Разработка технологии физического воспитания. Комплексы физкультурных пауз

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Пояснительная записка

Физкультурная пауза – это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной паузы повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Исходя из этого, для физкультурной паузы составляют комплекс, включающий в себя 5-8 простых упражнений для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Первоначально для детей предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера.

Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения.

Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале, включая в них упражнения, знакомые детям, или упражнения, способствующие подготовке нового двигательного действия.

Главное назначение физкультурных пауз – активный отдых.

Еженедельно комплексы физкультпауз обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.

Прежде всего, важно, чтобы дети принимали правильное исходное положение. Дошкольникам младшего возраста удобное исходное положение для ног – стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Такая стойка будет обеспечивать устойчивое положение и способствовать равномерному распределению тяжести тела. Приседание, поднимание и отведение ног выполняется из исходного положения ноги вместе. Исходное положение для рук – руки вниз, отведены назад, за спину, на поясе, руки в стороны, вверх, за голову, перед грудью, к плечам.

Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультпаузы помогают решить эти проблемы.

Музыкальное сопровождение оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

2. Конспекты

Комплекс № 1

Гуси-лебеди летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, покивали,
Потом быстро побежали.

1. И. п. – руки в стороны, 1-4 два полуприседа с волной руками в стороны на каждый полуприсед.
2. И. п. – руки вперед, 1-4 шаги на месте, на каждый шаг волна руками вперед.
3. И. п. – то же. 1-8 шаги на месте, на шаг левой – пальцы в кулаки, наклон головой вперед, на шаг правой – пальцы разогнуть, выпрямиться.
4. 1-8 шаги бега на месте.
5. «У гусей большие крылья»
И. п. – о. с. Руки вверх через стороны – вдох через нос.
И. п. – выход через нос (повторить 4-6).
6. «Гуси-лебеди клюют зерно»
И. п. – о. с. Наклон головы вперед – вдох через нос
И. п. – выдох через нос (повторить 5-6 раз.)
7. «Гуси-лебеди прислушиваются»
И. п. – о. с.
Наклон головы в сторону – вдох через нос.
И. п. – о. с. – выдох через нос.
То же в другую сторону (3-4 раза в каждую сторону).
8. «Гуси-лебеди взлетают»
И. п. – о. с.
Руки вверх через стороны, потянуться – вдох через нос.
Присесть, руки на бедра – выдох через нос.
Выдох плавный и длинный (4-5 раз).
9. «Гуси-лебеди отдыхают»
И. п. – о. с.
Поочередные вдохи и выдохи правой, затем левой половиной носа; вторая половина при этом прижата пальцем.
Дышать плавно, глубоко, медленно (3-4 раза каждой половиной).

Комплекс № 2

Мы скачем, скачем по дорожке,
Сменяя часто ножки.
Поскакали, поскакали,
А потом, как аист, встали.

1. И. п. – руки на пояс. 1-4 подскока на левой ноге.
2. 1-4 подскоки на правой ноге.
3. 1-4 подскоки на двух ногах.
4. 1-2 – стойка на левой ноге, правую ногу согнуть назад, руки вверх – вдох; 3-4 дугами наружу руки вниз – выдох.
5. «Что там ?»
И. п. – стоя, руки на поясе.
1-2 – поворот головы вправо – вдох.
3-4 – поворот головы влево – выдох (3-4 раза).
6. «Мы проснулись утром ранним»
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке за головой.
1-2 – руки вверх – в стороны, потянуться, вдох.
3-4 – 5-6 – руки вниз, выдох (3-4 раза).
7. «Потянись к солнышку»
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч.
1-2 – руки вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться, встать на носки, вдох.
3-4 – руки вниз, присесть, наклониться вперед, выдох. То же с другой ноги (2-4 раза).

Комплекс № 3

Шел король по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.
Еще разок попрыгаем, попрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем.

1. И. п. – о. с.: 1-6 шаги на месте на носках, на шаг левой – пальцы сжаты в кулаки, на шаг правой – пальцы разогнуть.
2. 6 шагов на месте на носках; на шаг левой ногой – хлопок в ладоши слева, на шаг правой – хлопок в ладоши справа.
3. 6 подскоков на месте с поворотом на 60о.
4. 6 подскоков на месте поочередно на правой – левой ноге; на подскок на правой ноге – мах вперед – вниз левой, на подскок на левой ноге – мах вперед – вниз правой ногой.
5. 6 шагов на месте; на шаг правой ногой – хлопок в ладоши слева, на шаг левой ногой – хлопок в ладоши справа.
6. 6 шагов на месте с хлопком в ладоши перед собой на каждый шаг.
7. «Посмотри на друга»
И. п. – стоя, руки на поясе.
1 – поворот головы вправо – вдох через нос.
2-4 – И. п. – выдох через рот.
5 – поворот головы влево – вдох через нос.
6-8 – И. п. – выдох через рот. (4-6 раз)
7. «Гуляем на полянке»
И. п. – в ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи – выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы: на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы (1-2 минуты).

