Дифференциация [с] – [ш]. 4-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 4


Цель: Научить различать буквы и звуки [с] и [ш].

Задачи:

  • научить различать звуки и буквы в слогах и словах, уточнение правильного и коррекция неправильного произношения звуков, уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш], [с], закрепление зрительного образа букв “ш” и “с”, уточнение расширение словарного запаса, актуализация накопленного словаря, закрепление понятий звук, слог, слово;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата, формирование кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад, развитие фонематического восприятия и слуха на данные акустические образы, развитие навыков звуко – буквенного анализа;
  • формирование навыков самоконтроля, воспитание аккуратности, усидчивости, настойчивости, интереса к занятиям, самостоятельности.

Оборудование: учебные пособия для артикуляционной и дыхательной гимнастики, профили артикуляции звуков, индивидуальные карточки со звуками [ш] и [с], предметные картинки, касса букв, индивидуальные зеркала, карта путешествия, игрушки “кошка”, “собака”.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Ну, ребятки, ц – ц – ц. Звонок! Начинается урок.

Итак, встали прямо, спинки ровненькие. Выполним дыхательную гимнастику.

Дыхательные упражнения по Ипполитовой. На доске висит схема:

Вдох через нос –  выдох через рот;
Вдох через рот –  выдох через нос;
Вдох через нос – выдох через нос;
Вдох через рот – выдох через рот.

 II. Молодцы, тихо сели, пододвинули к себе зеркала и выполним артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика.

Общие:

“Построить забор”

Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.

“Сделать трубочку”

Я слегка прикрою рот,
Губы – “трубочкой” вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.

“Трубочка – улыбка”

Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.

Специальные:

“Лопаточка”

Поперек улыбки лег –
Отдыхает язычок.

“Горка”

Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит свернувшись.
В зубки нижние уткнувшись,
Горку нам изобразив.

“Качели”

“Чашкой” вверх
И “горкой” вниз
Гнется мой язык –
Артист!

“Почистим зубы”

Зубы верхние – смотри:
Чищу “чашкой” изнутри.
Ходит “горка” влево – вправо,
Чистит зубки очень браво.
Зубки верхние снаружи
Нам почистит очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.

“Чашечка”.

Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и “чашечка” моя.

“Маляр”

Язык – как кисточка моя,
И ею неба крашу я.

III. Хорошо, отодвинули зеркала на край парты. Теперь выполним гимнастику для пальчиков.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

“Лошадка” – правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.

 

“Шарик” – все пальчики обеих рук "щепотке " и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит ", и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.

IV. Работа со скороговоркой

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

V. Объявление темы

Посмотрите на доску и решите ребусы.

С + клад = склад (место для хранения)

(что-то спрятанное)

С + утка = шутка (смешная фраза)

(птица)

Скажите, каких букв начинаются слова, которые мы отгадали? (С букв ш, с)

Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим работать над этими звуками. Наша задача научиться различать звуки [ш] и [с] в слогах, словах и словосочетаниях. Чтобы всему этому научиться нужно сидеть тихо, быть внимательным, активным, старательным.

Стук в дверь. Ой, ребята, к нам пришли гости на урок, но они не хотят пока заходит, они хотят, чтобы вы сами догадались кто они

Вот послушайте про них загадки.

С хозяином дружит, домик сторожит,
Живет под крылечком и хвостик колечком.
(Собака)

Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это….
(Кошка)

Но, посмотрите, они к нам пришли не с пустыми руками, давайте посмотрим, что в лапках принесла нам Кошка. Посмотрите, это карта острова. Вот мне Кошка подсказывает, что они на этом острове спрятали сундук с сокровищами. А теперь хотят проверить, не нашел ли кто его и поделиться этими сокровищами с вами, если вы, конечно, вы захотите составить им компанию. Вот мне еще Собака подсказывает, что им еще и страшно одним идти, да и знаний у них мало. А Кошка говорит, что в прошлый раз они оттуда еле выбрались. Им страшно, но и посмотреть на свое богатство им хочется… Ну, что поможем нашим гостям… Перед началом нашего путешествия, скажите, что для вас является сокровищем.

А что является сокровищем для Кошки и Собаки, мы узнаем только в конце урока, когда найдем клад. Ну, что вы готовы путь?! В путь!

