Нормализация техники речи

Разделы: Логопедия


Количество детей с тяжёлыми речевыми расстройствами увеличивается. Всё чаще специалисты сталкиваются со случаями “смазанной” речи, когда изолированно ребёнок произносит все звуки, а речь остаётся нечёткой, невнятной, недостаточно чистой. Основными причинами являются: слабое речевое и поверхностное (ключичное) дыхание, вялая и нечёткая артикуляция, ускоренная речь, неумение владеть голосом, как инструментом. Детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры (особенно при усвоении новой лексики), смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей ещё не завершён. Рост количества таких детей обуславливает актуальность темы по нормализации техники речи. Отсюда проблема выбора рациональных путей и поиска эффективных методов работы в этом направлении, требующем особого подхода, специальных приемов.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка, практическая значимость и основное назначение которой – помочь логопедам и воспитателям логопедических групп в организации и проведении занятий по нормализации техники речи детей дошкольного возраста. Выделены четыре основных задачи, которые решаются комплексно на каждом занятии:

  • тренировка энергетической системы голосообразования, отработка навыков физиологического и речевого дыхания, тренировка выдоха от плавного и спокойного к выдоху с силой и выдоху рывками, закрепление навыка переключения дыхания;
  • совершенствование движений рук и мелкой моторики, как необходимого элемента стимуляции развития речи и мышления ребёнка, развитие координации слова и движения;
  • улучшение чёткости произношения с помощью специальных упражнений при автоматической, рефлекторной, хорошо скоординированной артикуляции;
  • развитие голоса (высоты, силы, тембра).

Новизна данной разработки заключается в следующем:

  • возможность гибкого использования данных конспектов занятий логопедами и воспитателями;
  • возможность их использования полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создаёт альтернативу жёсткой зарегламентированной модели обучения;
  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

В данной работе представлены конспекты 28 подгрупповых занятий по нормализации техники речи у дошкольников (Приложение 1). Каждое занятие имеет четыре составляющих, в которые включены серии тренировочных упражнений, приучающих детей свободно пользоваться звуками в спонтанных высказываниях: работа над развитием мелкой моторики, работа над физиологическим и речевым дыханием, работа над артикуляцией, работа над голосом. Материал занятий представлен в определённой систематичности и последовательности, что очень важно не только для его усвоения детьми, но и для развития способностей каждого ребёнка.

1. Работа над развитием мелкой моторики

В настоящее время исследователями доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Электрофизиологические исследования говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего детства чётко выступает эта зависимость: по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речи развиваются параллельно. Связь речевой зоны и зоны, регулирующей движения кисти руки в коре головного мозга настолько сильна, что малейший зажим кистей рук в момент говорения приводит к зажиму речеобразующих органов. Систематические упражнения по тренировке руки имеют огромное стимулирующее влияние на развитие речи, а так же являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Эти упражнения несут в двигательную часть речевого центра энергию, способствующую его формированию и развитию, а чем совершеннее кора, тем совершеннее речь. В связи с этим развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом будет способствовать более эффективной компенсации речевых дефектов. Под воздействием несложных и неутомительных для ребёнка упражнений, которые предложены в данной разработке, будет достигнута нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений и речевых зон коры головного мозга, что несомненно будет способствовать ускорению подготовки артикуляционного аппарата, более эффективной автоматизации звуков при сочетании их с речевой работой.

2. Работа над речевым и физиологическим дыханием

Дыхание является физиологической основой речи. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь. Озвученное (фонационное) дыхание должно быть глубоким, т.е. осуществляться нижнерёберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмы. Именно такое дыхание обеспечивает глубину, развивает такие качества как высоту (посыл в голову, полётность звука), частоту (умение незаметно добирать воздух) и близость (дикция), способствующие благозвучию слова.

Учёные утверждают, что чем глубже дыхание человека, тем больше энергии получает организм. Но для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь требует большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного возобновления.

Научиться регулировать дыхание, это в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы.

Известно, что все звуки речи произносятся в фазе выдоха. Поэтому его организация, т.е. выработка воздушной струи, умение направлять её имеет необходимое и значимое условие для постановки звуков и голоса, а так же их развития.

Дыхательные упражнения по методу Стрельниковой А.И., представленные в данной разработке смогут усовершенствовать и укрепить навыки правильного речевого и физиологического дыхания., удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе, сформировать паттерн дыхания в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребёнка; вызвать и закрепить у детей энергетический и экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечить комплексное развитие всей энергетической системы голосообразования, а так же всех систем отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просадия).

3. Работа над артикуляцией

Получив энергию с помощью глубокого дыхания, образовав звук в генераторной системе и усилив её в резонаторной, превращаем звук голоса в звук речи с помощью артикуляции.

