Рейтинг@Mail.ru

Интегрированное занятие "Путешествие в страну звуков и букв. Звуки и буквы З и С"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (601,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Чтобы быть хорошими преподавателями, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.
В.О.Ключевский

Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью сформированности познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-личностной сферы, нарушениями работоспособности из-за органической недостаточности центральной нервной системы, конституциональных особенностей и неблагоприятных социальных факторов, в связи с чем нуждаются в специально созданных педагогических условиях. В нашей школе дети с ЗПР составляют 18 % от общего числа учащихся. Они обучаются в специальных (коррекционных) классах по специальной (коррекционной) программе для школ VII вида.

Усилия специалистов школы направлены на коррекционную работу с эмоционально-волевой сферой, с познавательной сферой ребёнка, на формирование базовых учебных умений и навыков, коррекцию речевых нарушений.

По заключениям областного ПМПК 70 % учащихся рекомендованы занятия с логопедом. Своевременная диагностика и коррекция специфических ошибок письма позволяют, как показывает наш опыт, преодолеть недостатки в формировании функции звукового анализа и синтеза.

В нашем образовательном учреждении этакая работа осуществляется совместными усилиями учителя и логопеда. Особое место занимают интегрированные занятия.

Свое занятие мы строим с учетом как общих, возрастных и типологических особенностей детей, так и индивидуальных. При этом индивидуальный подход к ребенку был направлен на максимальную активизацию его "зоны ближайшего развития".

Цели:

  • Закрепить знания учащихся о звуках и буквах З и С.
  • Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления. Формировать зрительное восприятие и узнавание, формировать пространственно-временные отношения.
  • Воспитывать положительное отношение к учению, интереса к электронному оборудованию.

Оборудование: картинки корабля и мудрой совы, мешочек с пластмассовыми буквами, макеты двух замков, карточки.

Ход занятия

I. Психологический настрой.

Учитель.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.

II. Организационный момент

Логопед.

С добрым утром, глазки! (поглаживание век).

Вы проснулись? (соединить большой и указательный пальцы, изображая "бинокль").

С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей).

Вы проснулись? (прикладывание ладоней к ушам).

С добрым утром, ручки! (поглаживание кистей рук).

Вы проснулись? (похлопать в ладоши).

С добрым утром, ножки! (поглаживание бедер).

Вы проснулись? (потопать ногами).

С добрым утром, солнце! (вытянуть руки в стороны).

Я проснулся! (широко улыбнуться).

III. Артикуляционная гимнастика

- Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка водите влево - вправо за нижними зубами. Затем поднимите язычок вверх и почистите верхние зубы.

- Сейчас надо прополоскать рот. Закройте рот и выполняйте движения, как при полоскании рта.

- Молодцы!

IV. Сообщение темы занятия.

Логопед. 1. Послушайте внимательно стихотворение и скажите, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Звенит звонок, звонок зовет,
И Зоя в школу к нам идет. (Звук З)

- Приложите ладонь к горлу. Произнесите звук [з]. Дрожит горло или нет? Горло дрожит. Это звонкий согласный звук

- Какой буквой мы обозначаем этот звук? Какой это звук, глухой или звонкий? Докажите.

2.

Слоненок удивил ребят,
Слоненок встал на самокат,
Немножко покатался -
И самокат сломался.

- Какой звук встречается чаще всего в стихотворении?

- Приложите ладонь к горлу. Произнесите звук [c]. Дрожит горло или нет? Горло не дрожит. Это глухой звук.

- Какой буквой мы обозначим этот звук? Какой это звук: глухой или звонкий? Докажите.

- Дети, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле. (Звучит шум прибоя.)

Вместе с нами будет путешествовать мудрая сова, которая приготовила для вас разные задания. Чтобы понравиться сове вы должны красиво произносить звуки [c] и [з].

Наш корабль следует строго по курсу, вдали виднеется земля.

Это остров "Звуков". (Звучит музыка из мультфильма "Чунга-Чанга")

V. Работа с звуками [с] и [з]

Логопед. Мудрая сова просит правильно произнести звуки [С] и [З]. Давайте произнесем их. (Дети произносят и дают характеристику каждого звука)

Мы с вами находимся на острове "Звуков". (Выставляются два макета замков.)

- Для того чтобы мы могли плыть дальше, мудрая сова предлагает ответить на вопросы.

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)

- Где живут гласные звуки? (В красном замке.)

- Где живут согласные звуки? (В синем замке.)

- А в каком замке живут звуки [c] и [з]? (В синем.)

- Молодцы!

Учитель. Сейчас мудрая сова хочет проверить, на сколько вы внимательны. Я буду показывать вам картинку, а вы должны назвать слово и определить есть в нем звуки [С] или [З]. Если есть, то нужно произнести этот звук и хлопнуть в ладоши. Хорошо справились с этим заданием, но немного устали, давайте отдохнем.

