Однородные члены предложения, союзы, соединяющие однородные члены предложения

Разделы: Русский язык


Задача урока: познакомить учащихся с новой темой "Знаки препинания и союзы при однородных членах" в рамках развития критического мышления.

Цели урока:

  • Образовательная: развитие критического мышления на всех стадиях урока.
  • Развивающая: развитие внимания, мыслительных процессов: обобщения, анализа и синтеза.
  • Воспитательная: формирование нравственной позиции чуткого человека в контексте работы со стихотворением Д.Хармса.

Вызов: Работа со стихотворением.

Удивительная кошка

Несчас...ная кошка порезала лапу.
С:дит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы выл:чить кошкину лапу
В:здушные шарики надо купить.
И сразу ст:лпился народ на дороге,
Шумит, и кр..чит, и на кошку гл..дит.
А кошка отч:части идет по дороге,
Отч..сти по воздуху плавно л..тит!
(Д.Хармс)

Комплексный анализ текста:

- Какое первое впечатление создается от прочтения?

- Почему такое название?

- Вы чему-то удивились?

- Какая была кошка в первой строфе?

- А во второй строфе?

- Какое чувство вы испытали к кошке?

- А так ли она довольна, что летит по воздуху?

- А почему нет? (народ столпится и кричит)

- Кошке приятно, что все смотрят на ее страдания?

- Смешное ли это стихотворение?

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

Один учащийся создает кластер на доске (данный кластер был составлен на прошлом уроке)

- Есть ли в стихотворении однородные члены? Работа в парах: поиск и подчеркивание однородных.

Проверка работы.

- Что такое однородные члены? Проверка кластера.

Орфографическая минутка: объяснение пропущенных орфограмм.

Новая тема:

Запись предложений:

Зимой солнце светит ярко, а не греет.

Быстро, но осторожно ребята перебегали дорожки.

Волны пенились и с шумом бились о набережную.

- Есть ли однородные члены в этих предложениях?

А чем они соединены?

Лексика урока: СОЮЗ, ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ (понятие вывешены на доске)

- Прочитаем параграф №40. Какое правило нужно будет запомнить?

- Выполнение упр. 199(письменно), 198(устно): УМК под ред. Т.А.Ладыженской.

Рефлексия:

Игра "Верю - не верю"

Учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые они выполняют определенный чертеж.

1. Однородные члены предложения могут быть соединены союзами А//НО?

2. Перед союзами А//НО всегда ставится запятая?

3. Перед союзом И всегда ставится запятая?

4. Однородные могут соединяться союзами ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК?

5. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления?

6. Однородные члены могут соединяться и без союзов?

Ответ:

Творческое задание:

- Вернемся к нашему стихотворения про удивительную кошку.

Создайте свое предложение, используя однородные члены и союзы на тему этого стихотворения:

Вариант: Кошке больно, неприятно, а не весело совсем.

ПМИ:

Что изучали? Что интересного было на уроке? Что не понятно?

Домашнее задание: параграф 40, упр196