Правильное и четкое произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата, скоординированностью артикуляции и дыхания. При недостаточной сформированости двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки в речевом потоке произносятся смазано, даже могут заменяться более простыми по артикуляции. Так как у ребёнка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты ещё слабо, следует помочь ребёнку в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мыщц. Устранению недостаточной сформированости двигательных дифференцировок, улучшению артикуляции в целом способствуют артикуляционные упражнения (Приложение 2), проговаривание сочетаний гласных звуков (а о у и э, о у и а э, э о у и и т. д), взрывных согласных (б-п, г-к, д-т), скороговорок, ролевых диалогов.

Артикуляционные упражнения, представленные в данной разработке способствуют продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.

4. Работа над голосом

Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Развитие разных качеств речевого голоса (высоты, силы, тембра) следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, т.к. они обеспечивают возможность овладения чистым, плавным, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания. Посредством специальных упражнений можно улучшить и расширить голосовые возможности детей дошкольного возраста. Наибольшим эффектом резонирования обладают звуки м, н, л, р, м, способствующие так же ощущению объемности звука и усилению его звонкости.

Для работы над голосом хорошо использовать звукоподражания и звуковой ряд гласных (а, о, у, и, э). В упражнениях, где требуется физическое действие, необходимо использовать движения кистей рук, которые помогут найти верный ритм, высоту и характер звучания (Приложение 3). Хорошим тренингом для голоса и чёткого звучания являются речёвки, частушки, считалки, ролевые диалоги.

Правильно развить (“поставить”) голос можно лишь тогда, когда будет достигнута мышечная свобода звуковых путей. Голосовые упражнения, представленные в методической разработке, направлены на усиление действия резонаторов (носовых, грудного, в полости рта, гортани), способствуют развитию громкости, высоты, тембра, полётности, гибкости голоса, в итоге – умению управлять своим голосом.

Обследовать уровень сформированности основных процессов, лежащих в основе техники речи (развитие мелкой моторики, дыхания, голоса, артикуляции) и определить зону ближайшего развития каждого ребёнка, сделать диагностический прогноз результативности работы можно с помощью системы диагностического обследования на основе критериально – ориентированного подхода (Приложение 4). Критерии имеют определённый разброс оценочных уровней (баллов) – от высшего к низшему. Высший балл (3) – это возрастная норма речевого развития ребёнка и прогнозируемое усвоение знаний, умений в объёме коррекционно – образовательной программы; 1 и 2 балла показывают насколько близки к трём баллам или далеки от него те или другие дети. Доступность анализа закодированной информации в критериях оценки актуального уровня развития техники речи ребенка позволяет учителю – логопеду проследить динамику развития техники речи детей, своевременно скорректировать цели и задачи коррекционно – развивающего обучения в этом направлении на определённый временной отрезок.

Необходимо помнить, что хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием человека. Они остаются мёртвым грузом, не пригодным к применению. Учение должно увлекать, приносить радость, давать удовлетворение – к этому нас призывали Каменский.Я.А., Ушинский К.Д., Крупская Н.К., Макаренко А.С. и другие выдающиеся педагоги. Поэтому старайтесь сделать ваши занятия с детьми интересными и увлекательными. Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – всё это повысит интерес детей к занятиям, а значит, возрастёт и их результативность. При проведении занятий, нужно стремиться к тому, чтобы они были максимально продуктивными, с высокой речевой активностью ребёнка. Необходимо добиваться в каждом упражнении точности и энергичности, свободы и выразительности движения рук и органов артикуляции у детей.

Вид упражнений, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевых нарушений и определяются логопедом, от которого требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу к работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков.

В процессе проведения упражнений при правильном соблюдении речевого режима улучшается чёткость произношения, расширяются голосовые возможности и речь детей в целом.

Приложение – рисунки

Литература

  1. Борисова Е.А. “Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками” Библиотека Ж. “Логопед” Москва, Творческий центр 2008.
  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. “Логопедия в диалогах” Санкт – Петербург “Каро” 2004.
  3. Горчакова А.М. “Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения”. Ж. “Логопед в детском саду” №2(5), 2005.
  4. Колесникова Е.В. “Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет” Москва “ЮВЕНТА” 2007.
  5. Маслова Е.Н. “Ускоренная постановка звуков”. Волгоград “Корифей” 2009.
  6. Новикова Е.Л. “Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР” Ж. “Дошкольная педагогика” 2007.
  7. Рождественская В.И., Павлова А.И. “Игры и упражнения для исправления заикания”. Москва “Просвещение” 1978.
  8. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. “Страна пальчиковых игр” Санкт-Петербург: “Кристалл” 1998.
  9. Сухих И.Г. “Весёлые скороговорки для “непослушных звуков” Ярославль “Академия развития”, 2005.
  10. Чиркина Г.В. “Коррекция нарушений речи. Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи” Москва “Просвещение” 2009.