Комплекс № 4

Лягушечки-квакушечки
По берегу гуляют,
Комариков-судариков
И мошек собирают.
Журавлики-кораблики
Летят под небесами,
Все серые и белые,
С длиннющими носами.
Лягушечки-квакушечки,
Коль живы быть хотите,
То поскорей от журавлей
В болото уходите.

1. И. п. – о. с.: 8 подскоков на носках на месте, на шаг левой ногой – пальцы сжаты в кулаки, на шаг правой – пальцы разогнуть.
2. Руки в стороны; 4 приседа с хлопком в ладоши на каждый присед.
3. Руки вперед; 8 шагов на месте волной руками вперед на каждый шаг.
4. Руки на пояс; 8 шагов на месте с волной руками вперед на каждый шаг.
5. 4 подскока на носках с поворотом налево на 360о; то же самое направо.
6. 8 подскоков в полуприседе на носках, на каждый подскок – хлопок в ладоши над головой.
7. «Лягушки-попрыгушки»
И. п. – лежа на спине.
1-2-3 – выпятить живот как можно больше; вдох; задержать дыхание как можно дольше «замри» (3-4 раза).

Комплекс № 5 «Птичья зарядка»

1. И. п. – ноги на ширине стопы, руки опущены. Повернули головы вправо-влево. Повторяем 6-8 раз.

Жили у бабуси
Веселые гуси.
Вытянули шеи –
У кого длиннее?

2. «Птицы». И. п. – ноги на ширине стопы, руки на поясе. Наклоны туловища влево-вправо. 8 раз дыхание через нос.

Голуби летели,
На веточку сели.
Веточка качается –
Неплохо получается.

3. «Аист». И. п. – ноги вместе, руки на поясе. Ходьба, высоко поднимая колени с притопом правой и левой ногой на вдох и выдох.

– Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
– Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

4. И. п. – ноги на ширине стопы, руки опущены. 1-2 – ходьба на месте, махи руками вперед; 3-4 – скрещивание прямых рук, дыхание прерывистое.

Все мы бодрые шагаем,
Приговариваем:
– Здоровье в порядке,
Спасибо зарядке!

5. «Птички летят». И. п. – о. с.: 1-2 – через стороны руки вверх, вдох через нос; 3-4 – руки вниз, выдох через нос (6-8 раз).

Комплекс № 6 «Заячья зарядка»

1. «Утреннее приветствие зайцев». И. п. – стоя, вдох через нос, рот плотно закрыт. Похлопывать пальцами по крыльям носа на выдохе, произносить «м-м», «н-н» (2-3 раза).

2. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища влево, вправо.

Зайка беленький сидит
И под кустики глядит.
Наклонился вправо – пусто,
Наклонился влево – пусто,
Не растет зимой капуста.

3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Руки через стороны вверх – хлопок над головой, руки вниз – хлопок.

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Надо лапочки погреть.

4. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища влево и вправо.

Зайка наш боится волка,
Смотрит в стороны он зорко.
Слева нет и справа нет.
Где же волк? Кто даст ответ?

5. И. п. – ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах.

На полянке на лесной
Зайки прыгают гурьбой.
Прыг-скок, прыг-скок –
И за кусток.

6. И. п. – ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок!
Прыг-скок, прыг-скок!

7. И. п. – ноги на ширине стопы, руки опущены. Ходьба на месте.

По сугробам лесным
Лисонька шагает
И пушистым хвостом
Следы заметает.

8. «Заячья беседа».
И. п. – о. с.: 1 – руки в стороны, глубокий вдох через нос.
2-3 – руки вперед, выдох с произношением носовых звуков «м-м-м» при закрытом рте.
4 – И. п.
5 – руки в стороны, глубокий вдох через нос.
6-7 – руки вверх, вдох с произношением носовых звуков «н-н-н» при закрытом рте.
8 – И. п. (3-4 раза).

Комплекс № 7

Тук-тук-тук; тук-тук-тук.
Дятел будит всех вокруг:
? Звери, быстро просыпайтесь,
На зарядку собирайтесь.

1. И. п. – о. с. Ходьба, высоко поднимая бедра и размахивая руками.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью. Пружинистые рывки согнутыми руками назад, выдох, поворот туловища вправо, руки в стороны, ладонями кверху, вдох; вернуться в и. п. То же с поворотом влево.(4-6 раз)
3. И. п. – ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, левая рука скользит по левому боку к плечу, правая – по правому бедру вниз, вдох через нос, выдох через рот; вернуться в и. п. То же в другую сторону. (5-6 раз в каждую сторону)
4. И. п. – стойка ноги вместе, руки вперед в стороны. Мах левой ногой, коснуться носком ноги пальцев правой руки, выдох; вернуться в и. п., вдох. То же другой ногой. (4-5 раз)
5. И. п. – ноги на ширине плеч, руки вперед. Наклоны вперед, стараясь коснуться пальцами пола, выдох через нос, вернуться в и. п., вдох через рот.
6. И. п. – о. с. Руки вверх, потряхивая кистями, прогнуться; вернуться в и. п.

