"Капелька" (пластилинография)

Разделы: Работа с дошкольниками


«Фантазия, ее вымыслы сеют
прекрасное и доброе в мире».
А. Франс.

Актуальность.

Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем мало внимания уделяется фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Анализ авторских программ Л.А. Венгера «Развитие» и Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» показывает, что в занятиях по изодеятельности от 10% до 25% времени уделяется лепке, мало творческих задач.

В практике педагоги большое внимание уделяют коррекции детей с проблемами в обучении, но, как правило, не планируют работу с детьми, проявляющими более высокий уровень способностей. Обычно такие дети не получают должного внимания из-за недостатка времени, загруженности педагога и пр.

По данным моей диагностики 15% детей имеют более высокий уровень способностей, проявляют повышенный интерес к изодеятельности и творчество в своих работах.

Проблема речи, которая встает в детских садах, также взаимосвязана с изодеятельностью, развитием у детей мелкой моторики.

Родители сегодня не проявляют интерес к изодеятельности. Это подтверждается данными анкеты – 25%. Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом.

Универсальным средством в развитии изобразительного творчества, а также в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка.

Поэтому, целью моего проекта является создание кружка по организации совместной продуктивной деятельности родителей и детей, проявляющих способности.

Предполагается, что работа будет проходить один раз в месяц в течение года, с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Каждое занятие содержит не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Семейный художественный проект «Капелька».

Гипотеза. Сотрудничество воспитателя, родителей и детей будут способствовать повышению детских творческих способностей и сближению совместной деятельности ребенка и родителя.

Предполагаю, что:

  • разовьется творческий потенциал детей;
  • дети получат радость от сотворчества с родителями;
  • дети освоят нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
  • сформируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
  • родители будут проявлять повышенный интерес к творчеству детей.

Цель: организация кружка по совместной продуктивной деятельности взрослых и детей, проявляющих творческие способности.

Задачи:

  1. Формировать знания в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки в работе с пластилином.
  2. Развивать творческие способности, воображение детей.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
  5. Вовлечь детей и родителей в совместную творческую деятельность.

Участники проекта: дети средней возрастной группы, родители, воспитатель по изобразительной деятельности.

Тип проекта: долгосрочный (с 01.10.2010 г. по 20.05.2011 г.).

Направление: художественно-эстетическое.

Этапы:

  1. Подготовительный (с 01.10.2010 г. по 01.11.2010 г.).
    Диагностика детей, анкетирование родителей, обсуждение целей и задач с родителями, создание условий для реализации проекта.
  2. Основной (с 01.11.2010 г. по 20.05.2011 г.).
    Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
  3. Итоговый (с 21.05.2011 г. по 15.06.2011 г.).
    Сбор и обработка материалов (анкет, диагностики). Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материала проекта, оформление фотоальбома с детскими работами.

Перспективный план реализации проекта.

Месяц Название занятия Задачи занятия
Октябрь Цветы в траве
  • вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;
  • обучать детей и родителей к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.
Ноябрь Осенние листья
  • закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени;
  • закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости;
  • учить детей и родителей приему «вливание одного цвета в другой»;
  • воспитывать чувство любви к красоте родной природы.
Декабрь Нарядная елочка
  • развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации);
  • закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию;
  • добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки);
  • использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям.
Январь Красивая рыбка
  • способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира;
  • учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии;
  • добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (ракушки, блестки и т.д.);
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать чувство любви к красоте родной природы.
Февраль Веселый клоун
  • учить детей и родителей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии;
  • развивать чувство цвета;
  • воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.
Март Цыпленок
  • закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина;
  • учить детей и родителей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения;
  • развивать мелкую моторику рук.
Апрель Мать-и-мачеха
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники);
  • осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости;
  • закреплять навыки раскатывания, примазывания;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.
Май Бабочка
  • способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых;
  • учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии;
  • продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • укреплять познавательный интерес к природе.

Таблица оценки результативности работ детей (начало, конец года).

Фамилия, имя ребенка Технические навыки Проявление творчества в декоре Развитие мелкой моторики Проявление аккуратности и трудолюбия
Раскат. Сплющ. Размаз.
             
             
             
             
             

Таблица оценки результативности работ взрослых (начало, конец года).

Фамилия, имя родителя Участие в совместном творчестве Проявление интереса Создание развивающей среды дома
       
       
       
       
       

Приложение

Литература:

  1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
  2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
  3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
  4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
  5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
  6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
  7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
  8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
  9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».