Личностно ориентированная программа "Умники и умницы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: умники и умницы


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (26 МБ)


Пояснительная записка.

Программа «Умники и умницы» разработана с учётом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №16 города Сарова Нижегородской области и является основой для работы с одарёнными детьми. Направлена на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка и помощь особо одарённым детям, обучающихся в массовой школе.

Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Программа содержит алгоритм действий для всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, психолого-логопедической службы школы, администрации.

Конечный прогнозируемый результат  программы представляет собой развитие пространственных представлений, психологических новообразований младшего школьного возраста (произвольности, рефлексии, внутреннего плана развития) познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Поэтому интеллектуально-личностная программа называется «Умники и умницы».

Программа «Умники и умницы»  является обобщением опыта работы с детьми младшего школьного возраста. Задания  программы подобраны в соответствии с принципом системной дифференциации и направлены на всестороннее развитие разных форм и видов мыслительных операций анализа и синтеза.  К ней разработан учебно-методический комплекс, помогающий оптимально решать образовательные, воспитательные  задачи.

В содержании курса обучения содержится диагностика, коррекционная работа познавательных процессов. Знания  детей отслеживаются  по определенным критериям обученности. В зависимости  от уровня подготовленности ребят программа ежегодно корректируется.

Информационная карта интеллектуально-личностной программы «Умницы и умники» с одарёнными детьми в начальной школе

Полное название программы Интеллектуально-личностная программа «Умницы и умники»
Автор программы Маркелова Светлана Николаевна
Название проводящей организации МОУ СОШ №16
Адрес организации 607185  Нижегородская область,   г.Саров, ул. Герцена,  д.5
Рабочий телефон 8(83130)  5-69-84 
Домашний адрес педагога 607190  Нижегородская область,  г.Саров, ул.Московская, д.25,  кв.8
Домашний телефон 8 (83130)  9-01-49
Форма проведения Индивидуальные, групповые, теоретические и практические занятия
Цель программы Создание  условий для развития  коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника  и воспитания активной
Тип программы Авторская
Уровень реализации Начальное образование
Уровень применения Социально-педагогическая  направленность
Соискатели Учащиеся, родители учащихся
Способ освоения содержания образования Творческий, проектный
Срок проведения 4 года
Официальный язык программы Русский
Условия участия в программе Обучение на добровольной основе

Период и этапы реализации личностно-ориентированной программы «Умники и умницы»

Первый этап: 1 год обучения разработка модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся, а также критериев эффективности реализации данной модели.

Второй этап: 2-3 год обучения реализация модели образовательного процесса и оценка ее эффективности на основе выявленных критериев.

Третий этап: 4 год обучения анализ результатов внедрения модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся.

Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Задачи программы:

  • выявление одарённых детей и создание системы работы;
  • отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  • развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Объект: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет: содержание и формы УВП; технологии обучения, формирующие.

Формы работы:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • НОУ: Академия интеллектуального лидера или трёх Т – талант, труд, творчество. (Презентация 1)
  • дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • школьная научно – практическая конференция «Шаг в будущее», проектная деятельность. (Презентация 2)
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по курсу «Окружающий мир» электронная энциклопедия);
  • создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе:

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одарённой личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций.

Участники реализации программы

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют все: родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог, детское научное общество (академия интеллектуального лидера).

Используя в образовательном процессе метод проектов, педагоги имеют прекрасную возможность приобщить к поисковой, творческой деятельности практически всех учащихся, независимо от степени их одарённости и успешности в учёбе.

Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

Защита ученических проектов проходит ежегодно на школьных научно – практических конференциях «Шаг в будущее», а наиболее интересные работы представляются к защите на городской конференции «Я - исследователь», а также на областном конкурсе исследовательских работ и проектов детей дошкольного и младшего возраста «Я - исследователь», организуемом Центром развития творчества детей и молодёжи Нижегородской области. Неоднократно учащиеся школы становились лауреатами и дипломантами этих мероприятий.

В начальной школе создана Академия интеллектуального лидера или Трёх Т – Талант, Труд, Творчество для учащихся 1-4 классов, девизом которого стало изречение К. Паустовского «Чем больше знаешь, тем интереснее жить…». Стать членом Академии может любой желающий ученик начальной школы. Основное условие увлечённость, интерес ребёнка к этому виду деятельности.

Контроль за выполнением модели работы

1. Функции директора:

  • планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса;
  • материальное стимулирование одарённых детей.

2. Функции заместителей директора по УВР  и  ВР:

  • регулирование и коррекция образовательных процессов;
  • организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми; 
  • координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;
  • помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей;
  • сбор банка данных по одарённым детям.

3. Функции учителя начальной школы:

  • выявление детей с общей одарённостью;
  • оформление в дневниках сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные диагностик и наблюдений, руководителей кружков, родителей;
  • планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

4. Функции руководителей кружков и секций:

  • выявление одарённых детей;
  • организация творческих отчётов детей;
  • предоставление необходимой информации учителям начальной школы.

5. Функции педагога-психолога:

  • подготовка диагностических материалов;
  • диагностическое исследование;
  • анкетирование родителей;
  • организация и проведение развивающей работы с учащимися с одарёнными детьми/

Механизм реализации программы

1 четверть:   «Калейдоскоп Знаний»

Интеллектуально-творческий марафон. (Приложение 1)

Академия интеллектуального лидера или Трёх Т – Талант,  Труд, Творчество. (Приложение 2)

2 четверть:  «Открывай свои таланты» (индивидуальные образовательные маршруты для уч-ся)

Предметная Неделя по начальному техническому моделированию. (Приложение 3)

3 четверть:   «Интеллектуальная карусель»

Конференция «Шаг в будущее» исследовательских и проектных работ. (Приложение 4)

4 четверть:   «Восхождение к вершинам Знаний»

Конкурс «Ученик года». Все участники конференции     получают членские билеты Академии интеллектуального лидера. (Приложение 5)

Формы проведения мониторинга реализации программы «Умники и умницы». (Приложение 6)

Ожидаемые результаты (Приложение 7)

  • Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
  • обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая своё отношение к ним;
  • умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края);
  • участвовать  в различных  конкурсах: городских, областных, районных, Всероссийских, международных.

Модель одаренного ребенка:

  • личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонносте