Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Непроизносимая согласная в корне слова

Разделы: Преподавание русского языка, Преподавание в начальной школе, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (85 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: знакомство с особенностями слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова; вывести способ её проверки.

  • Обучающие задачи: дать понятие об орфограмме “непроизносимые согласные”; показать способ проверки непроизносимых согласных; развивать навык правильного подбора проверочные слова; активизировать и расширять словарный запас обучающихся.
  • Развивающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, различных видов памяти; развивать наблюдательность и умение делать выводы по результатам наблюдений.
  • Воспитательные задачи: продолжить воспитание положительных личностных качеств (доброжелательности, трудолюбия, ответственного отношения к учебному труду) и речевой культуры обучающихся, формировать навыки саморегуляции поведения, умения работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.

Методическая цель урока: показ приемов организации урока с использованием деятельностного метода, приемов, способствующих здоровьесбережению младших школьников.

Оборудование: карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки со словарными словами, транскрипции слова, мульмедийная установка, экран

Конспект урока

Слайд Деятельность учителя Деятельность обучающихся

I. Организационный этап.

  Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
 
II. Ориентировочный этап.
2. – Начнем наш урок как обычно с разминки.

Зима, утюг, метро, звёздный

– Прочитайте группу слов. Подумайте, какое слово является “лишним” по двум признакам одновременно.
– Докажите, что слово звездный является именем прилагательным.

 

– “Лишнее” слово звездный, т.к. это имя прилагательное, ударение падает на первый слог.
– Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? Какие?

  – Чтобы это слово вас не отвлекало, я пока его закрою. Что объединяет оставшиеся слова?
– Докажите, что данные слова являются именами существительными.
– Это имена существительные, с ударением на второй слог, в словах есть орфограммы.
– Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
3. – Какие орфограммы “спрятались” в словах? Как их проверить?

 

– Почему мы не можем проверить безударную гласную в слове метро?
– Как мы поступаем со словарными словами?
– А где можно проверить написание слов, с непроверяемым написанием?

– В слове зима– безударная гласная в корне – И. Проверочное слово – зимы. В слове утюг – парная согласная в корне слова. Проверочное слово – утюги. В слове метро – безударная гласная в корне слова буква –Е, её мы проверить не можем.
– Слово метро – словарное слово.
– Мы их запоминаем.
– Проверить написание словарных слов мы можем по “Орфографическому словарю”
3. – Что же объединяет все орфограммы в данных словах? – Это корневые орфограммы.
III. Целеполагающий этап.
4. – Не будем обижать прилагательное звездный, поработаем теперь с ним. Выполните транскрипцию этого слова. Поработайте в паре. Дети работают в паре, выполняют транскрипцию слова звездный.
В классе развешены транскрипции слов. – Кто выполнит транскрипцию, тихонько встанет.
– Рассмотрите глазками транскрипции слов, находящиеся в нашем классе. Укажите на ту транскрипцию, которая у вас получилась.
– Проверка (*)
Игра “Флюгер”. Дети указывают на соответствующую транскрипцию.
  –  Сравните транскрипцию слова и его написание.
– Произнесите слово звездный.
– А теперь прочитайте его орфографически.
– Что интересного заметили?
– Если согласный не произносится, а буквой обозначается, то как его можно назвать?
Дети произносят.
Дети читают.
– Буква есть, а звука нет.

– Непроизносимый согласный.
  – Кто сформулирует тему нашего урока? – Тема нашего урока “Слова с непроизносимыми согласными”
 

Учитель пишет слово звезда.

5.

– Как вы думаете, слова с непроизносимыми согласными, это орфограмма? Почему?

– В какой части слова находится эта орфограмма? Докажите.(Учитель выделяет корень слова.)
– А если эта орфограмма находится в корне, мы её проверяем или запоминаем?

– Писать на слух нельзя, есть непроизносимый согласный звук, который обозначается буквой.

– Подбираю однокоренное слово звезда.

– Корневые орфограммы мы проверяем.

 

6.

– А мы умеем проверять орфограмму “Непроизносимые согласные”?
– Отталкиваясь от темы урока и наших рассуждений, сформулируйте задачи нашего урока, опираясь на опорные слова:

Научиться:
1) видеть…
2)проверять…
3) использовать…

– Нет.

– Научиться видеть непроизносимую согласную, проверять слова с непроизносимыми согласными и использовать эти слова в письменной и устной речи.

IV. Операционно-исполнительный этап.

 

 

7.

1. “Открытие” детьми нового знания.

– Как вы думаете, почему же в слове звездный не произносится звук [д]? Ваши предположения.
– Я хочу обратить ваше внимание на то, что в слове есть подряд написанные 3 согласные буквы (учитель подчеркивает). Это называется “стечение согласных”.
– Удобно ли произносить три согласные подряд? Попробуем.
– Поэтому одна из согласных при произношении выпадает из слова, а две остальные произносятся.
– Какая согласная выпадает при произношении из слова звездный?

Дети высказывают свое мнение.

 


 

– Нет.

8. Физкультминутка.

