Любить труд на родной земле

Разделы: Работа с дошкольниками


Считаю, что воспитание эффективно только тогда, когда оно ведется через деятельность. Еще результативней, если дети видят реальные плоды своего труда. Так появилось идея создания своего огорода в детском саду. Как нельзя лучше здесь можно интегрировать и эстетическое, и трудовое воспитание, и развивать художественный вкус.

Для человека земля, на которой он живет, самое дорогое в его жизни. Мать-земля является источником всего живого, дает силу и могущество. Маленькому человеку необходимо рассказывать о труде земледельцев и хлеборобов, воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, чувство благодарности к ним.

Вовлечения же самих детей в посильный им труд на земле (выращивание овощей, фруктов, уход за ними) как нельзя лучше докажет детям: земля наша кормилица.

Решила познакомить детей с весенними работами на огороде: посевом семян и высадкой рассады в открытый грунт. Старалась раскрыть ребятам народные секреты хорошего урожая: как определить готовность земли к посеву, по каким приметам узнать время проведения посевных работ; воспитывать уважение к земле, развивать навыки ручного труда.

Со старшими детьми мы сравнивали весной семена растений, дети сами сеяли овощи, помогали в высаживании рассады помидоров, капусты, пересаживали цветы.

Важно доверять детям, ободряя и поддерживая их стремление добиться желаемого результата, желание участвовать в совместном труде. Какое счастье излучают глаза детей, когда у них что-то получается. Они готовы трудиться еще и еще.

Посмотрите на наш мини-огород. На нем есть грядка пахучих трав (мелисса, мята, душица, зверобой, иссоп, сельдерей, укроп, петрушка, базилик).

Грядку злаков, где растут рожь, пшеница, овес, просо и декоративные злаки (зайцехвост, трясунка) ребята сажали сами. Узнали новое слово «озимь», когда сеяли рожь под зиму. Провели эксперимент, сравнивая посевы ржи, посаженные осенью и весной.

Растут на огороде капуста разных сортов (цветная, краснокочанная, брюссельская, декоративная), морковь, свекла, картофель, перец, горох, фасоль, кабачки, тыквы, кукуруза, много подсолнушков и цветы.

Для огорода сплели небольшой плетень, около него поставили петушка, посадили бабочек нашего края (крапивница, капустница). А какие веселые пчелки поселились на грядке, где растут кабачки и тыквы! Они сверкают своими крылышками на солнце и качаются от легкого ветерка, кажется, что они на самом деле летят.

Интересная новинка на огороде – приствольные круги, сплетенные из ивы, полные цветов. Идея взята из журнала, а воплотила я ее вместе с детьми.

Живет на нашем огороде и пугало, которое вовсе не похоже на своего прародителя. Доброе, милое создание с широкой улыбкой и ярким бантом на шее придумано не для того, чтобы пугать ворон, а чтобы радовать глаз всех окружающих.

Огород стал очень популярен. Он послужил декорацией к сказке «Про ежика Пыха», которую показывали сотрудники детского сада малышам.

Весело, интересно прошел День природы. Дети отгадывали загадки о растениях, находили их на грядках, угадывали овощи и фрукты на вкус.

Летом дети поливали посадки, собирали вредителей. А сколько гордости и радости было при сборе урожая!

Закончилось жаркое лето, оставив нам столько впечатлений. И огород в нашем детском саду – наше особое, поистине неоценимое богатство. Ведь сколько тепла и заботы вложили в него добрые детские руки.

Впечатления от увиденного на огороде, от результатов своего труда, воспитанники отразили в творческих работах на занятии по лепке. Каждый создал свою композицию на тему «Наш огород».

Дети реально примерили на себе роль созидателя и утвердились в ней. Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить их в созидательное, творческое русло – русло полезных дел. И общение и природой дает для этого бесконечные возможности.