Роль старшего воспитателя в формировании системы гражданского воспитания в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное российское общество остро нуждается в активных, компетентных гражданах. Эта потребность объясняется, прежде всего, стремлением к стабилизации экономического и социального роста, дальнейшего разнопланового развития страны, которое может быть обеспечено лишь за счет формирования у подрастающего поколения гражданственности.

Важнейшим интегративным признаком гражданственности и критерием ее сформированности является наличие гражданской позиции. Разумеется, в дошкольном возрасте, в силу особенностей психологического развития детей, можно рассчитывать лишь на формирование ее базиса. По признанию педагогов и психологов он состоит из элементов нравственной и правовой культуры личности, а также отношения к Родине. Именно активное гуманное отношение к окружающим, знакомство с нравственными и правовыми нормами, приобретение опыта бескорыстного участия в общественно значимых «добрых» мероприятиях, призвано обеспечить развитие у дошкольников в дальнейшем такого сложного качества, как гражданственность.

Однако, признавая обстоятельства, сложившиеся в стране, весьма благоприятными для формирования основ гражданской позиции, приходится констатировать, что соответствующее направление воспитательно-образовательной работы в дошкольном возрасте отличается минимальной степенью разработанности: направления воспитания, связанные с формированием гражданской позиции (патриотическое, нравственное, правовое воспитание) были разрозненны, не согласованы. Кроме того, среди существенных ошибок их организации присутствовала заорганизованность, формализм, излишняя инструктивность. В значительной степени это обусловлено недостаточной компетентностью педагогов в названных вопросах: традиционная «советская» методика нравственного и патриотического воспитания требует некоторой трансформации, которую воспитатели не всегда могут произвести самостоятельно.

Воспитание гражданственности - это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться естественно, ненавязчиво и постоянно, включать разноплановые мероприятия, связанные в обоснованную гармоничную систему. Создание такой системы находится в компетенции старшего воспитателя – на основе анализа ресурсов он конструирует содержание и технологию процесса воспитания гражданской позиции, координирует усилия всех участников в достижении цели.

Одной из самых острых и перспективных проблемметодического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в условиях детского сада является повышение методической компетентности педагогов по вопросам воспитания гражданственности, создание системы гражданского воспитания дошкольников (консолидации патриотического, нравственного и правового воспитания, обеспечивающих в купе воспитание у дошкольников основ гражданской позиции) и обеспечение условий для ее реализации в ДОУ.

Разрешение названных проблем возможно за счет создания проекта методической работы «Воспитание добром – призвание педагога».

Цель проекта: повышение методической компетентности педагогов в вопросах воспитания гражданской позиции у дошкольников, стимулирование инновационной деятельности, их творческого потенциала.

Задачи проекта:

  1. Повысить уровень гражданского сознания педагогов, формировать у них стремление воспитывать детей в духе гражданственности;
  2. Обогатить и уточнить представления педагогов о содержании, средствах и методах воспитания гражданской позиции у детей дошкольного возраста;
  3. Способствовать овладению педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности;
  4. Создать систему воспитательно-образовательной работы с детьми «Дошкольник сегодня – достойный гражданин завтра» (консолидировать патриотическое, нравственное и правовое воспитание, обеспечивающие в купе воспитание у дошкольников основ гражданской позиции) и обеспечить условия для ее реализации в ДОУ.

Реализация проекта предполагала прохождение нескольких взаимосвязанных этапов.

Первый этап — аналитический, на котором определены цели и задачи повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ, необходимой для реализации инновационной деятельности. Для этого проводился педагогический мониторинг, который включал изучение и детальный анализ уровня сформированности гражданской позиции и профессиональной компетентности педагогов ДОУ, детей и родителей, а также ресурсов дошкольного учреждения и социума, применимых для организации патриотического и нравственно-правового воспитания.

Основу составили диагностические методы. Для обследования педагогов ДОУ использовалось анкетирование. Было использовано две анкеты. Одна направлена на изучение «тематической» готовности педагогов к воспитанию у детей гражданской позиции и содержала следующие группы вопросов: сформированность гражданской позиции педагогов; методическая компетентность по вопросам воспитания гражданственности.

Вторая группа, предложенная К.Ю. Белой, предполагала выявление готовности к самосовершенствованию и саморазвитию и расположенности к инновационной деятельности.

Обобщив результаты анкетирования и данные систематических наблюдений за профессиональной деятельностью педагогов ДОУ, отнесли респондентов к трем уровням сформированности гражданственности:

Представители первого уровня считают себя гражданами России, гордятся этим. Они активно, с удовольствием участвуют в выборах, добровольческих акциях, переживают за судьбу Родины, гордятся ее достижениями. Нравственно богаты: стремятся к справедливости во взаимоотношениях с людьми, знают свои права и дорожат ими, сознательно и добросовестно выполняют обязанности. Хорошо владеют традиционной методикой нравственного воспитания, творчески ее применяют, интересуются методическими новинками по вопросам ознакомления с правами ребенка, иногда используют их в своей работе.

Для респондентов, отнесенных ко второму уровню характерно следующее. Они не утверждают своей гражданственности, и не стремятся к ней. Отдают предпочтение гражданским правам, с которыми, как правило, знакомы. Обязанности выполняют не охотно, по возможности их избегают. Скептически настроены, не склонны к бескорыстному труду на благо общества. Владеют традиционной методикой нравственного воспитания дошкольников, в соответствии с ней организуют педагогический процесс. Вслед за коллегами могут использовать элементы передового педагогического опыта, опубликованного в периодической печати.

