Итоговое занятие по краеведению "Мое Златоустье"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Социальная и трудовая адаптация учащихся с нарушением интеллекта – основная задача коррекционной школы. Большое значение в процессе подготовки учащихся к самостоятельной жизни приобретает тщательно продуманная и организационная система внеклассной работы, как по литературе, так и по другим учебным предметам.

Особенную роль в формировании социальной активности учащихся с нарушением интеллекта, играет внеклассная работа по литературе.

Я использовала групповую форму внеклассной работы – кружок. Формирование в кружке свободное до 15 человек из разных классов. В основе работы лежит план изучения родного края.

Занятие по литературному краеведению «Моё Златоустье» включает в себя большую исследовательскую работу, которая проводилась на протяжении всего учебного года. Ребята работают в группах, подготавливают сообщения, составляют альбом «Город крылатого коня», провели интервью среди учащихся школы и учителей, подготовили презентацию по результатам работы в кружке «Родник» – «Мой город». Такая работа, хотя и выполняется с помощью учителя, но все же носит самостоятельный характер, с элементами творчества. В любом случае такая работа требует коррекции со стороны педагога.

Программа кружка даёт большие возможности для активизации жизненной позиции детей, подготовки их к самостоятельной жизни, с другой стороны, разнообразные формы внеклассной работы дают большие возможности для социализации выпускников специальной (коррекционной) школы.

Цели:

  • формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране;
  • создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
  • познакомить с историей «малой» Родины;
  • развивать кругозор и словарный запас учащихся.

Оборудование:

  • фотовыставка
  • компьютер
  • видеокамера
  • выставка книг о Златоусте
  • выставка детских рисунков «Мой город»
  • презентация
  • музыкальный клип

ХОД УРОКА

(Звучит музыка).

Учитель: Добрый день, друзья! Гости и жители нашего города. Вы находитесь в телестудии кружка «Родник» на съёмках передачи о нашем городе. Журналисты кружка расскажут вам о нашей работе по краеведению. Которую мы провели в течении года, обо всём том, что мы узнали интересного о нашем родном крае.. И сегодня мы продолжим оформление альбома «Город крылатого коня». Итак, мы начинаем.
Передачу открывают самые юные участники кружка «Родник» – Вера и Антон.

(Звучит медленная мелодия)

Инсценирование стихотворения

Внучка: Родина! Что это, дедушка?

Дед:

Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.

Внучка: (продолжая мысль)

Родина – это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.

Дед:

Родина – слова не знаю чудесней,
В нем наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.

Внучка:

Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.

Дед:

Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!

Учитель: Ребята, о какой родине говорили дедушка с внучкой, о малой родине или родине в целом?

Дети: Я думаю о малой родине. В нем говорится о цветах нашего края, о реке, о маме, о наших песнях, которые пели еще прадеды, о нашей истории. В нем наши сказки и славные были.

Учитель: Скажите, пожалуйста, чем отличается малая родина от Родины в целом?

Дети: Малая родина – это то место, где мы родились и выросли. Где живут наши родители, друзья, где мы учились ходить. А в понятие слова Родина – входит вся наша страна. Ее поля, леса, просторы, города, в которых мы еще не были. Все народы , которые живут и работают вместе.

Учитель: Как называется наша малая родина? Я предлагаю вашему вниманию фрагмент мультфильма о Златоусте.

– Вы увидели как мультипликаторы представили наш город. А чем является для вас город Златоуст? (Семья, дом, школа)
– Первую рубрику, которая называется «историческая», представляет Кристина.
– Мы с ребятами в течении года изучали историю возникновения нашего города, используя собранные материалы мы подготовили презентацию «Мой город». (Показывает папку – Презентация 1)
– Чтобы закрепить знания и повторить важные сведения о родном крае я предлагаю провести викторину «Самоцветные грани истории» (Презентация 2)

1) Назовите год рождения нашего города?
2) Назовите фамилию первостроителей, которые начали строительство Златоустовского завода на реке Ай?
3) В честь какого святого назван наш город?
4) О чём рассказывает герб Златоуста? (Красный цвет – символ силы, храбрости и мужества златоустовцев. Легли на щит герба и сполохи того огня, в котором рождался когда-то знаменитый аносовский булат и рождается сегодня не менее знаменитая златоустовская сталь. Изображение крылатого коня – символизирует уникальное искусство златоустовской гравюры на стали. Золотой цвет символ богатства недр уральской земли и напоминание о поэтическом названии города – Златоуст.)

В каждой улице здесь – история,
И в семье каждой свой роман,
Своя сага, своя хронология,
Загляни и поймешь все сам.

Поспеши сохранить историю,
И гордись, что среди лесов,
Есть твой город – малая Родина,
Твое детство, твой мир, твой кров.

Пока ребята оформляют первую страницу альбома мы переходим ко второй рубрике «Литературной».