Ну, вот…мы оказались на острове… Собака обещала нам показывать дорогу. Ну, что мы готовы… Показывай куда идти…
Посмотрите, куда нас привела Собака…это старый заброшенный корабль. А Кошка мне говорит, что им нужно передохнуть, они устали со щенком.
Кошка мне жалуется, что Собака не всегда называет его правильно и вместо Кошка, у неё получается Коска. Жалуется мне, что он умеет только выговаривать только звук [с]. А вот Собака мне тоже жалуется, что её Кошка называет не Собака, а Шобака, что он умеет выговаривать только звук [ш]. Пока мы здесь отдыхаем, давайте научим их правильно произносить звуки [ш] и [с]. Покажем, как должны работать наши, губки, язычок, голосовые связки.

VI. Анализ артикуляции звуков.

Проводится по плану: положение губ, зубов, языка, голосовых связок, характер воздушной струи.

Выделяются общее и различное в артикуляции данных звуков.

[ш]
Губы: округлены и слегка вытянуты вперед.
Зубы: сближены.
Язык: принимает положение “ковша”, кончик языка находится за альвеолами верхних резцов, спинка языка приподнята, боковые края прижаты к верхушкам верхних зубов.
Голосовые связки: разомкнуты, не вибрируют, голос не образуется.
Воздушная струя: теплая, плавная.

[с]
Губы: губы растянуты в улыбке.
Зубы: сближены.
Язык: образуется “желобок”, кончик языка находится у основания нижних зубов зубов, спинка приподнята, боковые края прижаты к верхушкам
нижних зубов.
Голосовые связки: разомкнуты, не вибрируют, голос не образуется.
Воздушная струя: холодная, плавная.

Кошка спрашивает, что общего у этих звуков, почему мы их путаемся в их произношении?

Собака – в чем различие, чтобы их впредь не путать? Чем – то же произношение должно отличаться, иначе они будут и произноситься одинаково?

Общее: зубы сближены; спинка приподнята, боковые края прижаты к верхушкам верхних зубов; голосовые связки разомкнуты, не вибрируют, голос не образуется.

Различие: при произнесении звука [с] – губы растянуты в улыбке, язык принимает форму “желобка”, воздушная струя холодная, плавная; [ш] – губы вытянуты вперед, язык принимает форму “ковша”, воpдушная струя теплая, плавная.

Покажите с помощью ладошек, как ведет себя язычок, когда мы произносим звуки [с] и [ш].

VII. Характеристика звуков, сравнение.

Кошка на ушко мне сказала, что она очень удивилась, что даже у звуков есть свои отличительные черты.

[с] – согласный, свистящий, глухой, твердый и мягкий.

[ш] – согласный, шипящий, глухой, твердый.

Выделим общее и различие в характеристике звуков.

Общее:
Согласные, глухие.

Различие:
[с] – свистящий, имеет мягкую пару [с'].
[ш] – шипящий, только твердый, не имеет мягкой пары.

Кошка мне говорит, что вы молодцы, что вы много о звуках знаете. Теперь они тоже это знают, и будут стараться называть друг друга правильно.
А Собака говорит мне, что надо отправляться дальше. И теперь очередь Кошки показывать дорогу.
Посмотрите, к какому дому нас привела Кошка. Наши друзья, что – то быстро устают, они опять хотят немного посидеть. Но вот Собака, мне говорит, что они с Кошкой хотят потренироваться выговаривать эти звуки, пока они будут отдыхать в тени дома.
Посмотрите, наши друзья не любят просто так сидеть, они все время чему – то учатся.
Итак, давайте произнесем эти звуки, а Кошка и Собака, будут смотреть и повторять за нами.

VIII. Произношение звуков изолировано.

Игра на звукоподражание.

Картинки: дерево шумит, змея шипит – ш-ш-ш, воздух из насоса выходит, вода бежит из крана – с-с-с.

Затем картинки демонстрируются в различной последовательности, а дети произносят соответствующее звукоподражание.

IX. Развитие фонематического слуха.

  • Я вам сейчас буду называть слоги, вы внимательно слушайте и назовите мне повторяющийся слог.

Слоги: сму – сму – шму, сла – шла – сла, шли – шли – сли, си – ши – ши, сме – сме – шме.

  • А теперь, возьмите в руки сигнальные карточки. Я вам буду называть слова, и вы если услышите в слове звук [ш] – поднимете карточку со звуком [ш], а если услышите звук [с] – то карточку со звуком [с].

Слова: сорока, санки, вишня, шалаш, сковорода, солнце, шапка, капуста, шарф.

Ух, как я боялся этой пещеры, поделилась со мной Собака. Но мы ее прошли. Теперь снова Кошка будет показывать нам дорогу.

Посмотрите, к каким красивым водопадам мы пришли. И опять они хотят передохнуть. Но теперь они хотят, чтобы вы их научили играть в интересные игры.