К третьему уровню отнесены педагоги, которые негативно настроены по отношению к государству, принципиально пренебрегают гражданскими обязанностями, в личных отношениях не охотно признают права других людей, явно и категорично отдают предпочтение собственным интересам. Пренебрежительно или равнодушно относятся к проблемам, достижениям, перспективам Родины. Зная традиционную методику нравственного воспитания, применяют в своей профессиональной деятельности ее элементы. Используемые средства и методы однообразны, часто носят формальный характер.

Анализ показал, что у 92,6% педагогов не точное представление о сути гражданственности, а 77,7% время от времени пренебрегают обязанностями гражданина (участие в выборах, субботниках и т.п.).

Вместе с тем, как показало изучение двух других показателей: готовности к самосовершенствованию и саморазвитию и к инновационной деятельности, многие педагоги ДОУ способны к развитию и позитивно настроены к нововведениям.

Второй этап – организационный.

На основе данных, полученных на первом этапе мы объединили педагогов в несколько групп: те, кто хочет и может работать творчески, трудиться увлеченно и эффективно; те, кто работает добросовестно, хочет работать творчески, но пока испытывает затруднения в достижении этого уровня; те, кто является молодым специалистом; те, кто не стремится к творчеству, работает формально, а потому непрофессионально, неграмотно, неэффективно.

Первая группа «Творческие педагоги». Ее члены объединяются для изучения и отработки самых сложных вопросов воспитания у дошкольников гражданской позиции. Они способны создать новое содержание образования и соответствующие ему технологии воспитания и обучения и т.д. Функции старшего воспитателя как руководителя группы педагогов сводятся в основном к подсказыванию новых идей. Все остальное педагоги делают сами.

Вторая группа педагогов «Мастер своего дела». Основная задача старшего воспитателя – изучить устранить их затруднения, оптимизировать профессиональные навыки, стимулировать их применение в рамках планирования и организации педагогического процесса, направленного на воспитание гражданской позиции дошкольников.

Третья группа педагогов «Молодые специалисты». Их знания во многом теоретичны, умения не обкатаны на практике, но много юношеского задора, стремления к самосовершенствованию. В работе с ними акцент должен быть сделан на актуализации профессиональных навыков, практическом освоении алгоритмов педагогической деятельности. Их тяга к творчеству может быть реализована при выполнении не сложных творческих заданий.

Четвертая группа «Педагоги повышенного внимания». Здесь осуществляются меры по обучению педагогов ключевым профессиональным умениям, стимулированию и мотивации добросовестной работы, привлечению к минимальному проявлению творчества в профессиональной деятельности.

С учетом этого деления была построена система дифференцированной методической помощи педагогам, определялось содержание и формы методической работы. В условиях инновационной деятельности предпочтение было отдано эвристико-продуктивным и продуктивным формам.

В соответствии с задачами проекта, на данном этапе были созданы две рабочие площадки. Первая – «Педагог – посланец общества» включала деятельность по оптимизации гражданской позиции воспитателей. Она объединяла педагогов различной квалификации, отнесенных к различным группам. Вторая площадка «Ключ к воспитанию гражданина» предполагала повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам воспитания гражданственности. Ее работа строилась на основе дифференцированного подхода: для каждой из групп предлагались своеобразное содержание, соответствующие ему формы и методы. Впрочем, планировались и мероприятия, объединяющие все группы. Они были призваны создать и поддерживать в ДОУ единое информационное и идейное поле.

Третий этап – реализация системы дифференцированной методической помощи педагогам.

Развертывание площадок, предусмотренных системой дифференцированной методической помощи педагогам, происходило последовательно. В первую очередь была реализована работа по активизации гражданской позиции педагогов в рамках площадки «Педагог – посланец общества», а затем повышение методической компетентности в соответствии с планом площадки «Ключ к воспитанию гражданина».

Четвертый этап – оценочный. На этом этапе производилась оценка изменений в уровне сформированности гражданской позиции педагогов и их творческой деятельности.

Итоговый анализ показал, что произошли позитивные изменения в уровне сформированности гражданственности у педагогов. Так, 48,1% педагогов считают себя истинными гражданами России, они активны, нравственно богаты, 37,1% имеют достаточно точное представление о сути гражданственности и не пренебрегают обязанностями гражданина. И только 11,8% педагогов остались на низком уровне (при первичном обследовании количество педагогов с низким уровнем гражданственности достигал 30%).

Оценку творческой деятельности педагогов осуществлял специально созданный в ДОУ Экспертный совет. В его состав вошли представители администрации ДОУ, авторитетные педагоги, специалисты учебных заведений города.

Экспертный совет давал заключение о качестве методической продукции, возможности или невозможности ее использования внутри образовательного учреждения. Методические разработки, прошедшие экспертизу использовались в создании системы воспитательно-образовательной работы с детьми «Дошкольник сегодня – достойный гражданин завтра».

И последний этап реализации проекта – тиражирование его результатов (инновационная методическая продукция, описание содержания и организация методической работы в ДОУ).

О том, что цель проекта достигнута, а задачи решены, свидетельствовали отчасти и данные оценочного этапа: творческость и инновационность педагогов, уровень их методической компетентности по вопросам воспитания гражданской позиции детей стали заметно выше. Но, смягчая сухой язык цифр, следует отметить, что внедрение предлагаемой системы дифференцированной методической помощи педагогам позволило внести свежую струю в жизнь детского сада. Горящие глаза педагогов, их неуемное стремление к поиску, по-детски непосредственная радость от хорошо сделанного творческого дела красноречиво доказывают успешность методической работы и позволяют надеяться на то, что появившаяся на свет система гражданского воспитания детей-дошкольников будет не менее результативным.