Пересказ рассказа Л.Кассиля "Сестра"

Разделы: Логопедия


Цель. Обучение пересказу с опорой на сюжетную картину и вопросительный план.

Задачи:

  • Учить выделять главную мысль небольшого отрывка.
  • Обучать последовательному и полному пересказу с опорой на вопросительный план.
  • Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, зрительного восприятия, мышления.
  • Воспитывать интерес к культурно-историческим ценностям и героическому прошлому Отечества.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед предлагает детям поиграть в разведчиков. «Разведчик» выходит к доске, поворачивается к детям спиной. Логопед предлагает детям сесть на свои места как можно тише.«Разведчик» должен определить, какой ряд сел тише.  

II. Краткое вступительное слово логопеда о празднике День Победы

Логопед предлагает детям вспомнить,  какой приближается  праздник, если дети затрудняются, то предлагает варианты ответа: 
1 мая, День Победы, Праздник весны. (Что это за праздник? Какому событию он посвящен?). Если дети не знают, логопед делает небольшое сообщение.
«День Победы в нашей стране празднуется в честь победы нашей армии над фашистской  армией. Эта война была давно. Не было еще на свете ни ваших родителей, ни ваших дедушек и бабушек. Война была очень страшной. Много людей погибло в этой войне. На нашу страну напал враг, он хотел уничтожить весь народ: мужчин, женщин, стариков, детей, и завладеть нашими богатствами. Поэтому все население поднялось на защиту страны. Мужчины шли на войну солдатами. Молодые девушки тоже шли на войну, были медицинскими сестрами, спасали раненых.  На войне люди помогали друг другу. Об одном таком случае я вам сегодня расскажу».

III. Рассматривание сюжетной картины к рассказу Л.Кассиля «Сестра», беседа по картине

Логопед направляет детей, указывая на фрагменты картины.

Вопросы:

– Что изображено на картине? (Идет бой). По каким признакам это видно?
– Какое время года? (Зима, очень холодно, люди тепло одеты, руки и лица красные от мороза).
– Почему эта девушка медицинская сестра? (Сумка с красным крестом, бинт в руках).
– Почему солдат лежит? (Он ранен).
– По каким признакам видно, что он ранен?  (Рука на груди, видимо больно; автомат лежит рядом, неестественная поза для здорового человека).
– Какой взгляд у солдата? (Испуг, просит о помощи).

IV. Чтение логопедом рассказа Л.Кассиля «Сестра» с целью целостного эмоционального восприятия

V. Словарная работа

фашистская пуля – вражеская пуля;
фашисты – враги;
медицинская сестра – девушка, которая оказывает первую помощь раненому, выносит его с поля боя;
вынула – достала;
винтовка – ружье со штыком.

VI. Чтение рассказа по частям, выделение главной мысли.

1ч.

– Как звали солдата?
– Что сучилось с Иваном?
– Куда его ранило?
– Главное событие в этом отрывке? (Солдат ранен).

2ч.

– Кто подполз к Ивану?
– Что это была за девушка? (Мед. сестра) Почему?
– Как девушка перевязывала рану? (Осторожно).
– Какое главное событие в этом отрывке? (Девушка пришла на помощь).

.

– О чем спросил Иван? (Будет ли жить).
– Что ответила девушка? (По тексту)
– Что сделал Иван? (Поблагодарил, спросил имя спасительницы).
– Какое главное событие произошло в этом отрывке? (Знакомство).

4ч.

– Как Надя тащила раненого? (Вспомнить).
– Какая Надя? (Маленькая, но сильная, храбрая).
– Какое главное событие в этом отрывке? (Девушка спасла раненого).

VII. Динамическая пауза

Логопед предлагает детям разбиться на пары: «мед.сестра» и «солдат» и выполнить команды:  «мед.сестре» схватить ружье, обхватить «раненого» и тащить его с «поля боя». Далее логопед спрашивает: «Дети, легко ли тащить раненого с поля боя?»

VIII. Логопед рассказывает рассказ, но уже своими словами, дает установку на запоминание и пересказ

XI. Пересказ рассказа детьми по вопросительному плану по цепочке с опорой на сюжетную картину.( Логопед при необходимости помогает.)

План

1. Что произошло с солдатом Иваном Котловым в бою?
2. Кто пришел к нему на помощь?
3. О чем разговаривали солдат  и девушка?
4. Как Надя спасла Ивана?

X. Итог

– Понравился ли вам рассказ? Почему?
– Чему учит этот рассказ? (Любви к Родине, своему народу).

Приложение 1