Описание маршрута на местности. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Тип урока: практикум

Цели:

  1. способствовать обучению учащихся составлять маршрутную съемку небольшого участка местности и умению оформлять результаты работы;
  2. способствовать развитию познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) через наблюдение, анализ и описание маршрута;
  3. способствовать воспитанию чувства товарищества, ответственности, любви к родному краю;

Цели для учащихся.

Знать:

– приемы выполнения маршрутной съемки  местности;

– действия выполнения маршрутной съемки местности.

Уметь:

– составлять схему маршрута движения;
– составлять описание маршрута;
– применять необходимые принадлежности и оборудование;
– представлять результаты измерений в разной форме;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Оборудование: компас, планшет, визирная линейка, штатив, рулетка, полевой циркуль, бумага, булавка, карандаши (простой и цветные), ластик.

Время выполнения: 45 мин.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительный этап.
  3. Практическая работа на местности.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.
  6. Возвращение в школу.

Подготовительный период для четкой организации практической деятельности.

  1. Выбор маршрута движения (учесть особенности конкретной местности, определить примерные расстояния, которые необходимо пройти, время движения по маршруту, наметить наиболее яркие ориентиры).
  2. Деление класса на группы (не более 4-х человек в каждой группе), назначение консультанта, составление списка групп.
  3. Подготовительная работа на местности с консультантами (ознакомление с маршрутом движения, приемами и действиями выполнения маршрутной съемки).
  4. Отбор и подготовка необходимых инструментов и приборов для составления маршрута (индивидуальных и групповых).
  5. Составление карточек – заданий с инструкцией к их выполнению на каждый вид деятельности участника маршрута. Письменные инструкции снижают чувство неуверенности, предупреждают возможные “как?” и “почему?” и приучают учащихся пользоваться ими. (См. приложение 1).
  6. Приготовление таблицы “Направление и расстояния по маршруту”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовительный этап.

1. Активизация опорных знаний.

Учитель.

– Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с планом местности. А назвать тему урока и чему мы сегодня научимся, нам поможет стихотворение.

Нам уже открыты все страны и континенты.
Сегодня ж мы изучаем местные моменты.
Мы план составить сможем любого уголка,
Маршруты мы проложим в наш край издалека.
По компасу мы быстро все стороны найдем,
И, азимут, узнав, мудрей, умнее став,
Любой дорогой трудною мы смело вдаль пойдем.

Ответы учащихся.

Учитель.

– Молодцы! Тема нашего урока “Описание маршрута на местности”. Одно из самых красивых мест нашего города Урюпинска – это озеро Подпесочное. Оно и будет конечной точкой нашего маршрута. Проверим готовность личного и группового снаряжения. Напомним технику безопасности. Время выполнения работы – 45 мин.
– Итак, в путь.

III. Практическая работа на местности.

План проведения.

1. Организованный приход к начальному пункту маршрута (двор школы) со всеми необходимыми принадлежностями и оборудованием.

2. Знакомство с местностью. Направление маршрута “Школа – озеро Подпесочное”. (Целесообразно разработать 3–4 маршрута, это поможет повысить уровень самостоятельности учащихся. Если это условие трудно выполнимо, то выбирается одно направление для всех групп).

3. Каждой группе объясняется, что нужно сделать на этом уроке. Ученики получают карточки с заданиями и подробную инструкцию к их выполнению. (См. приложение 1).

4. Практический показ съемки пути (учитель напоминает отдельные моменты съемки):

а) ориентирование планшета и выбор точки стояния на планшете;
б) выбор масштаба;
в) визирование линейки на заданные предметы; определение азимута точек стояния (это позволит точнее составить схему маршрута);
г) измерение расстояний до нужного объекта (шагами, рулеткой или полевым циркулем) и нанесение расстояний в масштабе на планшете;
д) нанесение условными знаками окружающие объекты (точки стояния, предметы, расположенные по обеим сторонам пути);
е) изменение точки стояния. Все действия повторить с пункта “а”.

5. Самостоятельная работа в группах по карточкам – заданиям. (Необходимо, чтобы на каждом отрезке пути учащиеся менялись видами деятельности).

Виды деятельности участников маршрута:

1-й учащийся: держит планшет, следит за его ориентированием, наносит схему маршрута с помощью условных знаков и масштаба.
2-й учащийся: визирует линейку на заданные предметы, определяет азимут точек стояния.
3-й учащийся: измеряет расстояние шагами и переводит их в метры, рулеткой или полевым циркулем. Высчитывает расстояние в масштабе.
4-й учащийся: организует работу в группе (консультант), помогает всем членам группы, составляет описание маршрута по результатам съемки.

(В качестве помощников можно пригласить старшеклассников, если большой класс или не просматривается весь маршрут).

6. Проверка выполнения работы.

Учитель переходит от группы к группе, проверяет правильность выполнения работы, консультирует. Если группа выполнила свою работу быстрее других, то она получает дополнительное задание – рассчитать время пути (можно использовать функции мобильного телефона) или выполнить рисунок осеннего озера.

IV . Подведение итогов

Афиширование работы (вернисаж). Учащиеся рассматривают, сравнивают работы, обмениваются впечатлениями. Уточняется оформление работы и ее оценка.

(Приложение 2).

Учитель. Ребята, теперь вы знаете, как можно составить маршрут движения и насколько важно уметь ориентироваться на местности и знать топографию.

V. Домашнее задание.

Дома, применяя полученные знания на уроке, составить схему и описание своего пути из школы домой или из дома к магазину. (Эта работа выполняется как индивидуально, так и в группе).

VI. Возвращение в школу по составленной схеме маршрута.

(Рисунок 1).