– Я вам предлагаю набор слов, в некоторых из них будет спрятана орфограмма непроизносимая согласная . Если в слове есть
непроизносимые согласные – поймайте её – хлопните в ладоши, если ее нет – тихо приседаете.
– На что в первую очередь будете обращать внимание? (На стечение согласных.)

Грустный, светло, поздний, известный, свекла, устный. (Дети объясняют, учитель подчеркивает стечение согласных.)

 

9.

– Где же скрывается орфограмма “Непроизносимая согласная”?
– Какие согласные чаще всего образуют стечение согласных?
– Молодцы! С первой задачей справились.
– Что теперь нам предстоит сделать?
– В корне слова, где есть стечение согласных.

– стн, здн.
– Научиться проверять слова с непроизносимыми согласными.

 

 

 

 

10.

– Мы с вами выяснили, что непроизносимая согласная – это корневая орфограмма. А какая еще согласная опасна в корне слова?
– Как мы проверяем написание парной согласной в корне слова?
– Давайте попробуем, а подойдет ли этот способ для проверки непроизносимых согласных? Подберите проверочное слово.
– Молодцы, сразу слышим четко непроизносимый согласный. Значит, подходит такой вариант проверки?
– Давайте сравним наши выводы с правилом на стр.61. Прочитайте его про себя.
– Правильно ли вывели способ проверки слов с непроизносимыми согласными?
– Прочитайте вслух вторую часть правила.
– Только ли непроизносимую согласную можно проверить, ставя после неё гласную?
– Какой способ узнали?
– На парную согласную.
– Парная согласная.
– Изменяем слово, чтобы после этой согласной стояла гласная буква.

– Да.

 

 

Дети читают правило на стр.61.

  2. Первичное закрепление.

– Давайте применим полученные знания, потренируемся в проверке слов с непроизносимыми согласными. Возьмите карточку. В первом столбике мы укажем звуки в ошибкоопасном месте, во втором столбике – выполним проверку, а в третьем столбике напишем это слово правильно.

Слово
Гру[ ]ый
Гига[ ]кий 
Ме[ ]ость 
Че[ ]ый 
 Проверка
_________
 __________
__________
__________
Слово
 _________
  _________
 __________
__________

– Проверка (*)

 
Физкультминутка для глаз.
(По офтальмотренажеру или по зрительно-двигательным траектория: “Лодочка”, “Радуга”, “Яркое солнышко”).
  3. Словарно-орфографическая работа.

– Молодцы, хорошо потрудились! Теперь давайте немного поиграем.
– Сейчас я буду загадывать вам загадки, а ответы вы будете искать в классе. Игра “Флюгер”.

  1. Посреди двора
    Стоит копна:
    Спереди – вилы,
    Сзади – метла. (Корова.)
  2. Он любит детишек
    Читать и писать,
    Природу любить,
    Стариков уважать. (Учитель.)
  3. Деревянная дорога,
    Вверх идет она отлого.
    Что ни шаг –
    То овраг. (Лестница.)
  4. Кто, позабыв тревоги,
    Спит в своей берлоге?
    А проснувшись, бродит,
    Улья ворошит. (Медведь.)

– Посмотрите внимательно на слова-отгадки. Нет ли среди них слова по теме нашего урока?
– Что вам подсказало?
– Что объединяет слова-отгадки?
– Почему их называют словарными словами?
– В русском языке есть много слов с непроверяемыми безударными гласными, но есть и несколько слов с непроверяемыми непроизносимыми согласными. Сегодня мы познакомился с одним из них – это лестница.
– Прочитайте слово орфографически.
– Где можно сделать ошибку?
– Пропишем это слово в “воздухе”.
– Никто не забыл прописать букву Т? А теперь запишите это слово в тетрадь.
– Какую орфограмму подчеркнем?
– Подберите к существительному лестница имена прилагательные.
– Составьте предложение со словом лестница.
Зеленая группа подчеркнет в этом предложении главные члены предложения, синяя группа– над главными членами предложения укажет части речи, а красная группа – охарактеризует предложение.
– Проверка (*)

 

Дети указывают на отгадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Да. Слово лестница.
– Стечение согласных.
– Это словарные слова.

 

 

 

 

 

 


– Крутая лестница вела на крышу дома.

 

 

 

 

11.

4. Обучающая самостоятельная работа.

Уровень А.
Спишите, написав проверочные слова.
….-извес . ный, …– свис . нул, … – радос . ный,
… – прелес . ный.

Уровень В.
Составьте и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.

(Грусть) рассказ, (известие) писатель, (прелесть) девушка, (радость) народ.

Уровень С.
Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девушка, веселый народ.

 
V. Рефлексно-оценочный этап.
 

 

12.

– С какой проблемой столкнулись на уроке?
– В какой части слова находится эта орфограмма?
– Продолжите высказывание:
– Мы узнали…
– Мы умеем…
– Поставьте себе звездочку, кто считает, что он старался и написал
работу аккуратно.
– У кого 4 звездочки – молодцы, потрудились отлично, у кого – 3 звездочки – посмотрите, в чем у вас был недостаток и постарайтесь на следующих уроках его исправить.
– У кого 2 звездочки – были на уроке невнимательны.
 
  Домашнее задание.
С.61 правило № 79, по тетради повторить словарное слово.
– Есть вопросы по домашнему заданию?