А давайте им покажем игру “Ипподром”.

X. Физкультминутка.

Игра “Ипподром”.

Ученики сидят на стульях, отодвинутых от стола на размер вытянутой руки, чтобы не удариться.

Лошади бегут по ипподрому – учащиеся стучат ладошками по коленкам.
Лошади бегут по песку – трут ладошки друг об друга.
Лошади бегут по мостовой – бьют кулачками по груди.
Лошади бегут по болоту – массируют кулачками свои щечки, как бы одновременно причмокивая.

Учитель, называя, где бегут лошади, выполняет движения сначала вместе с учениками, затем они выполняют все самостоятельно. Постепенно учитель набирает темп и как можно чаще меняет маршрут лошади.

В конце забега каждый ученик “надевает” на свою лошадь (на себя) венок.

Я думаю, что Кошке и Собаке понравилась эта игра. Кошка мне говорит, что когда они вернутся, то обязательно научат в нее играть своих друзей. Ну, что нам пора снова в путь. Собака, твоя очередь показывать нам дорогу.

Вот, теперь мы оказались на берегу реки. Посмотрите наши друзья взяли с собой картинки. Но никак не могут их поделить. Поможем им.

Кошке мы дадим картинки, в названии которых есть [ш], а Собаке – в названии которых есть звук [с].

XI. Дифференциация звуков [ш], [с] в слогах, словах и словосочетаниях.

  • Запись слогов с использованием графической записи:

  • Распределить картинки на две стопочки.

Картинки: шапка, нос, снеговик, душ, бусы, машина.

Запишите слова в два столбика, в 1-ый картинки, которые вы отдадите Кошке, а во 2-ой – которые вы отдадите Собаке.

  • Вставить пропущенную букву.

У них оказывается есть еще картинки, в которые нужно вставить пропущенные буквы.

Собака говорит, что вы молодцы, что без вас они бы не справились.
А вот Кошка придумала для вас еще одно задание.
Составить слова из данных букв.

а, С, н, и, к; Ш, б, у, а; в, о, С, а; о, л, С, т.

Звукобуквенный анализ слова

А вот Собака мне шепчет, что вы только вместе можете все делать, а вот если окажитесь одни, то вы тут же растеряетесь и расплачетесь, и ничего не сможете сделать.

Скажите, ребята, это так?

Давайте, докажем им, что вы и в одиночку можете хорошо работать.

  • Составь словосочетания.

Посмотрите на 1-й столбик слов и назовите лишнее слово. (Снегирь.)

Почему оно лишнее? (Потому что снегирь – это птица, а кошка, собака и лошадь – животные.)

А это животные дикие или домашние? (Это домашние животные.)

Запишите правильные словосочетания в тетрадь, подчеркните синим карандашом букву “ш”, а зеленым – “с”.

Ой, мне подсказывает Кошка, что мы практически уже пришли, что нам уже чуть – чуть осталось и мы у цели. Собака увидела ту самую дорогу, которая и приведет нас к сокровищам.

XII. Итог урока.

Ну, наконец – то, смотрите сундук… а в сундук свертки…
В слове “сундук” какая первая буква? (Буква “с”)
Мне Кошка подсказывает, что эти свертки – это и есть их сокровища… давайте посмотрим, что написано на свертках, что там ценного…

Мы сегодня хорошо потрудились. А труд школьника – это учеба. А сокровища – это наши знания, которые мы получаем на уроке.
Чему мы сегодня научились на уроке?
С какими звуками мы работали на уроке?
Что общего в артикуляции этих звуков? Одинаково ли их произношение? Где находится язычок, в каком положении губы, голосовые связки, воздушная струя какая?
А что разное?
Одинаковы ли звуки по характеристике? Что общего и чем отличаются они?
Какими буквами обозначаются эти звуки на письме?
Чтобы вернуться с острова обратно в класс, нужно придумать одно слово со звуком [ш], другое — со звуком [с].

XIII. Оценивание работы учащихся.

Вот мы и выяснили, какое – сокровище спрятали Кошка и Собака. Сокровища – это знания, умения которые они получили вместе с нами в путешествии.
Я думаю, нашим друзьям они пригодятся. Собака мне шепчет, что они очень рады, что именно вам показали свои сокровища, они надеются, что вы и дальше их будете добывать, искать и никогда не потеряете. А Кошка добавляет, она хотела бы, чтобы вы никогда не потеряли интерес к сокровищам, к знаниям. А теперь им пора уходить, да и время нашего урока подошло к концу.
Задание на дом записано в ваших тетрадках.