Город Златоуст – явление особенное. Люди слушают голоса гор, лесов, неба и, впитав их мудрость, пишут картины, музыку к и стихи, чтобы щедро дарить их миру. Через историю Златоуста можно увидеть путь России.

Открывает рубрику журналист-литератор – Вера.

Читает отрывок из поэмы Л. Дугарь «Луна в реке»

Сливалось серебро дождя
И злато листопада,
Несла осенняя вода
Уральскую прохладу.
Промышленники – туляки
Из рода Мосоловых
На берегах луны-реки
Завод воздвигли новый.
Иван – меньшой Перфильев сын,
Обрёл святое место,
И среди сосен и рябин
Нашёл район железный.
Из Берг – коллегии (верь, Русь)
Указ вступает в силу:
Так был основан Златоуст –
Железный стан России.

Учитель: Каких только красот не увидишь на златоустовских просторах. Нет ни одного человека, который бы остался равнодушным, увидев эту красоту. Сколько прекрасных стихов написано уральскими поэтами о нашем крае.
Назовите известных поэтов из Златоуста с творчеством которых мы с вами уже знакомы. (Соложенкина, Верзаков, Львов, Глыбовская, Дугарь)
Давайте по-подробнее остановимся на некоторых из них.

Света (Михаил Львов)

Михаил Львов (Рафкат Габитов) родился в 1917 г. в татарском селе Насибаш, что расположено в Башкирии, в юности перебрался к бабушке в Златоуст, где окончил школу. Устроился в депо, потом на металлургический завод. В 1935 году в коллективном сборнике литобъединения ЧТЗ, где он работал в многотиражке "Наш трактор", опубликовал первые стихи.

Мы идем сквозь огонь, позабыв о покое,
И в родительский дом я нескоро вернусь.
Как любовью своей, как отцовской рукою,
Ты прикрой меня сталью в бою, Златоуст. (Игорь)

Вика (Светлана Соложенкина)

Соложенкина Светлана Львовна (1940, Нязепетровск Челябинской области) – русская поэтесса, кандидат филологических наук (1971), член Союза писателей России. Ее детство и юность прошли в Златоусте.

Эти горы, эти реки,
Каждый малый куст...
Чтобы славился вовеки
Город Златоуст. (Динар)

Нина (Людмила Дугарь)

Имя Л. Дугарь хорошо знакомо златоустовцам по публикациям в "Златоустовском рабочем" и ряде поэтических сборников. Член литературного объединения "Мартен", с 2000 г. одна из его руководителей.

А вокруг лесного града,
Звезды выплеснув со дна,
Дышит синяя ограда, –
Таганайская волна!

Эти стихи помогают видеть красоту родного края., учат беречь и любить окружающий мир, гордиться своей малой родиной и златоустовцами.
На следующих занятиях мы продолжим знакомство с писателями нашего города.
Журналисты-литераторы оформляют альбом, а мы движемся дальше.
Следующая рубрика «Экологическая»

Учитель: Ребята, что такое экология? (Ответы)

Журналисты – экологи провели опрос учащихся и учителей нашей школы .Предлагаю вашему вниманию интервью. (Видеозапись)
Ребята, какие экологические предложения от учителей вам понравились? (Разбить клумбы, создать зоны отдыха на территории школы).

Учитель: Да, ребята, сегодня природа нуждается в нашей защите и заботе. Это хрупкий дар, который мы должны сберечь. Я раздаю вам контуры лепестков, для того чтобы вы написали ваши предложения по защите окружающей среды. (Звучит музыка)
Давайте соединим наши лепестки. Посмотрите, мы с вами своими руками вырастили прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас. Природа любит тех, кто любит её.

Игра

– Как вы считаете в каких ситуациях человек бережно относится к Родине?
– Человек вернулся из леса с букетом ландышей;
– Человек сажает возле своего дома деревья;
– Человек подъехал к озеру на своей машине;
– Человек выбросил мусор в канаву возле дома;
– После отдыха в лесу человек закопал весь мусор;
– Человек уступил место в транспорте пожилой женщине;
– Врач опоздал на работу и т.д.

Нужно жить в согласии с природой, беречь её. И тогда каждый из вас будет чувствовать себя сильным, здоровым и счастливым человеком.

(Экологи оформляют свою страничку)

Итог занятия

Учитель: Мы собрали сегодня начало нового альбома « Город крылатого коня» Выйдите к доске и покажите свои страницы. На занятиях по краеведению мы изучаем родной край, учимся любить свою Родину. Потому что человек, не знающий своих корней, не знающий истории своей родины, не может любить её, творить её настоящее и думать о её будущем.Мы златоустовцы одна большая семья. Куда бы не раскидала нас судьба, мы остаёмся верными Родине.
Я предлагаю вашему вниманию ещё раз совершить путешествие по нашему городу с помощью презентации «Моё Златоустье» (презентация 1)

Награждение

– За активное участие в исследовательской работе кружка за 2009-2010 учебный год почётными грамотами награждаются …