Организация совместной работы логопеда и родителей при коррекции речевого недоразвития детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания и развития ребёнка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Изучение зарубежных источников свидетельствует о том, что в западной педагогике работе с родителями уделяется одно из центральных мест. Участие родителей в учебном процессе создаёт благоприятную среду для успешной работы педагогов и детей. Это участие более эффективно, если оно осознано, хорошо спланировано и долгосрочно. Важно, чтобы сотрудничество началось как можно раньше.

Можно выделить три подхода к работе с родителями:
– совершенствование взаимоотношений родителей и детей;
– привлечение родителей к работе группы;
– установление связей сотрудничества между ДОУ и семьёй.

В логопедических группах тесное сотрудничество логопеда и родителей имеет свои особенности и является незаменимым.

Работа с родителями детей, имеющими нарушения произношения и других компонентов речи, рассматривается как неотъемлемая часть коррекционной работы, она тщательно планируется, осуществляется целенаправленно и регулярно. Такая работа включает изучение родителей, их потенциальных возможностей в оказании адекватного воздействия на ребёнка, их наблюдательности, их позиции по отношению к ребёнку и его дефекту.

На основе полученных данных предлагаются определённые методы привлечения родителей к активному, заинтересованному участию в учении ребёнка, это индивидуальные консультации, информация в уголке для родителей, родительские собрания и организация совместной работы родителей и детей по выполнению логопедических заданий. Используя все вышеперечисленное, мы спланировали работу “Консультационного пункта” в детском саду с целью оказания квалифицированной помощи родителям, близким взрослым в создании комфортной семейной среды и условий для развития речи детей.

В основу работы с родителями положены следующие принципы:
– Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса (с участием разных специалистов: психоневролог, психолог, учитель-логопед и др.);
– Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т.д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
– Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях равноправного партнера по коррекционному процессу;
– Принцип учета интересов. При обращении родителей за консультацией, нельзя говорить им: “Ваш ребенок никогда этому не научится” или что то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Поэтому необходимо тактично подойти к ответу на поставленный вопрос или проблему. Таким образом, положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;
– Принцип ведущей деятельности. Этот принцип подробно раскрыт в отечественных педагогике и психологии.

Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники и т.д. В этом случае мы объясняем родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.

Как показал опыт нашей работы, наиболее подходящими формами организации работы “Консультационного пункта” являются:

  • Консультативно-рекомендательная.
  • Практические занятия для родителей.
  • Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
  • Подгрупповые занятия.
  • Организация родительских собраний, детских утренников и праздников.

Консультативно-рекомендательная форма работы включает в себя первичное обследование, консультативные посещения.

На практических занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию подвижности органов артикуляционного аппарата, навыков правильного звукопроизношения, формированию целенаправленной воздушной струи и т.д.

На индивидуальных занятиях решаются задачи, при которых осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества с ребенком.

Подгрупповые занятия посвящены умению налаживать сотрудничество с другими детьми, детей друг с другом и взрослых между собой.

Организация “круглых столов”, родительских собраний, детских праздников и утренников.

Беседы, собрания проводятся нами в непринужденной обстановке. Во время этих встреч родители получают полезную информацию (например, о развитии речи детей и др.), а также очерчивают круг вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.

Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными. Ведь родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат зависит от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно построены отношения между специалистом и родителями.

Доверяя родителям, мы создаем условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка. Необходимо быть терпеливым и корректным, уверенным и последовательным, но не идти на поводу у родителей, и не допускать панибратства.

Посещение “Консультационного пункта” возможно не только родителями старших дошкольников, но и родителями детей среднего и младшего дошкольного возраста, а так же посещение педагогами ДОУ и совместное планирование работы по коррекции речевого недоразвития детей.

Для более продуктивной работы нами разработан примерный план работы консультационного пункта в ДОУ.

Примерный план работы Консультационного пункта.

№ п/п Проводимое мероприятие Сроки проведения
1. Консультация для педагогов “Обследование речевого развития детей. Заполнение карт развития” Сентябрь
2. Консультация для педагогов “Развитие связной речи детей дошкольного возраста” Февраль
3. Тематические консультации и семинары-практикумы для родителей:

– консультация “Анализ состояния речи детей. Причины речевого недоразвития детей. Формирование правильного произношения”;
– семинар-практикум “Артикуляционная гимнастика. Требования для проведения артикуляционной гимнастики”;
– семинар-практикум “Изготовление и использование пособий для развития целенаправленной воздушной струи”;
– консультация “Автоматизация свистящих звуков”;
– консультация “Автоматизация шипящих звуков”;
– консультация “Автоматизация и дифференциация сонорных звуков – Л, Р”.

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль
Март
Апрель

4. Индивидуальные консультации для родителей:

– по приглашению;
– по инициативе родителей

В течение года
5. Консультации для педагогов:

– “Автоматизация свистящих звуков”;
– “Автоматизация шипящих звуков”;
– “Автоматизация сонорных звуков: Л, Р”.



Октябрь
Декабрь-январь
Март

Литература.

  1. Карельская Е.В. Для речи нужна зарядка // Журнал “Мой ребёнок”, 1999, № 2, с.98–99.
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  4. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: ДЕЛЬТА, 1998.
  5. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6-лет. – М.: Гном и Д, 2001.
  6. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор-составитель сборника Чиркина Г.В. М., Просвещение, 2010.
  7. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2001.