Комплекс № 8

Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.

1. И. п. – о. с. Вдох: Руки через стороны вверх, подняться на носки, подтянуться; выдох: вернуться в и. п.
2. И. п. – стойка, руки к плечам, локти прижаты к туловищу. Вращение рук на четыре счета вперед и назад.
3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны вперед, руки в стороны, вдох; вернуться в и. п., дыхание через нос. (6-8 раз)
4. И. п. – присед на носках, руки на коленях. 3 прыжка на месте в приседе, выпрямиться. (2-3 раза)
5. И. п. – о. с. Выпад правой ногой вперед, руки вверх, в стороны; вернуться в и. п. То же левой ногой. (5-6 раз)
6. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, расслабить мышцы, уронить руки вниз и потрясти ими; вернуться в и. п. Дыхание произвольное.

Комплекс № 9 «Солнышко» (с короткими скакалками)

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже,
А потом?

1. И. п. – о. с., сложенная вчетверо скакалка в опущенных руках Натягивая скакалку, подняли руки вверх, вдох, и опустили, выдох. (6-8 раз)
2. И. п. – стоя ноги врозь, сложенная вдвое скакалка в согнутых руках за головой. Натягивая скакалку, повороты туловища влево и вправо. (5-6 раз, дыхание произвольное)
3. И. п. – стоя на скакалке ноги врозь, держим скакалку за концы. Наклон туловища влево, натягивая скакалку правой рукой. То же в другую сторону. Дыхание через нос. (3-5 раз)
4. И. п. – стоя, сложенная вчетверо скакалка перед собой. Не опираясь руками о пол и не опуская их, сели на пол, выпрямили ноги. Встали без помощи рук. (3-4 раза)
5. И. п. – стоя, сложенная вчетверо скакалка за спиной в опущенных руках. Наклон туловища вперед, выдох, руки назад до предела. Вернулись в и. п., вдох. (5-6 раз)
6. Прыжки через скакалку на правой и левой ноге.

Комплекс № 10 «Апельсин» (с мячами)

1. И. п. – о. с. Мяч в левой руке. Руки через стороны вверх, вдох; Мяч – в правую руку, руки через стороны вниз. На 4 счета. (4-5 раз)
2. И. п. – Руки вверху, держим мяч двумя руками. Наклон вперед, положили мяч на пол между ногами, вдох, взяли мяч и вернулись в и. п., выдох. Дыхание через нос. (6-8 раз)
3. И. п. – о. с. Ноги на ширине стопы. Мяч в правой руке. Ударили о пол мячом так, чтобы он подпрыгнул до высоты груди, поймали его двумя руками. (3-4 раза каждой рукой)
4. И. п. Мяч в левой руке. Наклоняясь влево, переложили мяч за спиной в правую руку, вернулись в и. п. Дыхание произвольное. (4-5 раз)
5. И. п. Стоим, руки вперед, мяч в левой руке. Приседаем и, опуская руки вниз, переложили мяч под бедрами в правую руку, выдох, вернулись в и. п., вдох. (5-6 раз)
6. Прыжки вверх с проговариванием следующих слов:

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Синий, красный, голубой
Не угнаться за тобой.

7. И. п. – руки на поясе. Ходьба на месте.

3. Список материалов и оборудования: мяч; короткая скакалка; тексты физкультурных пауз в стихотворной форме; аудиозаписи( Вивальди цикл «Времена года» Весна ч. 1, Лето ч. 3; Сен-Санс «Карнавал животных»; Чайковский «Времена года»; Бетховен Соната № 14 ч. 1).

4. Краткие методические указания

Физкультурные паузы разработаны для детей средней группы. Их можно использовать в течение всего года, включая в комплексы утренней гимнастики, для снятия усталости между занятиями по изобразительной деятельности, развитию речи, математике. Такими паузами можно разнообразить прогулки, свободную деятельность детей. Использовать предложенный материал целесообразно и после дневного сна. Можно их порекомендовать родителям для занятий с детьми дома, а также включать в праздники и развлечения. В ежедневной работе с детьми физкультурные паузы дают положительный результат. Дети развивают память, заучивая небольшие по объему стихотворные тексты, если сочетать последние с движениями рук и ног, у детей развивается чувство ритма, а если еще и организовать музыкальное сопровождение, то ребята учатся регулировать свое дыхание, приобретают пластичность, у них вырабатывается правильная осанка. Я рекомендую использовать на занятиях классическую музыку, т.к. она оказывает положительное влияние на психику, эмоциональное состояние ребенка, делает его более уравновешенным. У детей формируется навык ежедневного движения, что положительно сказывается на их здоровье.
Когда физкультурные паузы используются регулярно, то ребята их запоминают и в дальнейшем смогут самостоятельно, используя те или иные упражнения, снять усталость с отдельных групп мышц.