализировать.
  • Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: смешанный (комбинированный)

Форма проведения: традиционная.

Оборудование: УМК М. М.Разумовской, презентация Power Point, доска.

Структура урока:

  1. Организация учащихся к занятиям (психологический настрой).
  2. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу.
  3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
  4. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
  5. Подведение итога урока.
  6. Задавание и объяснение домашнего задания.
  7. Выставление оценок.

Ход урока

I. Организация учащихся к занятиям (психологический настрой)

– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
Сегодня на уроке мы познакомимся распространенными и нераспространёнными предложениями.

II. Повторительно–обучающая работа по пройденному материалу

А начнём урок с работы над словами. Ребята, приготовьте карточки с буквами. Посмотрите на экран. (1-й, 2-й слайд) Приложение 1

Промерзать, удивительный, недоразумение, разъединять, единоборец, сожаление, липучий, омоложение, закреплять, отдалённый, безмятежный.

На уроке мы продолжим знакомиться с видами предложений.

  1. Что такое предложение?
  2. Из чего состоит предложение?
  3. Что такое словосочетание?
  4. Что не является словосочетанием?
  5. Что такое подлежащее?
  6. Что такое сказуемое?
  7. Какие второстепенные члены вам знакомы?
  8. Назовите виды предложений по цели высказывания.

III. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Прочитайте текст (3-й слайд)

Ответьте на вопросы:

  1. О чём текст?
  2. Какую пользу приносит берёза?

А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно? (нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно? (второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения.

(4-й, 5-й слайд)

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

– Самостоятельно прочитайте правило.

Физкультминутка (Упражнение для глаз)

IV. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
Откройте учебник на стр. 146. Выполним упражнение 433.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Осенью птицы большими стаями улетают на юг.
Птицы улетают.

V. Подведение итога урока

(6-й слайд)

  1. Что является главным средством выражения мысли? (предложение)
  2. Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)
  3. Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)
  4. Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)
  5. Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)
  6. Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).
  7. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).

Расшифруй запись

(7-й слайд)

14 16 13 16 5 6 24!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
К Л М Н О П Р С Т У Ф
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Вы действительно молодцы!

VI. Задавание и объяснение домашнего задания

Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 55, упр. 434.

VII. Выставление оценок