VI.Физкультминутка (Дети поют и делают разные движения)

Учитель.

Заинька повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись.} 2раза
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой..} 2раза
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, эдак попляши.} 2раза

Можем плыть дальше. А вон впереди уже виден второй остров. Сойдем на берег и отдохнём. (Звучит музыка из мультфильма "Чунга-Чанга")

VII. Работа с буквами С и З.

Логопед. Пальчиковая гимнастика

Корзинка

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

(Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны)

Собака

У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.)

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

(Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.)

Учитель. Остров этот называется остров "Букв". На этом острове мудрая сова предлагает выполнить очень трудные задания:

1. Узнать буквы на ощупь, рассказать про каждую из них стишок и найти для нее место в нужном замке. (Дети находят в "волшебном мешочке" букву, называют ее, располагают в одном из замков (синем или красном) и рассказывают про нее стишок.)

Ж - эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж.

Съем я бублика кусок
И увижу букву С.
Посмотри на букву З
И увидишь цифру "3".

Только с цифрою, друзья,
Путать буквы нам нельзя
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Выявление буквенного гнозиса. Узнавание букв, выполненных разным шрифтом, наложенных одна на другую, изображенных в непривычном ракурсе.

2. Среди букв найдите буквы З и С. Найдите и обведите в кружочек.

(У каждого карточка с разными буквами)

VIII. Гимнастика для глаз.

Логопед. Мы с вами много работали наши глазки устали. Давайте отдохнем.

(Детям предлагается сделать упражнения)

Упражнения для стимулирования и развития абстрактно-логического мышления:

  • Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до пяти. Начать с открытыми глазами, затем продолжить с закрытыми глазами. Повторить три раза.
  • Массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 10.
  • Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
  • Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, 10 раз.

Упражнения для профилактики нарушений зрения:

  • "Стрелять глазами" вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
  • Глазами написать цифры от 0 до 5.
  • Зажмурив левый глаз, правым написать числа от 0 до 5. Зажмурив правый глаз, левым написать четные числа от 6 до 10.
  • Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.

3. Рассмотрите рисунок. Здесь спрятано пять предметов. Постарайтесь их все найти и назвать. В каком слове есть буква С?

4. Буквы, наложенные друг на друга, найдите среди них буквы З и С. Подчеркните эти пары. (У каждого карточка с буквами.)

5. А теперь вы должны быть очень внимательны. Нужно найти и сосчитать сколько букв С и З на рисунке.

Учитель.

6. Мудрая сова предлагает следующее задание.

Посмотрите на рисунки и найдите предметы с буквой З.

Заштрихуйте (по образцу в круге) зайчиков, которые прыгают справа налево. Куда прыгают остальные зайчики? Сколько их? (Задание дается дифференцированно)

- Отлично! Вы справились с заданиями и мы продолжаем наше путешествие по бушующему морю.

Впереди третий остров "Слов и предложений". (Звучит музыка из мультфильма "Чунга-Чанга")

VIII. Работа над словом и предложением.

Учитель. На этом острове много красивых ракушек. Посмотрите в одной из них задания. Мы задания выполним, а ракушку возьмем с собой.

1. Игра: "Доскажи словечко".

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу хвост короче уха.
Живо угадайка, кто же это? ...(Зайка).

В коридоре топот ног,
Что зовет нас в класс?....(звонок)

Я сижу едва не плача,
Очень трудная ...(задача)

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла ...(зима)

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю...(зарядку)

Вещунья белобока,
А зовут ее...(сорока)

Какое слово лишнее и почему?

Правильно "сорока", так как начинается с буквы "с".

2. Учитель читает слова, детям нужно добавить слог за.

(Дети называют получившиеся слова)

3.Учитель читает текст.


Тузик

Зоя

Тузик

У нас собака Тузик. Тузик сидит у забора. Зоя дает Тузику кости. Тузик грызет кости.

О каком животном говорится в рассказе? (О собаке) Как зовут собаку? (Тузик)

А еще о ком говорится в рассказе? (О девочке) Как её зовут? (Зоя)

Перескажите рассказ, как запомнили. (С опорой на картинку)

Но вот пришло время прощаться с этим чудным островом и отправиться дальше (в обратную дорогу)

VIII. Рефлексия.

Я предлагаю вам взять в руки ракушку и рассказать ей о своем настроении, о своих впечатлениях от нашего морского путешествия. (Дети по очереди разговаривают с ракушкой)

Молодцы! А сейчас закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать ракушка: "Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Я рады, что вы справились со всеми заданиями. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, уважали, любили друг друга, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение".

Наше занятие подошло к концу и сова с нами прощается.

Использованная литература.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. Москва. 1987.
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004 № 6.
  3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва 1991.
  4. Рау Е. Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. Москва 1980.