Предельные одноатомные спирты

Разделы: Химия


Цели:

1. Образовательная:

  • рассмотреть строение, классификацию спиртов;
  • ввести понятия «функциональная группа, атомность, алкоголят»;
  • познакомить студентов с основами номенклатуры и изомерии, свойствами, получением и применением спиртов.

2. Воспитательная:

  • нравственное воспитание (формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни).

3. Развивающая:

  • развитие общих учебных умений и навыков, аналитико-синтетического мышления.

Оформление:

  • плакаты, посвященные борьбе с алкоголизмом;
  • выставка лекарств и продуктов парфюмерной промышленности.

Оборудование и реактивы:

  • видеопроектор;
  • чашки Петри с семенами (опыт закладывается заранее до урока);
  • на партах пробирки с сырым мясом и куриным белком, спирт этиловый, натрий, медная проволока, спиртовка, держатель, индикаторная бумага.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Д.М.1 (дидактический момент 1).

Учитель. Вы изучили углеводороды. Давайте, вспомним самый первый представитель алканов. Как он называется и какова его формула?

Студенты. Метан. Формула СН4. (Приложение. Слайд1)

Учитель. А теперь внедрите атом кислорода в эту формулу. Куда мы его можем пристроить, учитывая валентность.

Студенты. Только между углеродом и одним водородом. (Слайд 2)

Учитель. Таким образом, у нас получилась простейшая формула нового класса органических соединений-спиртов, в составе которых имеется одна функциональная группа (ОН-группа).

Итак, тема нашего урока «Предельные одноатомные спирты». (Слайд 3)

Следующий спирт – этанол. Напишите структурную и молекулярную формулы. (Слайд4)

Объясните понятия одноатомный и предельный.

Студенты. Одноатомный (одна ОН-группа в составе) и предельный (все связи одинарные и насыщены до предела).

Вывод по Д.М.1. Что такое спирты? Спирты – это кислородсодержащие органические соединения с общей формулой R-OH или CnH2n+1OH. По какой схеме изучаем каждый класс соединений?

Студенты. Состав-строение: получение–свойства–применение.

II. Операционно-исполнительский этап.

Д.М.2 (дидактический момент 2).

Учитель. Постройте формулу пропанола.

Студенты. CH3-CH2-CH2-OH пропанол-1 (ОН-группа у первого углерода).

Значит, характерна изомерия по положению функциональной группы (ОН-группы).

Учитель. А теперь построим изомеры состава С4Н9ОН

Студенты.

1)

2)

3)

Всего 3 изомера.

Вывод по Д.М.2. Значит, спиртам характерна изомерия положения функциональной группы и изомерия углеродного скелета.

Контроль знаний.

1) Назовите следующие соединения:

А)

Б)

2) Напишите структурные формулы:

А) 2-метилбутанол-1; Б) 2-метилпентанол-2; В) 2,2-диметилпропанол-1.

Проверьте друг у друга ответы. (Слайд 5)

Д.М.3. Каковы же физические свойства спиртов?

На столах флаконы с этиловым спиртом. Опишите внешние признаки.

Почему спирт легко можно переливать, как воду? Давайте вспомним связи между молекулами воды. Как они называются? (Водородные).

В спиртах то же самое.

Вывод по Д.М.3. Спирты-жидкости с алкогольным запахом, хорошо растворяются в воде.

Сообщение студента «Об открытии спиртов и о происхождении слова Алкоголь».

Д.М.4. Как же получают спирты?

Учитель. Даются начало уравнений реакций. Студенты дописывают уравнения реакций

1) щелочной гидролиз галагеналканов
СН3 – СН2 – Cl + NaOH =

2) гидратация алкенов
СН2 = СН2 + НОН =
СН2 = СН – СН3 + НОН = (правило Марковникова)

3) сбраживание сахаров
С6Н12О6 дрожжи→ 2С2Н5ОН + 2СО2

4) гидрирование альдегидов и кетонов

(Ответы проверяются на доске и обговариваются.)

Вывод по Д.М.4. Существует 4 способа получения одноатомных спиртов.

Д.М.5. Познакомимся с химическими свойствами спиртов.

Учитель. Посмотрите на формулу метанола и ответьте на такой вопрос. Где слабое звено? (Слайд 6)

Значит, спирты могут вести себя как кислоты (отрывая Н+) и как основания (отрывая ОНгруппу).

I. Химические свойства спиртов.

Как кислота (проверить индикатором) – с щелочными металлами.

Демонстрационный опыт. В чашку Петри наливается спирт и кладется кусочек натрия

II. Как основание – с кислотами.

RОН + HCl → RCl + HOH

III. Как амфотерные соединения – друг с другом.

IV. Горение.

Демонстрационный опыт. Опыт «Несгораемый платок».

Запишите уравнение горения этанола.

V. С Оксидом меди (СuО).

Демонстрационный опыт. В пробирку вносится медная проволока, свернутая на конце в спираль и раскаленная в пламени спиртовки. Что наблюдаете?

Напишите уравнение реакции этого процесса.

Вывод по Д.М.5. Спирты – амфотерные соединения. Как кислоты вступают в реакции с щелочными металлами. Как основания вступают в реакцию с кислотами. Проявляя амфотерность, реагируют друг с другом, при этом образуются простые эфиры.

Контроль знаний.

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать метанол: калий, оксид калия, вода, этилен, бромоводородная кислота, пропанол.

Ответ проверьте у друг друга. (Слайд7)

Д.М.6. Как же спирты влияют на живые организмы?

Для этого студенты проделывают опыты.

Опыт№1. В пробирку к куриному белку добавляется небольшое количество этилового спирта.

Опыт №2. В пробирку к сырому мясу добавляется небольшое количество этилового спирта.

Опыт №3 Посмотрите на экран( я заранее взяла семена высших растений и положила на проращивание. (Слайд8-10)

Какие выводы можно сделать по опытам?

Сообщение студента «Действие алкоголя на организм человека».

Каждой группе дается творческое задание под девизом «Мы за здоровый образ жизни!»

1 группа – рисунок, 2 группа – стих, 3 группа – закончить пословицы, 4 группа – сценка.

Вывод по Д.М.6. Спирты – вещества, представляющие большую опасность для человека.

Д.М.7. А где же еще применяют спирты?

Посмотрев схему в учебнике, запишите основные области применения спиртов.

III. Рефлексивно-оценочный этап (студенты ставят оценки друг другу).